ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Москва-Сити: <br />
проект <br />
без инноваций
18.03.2015

Москва-Сити:
проект
без инноваций

Большинство застройщиков «Москва-Сити» интересует только прибыль

В рамках Российского инвестиционно-строительного форума (РИСФ) 11 февраля состоялся круглый стол на тему «Применение современных передовых технологий и материалов в российском строительстве».

Выступление первого вице-президента Союза Московских архитекторов, руководителя Мастерской №6 «Моспроект-2» им. М.В.Посохина, члена-корреспондента отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ) Геннадия Сироты стало одним из самых интересных и в то же время самых горьких признаний сложившейся ситуации: инвесторов не интересуют инновации.

 

Мы решили опубликовать выступление Геннадия Сироты полностью, поскольку он как главный архитектор комплекса «Москва — Сити» лучше всех знает, что и как было сделано в этом центре высотного строительства Москвы:

- С момента начала проектирования и строительства комплекса «Москва-Сити» в 1992 году прошло уже 23 года. Когда мы начинали этот проект, я и мои коллеги думали, что он  закончится гораздо быстрее и не собирались тратить на него фактически всю жизнь, тем более что проект не закончен до сих пор.

В самого начала проект «Москва — Сити» имел те же самые градостроительные параметры, что и сейчас. А вот площади зданий и сооружений выросли почти в 2 раза. Первоначально в нашем проекте 1992 года было 2,5 млн площадей на площадке в 50 га. И под эти 2,5 млн у нас была запроектирована вся инфраструктура — городская, уличная, транспортная. Сегодня мы имеем 4 млн кв.м. площадей на этой же территории, а транспортная и дорожная инфраструктура остались прежние. У нас любят говорить, что в таких решениях виноваты проектировщики, но могу вас уверить: все основные решения об изменении этого объекта принимались не проектировщиками.

В целом я хотел бы разделить проектирование и строительство комплекса «Москва-Сити» на 2 этапа. Первый этап — с 1992 по 2010 год — то есть, тот период, когда высотное строительство только начиналось, и были планы закончить этот объект в 2007 году. Этот период отличается инновациями. Как вы знаете, все строительные, архитектурные, технологические инновации всегда закладываются на  стадии проекта. Те идеи, которые были заложены в проект в 1992 году, на тот момент были абсолютно инновационными для нашей страны. Мы до этого момента не строили таких высотных зданий, у нас не было для этого никакой нормативной базы. Поэтому нам, по существу, пришлось создавать нормативную базу высотного строительства. Что касается строительства, в то время строительные компании начали переходить на монолитное домостроение, и тогда это тоже было новинкой. Появились новые марки бетона, которые позволили строить такие высотные здания, появились новейшие для того времени фасадные конструкции, которые сегодня стали абсолютно привычными. Изменился подход к пожарной безопасности зданий — и все это дорогого стоило. Я считаю, что в этом была большая инновация. И что самое замечательное — чиновники в то время нам не мешали, и мы закладывали в проект те инновационные технологии, которые на тот момент с удовольствием принимали инвесторы.

Что же произошло после 2010 года? Хочу вернуться в связи с этим к теме моего доклада. Он называется «Особенности применения современных технологий в высотном строительстве на примере комплекса «Москва-Сити». На сегодняшний день у меня ответ один: современных технологий здесь просто нет. Все, что было заложено и сделано в 1990-е годы, так и осталось на том же самом уровне. И я бы даже сказал, что стало хуже.

Этот долгострой вызван еще и тем, что происходит перепродажа участков на разных этапах — практически каждый из них перепродавался по 2-3 раза, и новый инвестор вносил в проекты свои изменения. Эти изменения на 90%  были только в худшую сторону. Противостоять этому очень тяжело.

Какова же причина? Она простая — все наши сооружения, которые здесь заложены — 29 зданий на 20 участках, их них 20 — высотных — все построены и строятся за частные деньги. Сейчас из 20 участков у нас в сданном состоянии числится 8. Еще 8 не закончены, а 4 - в подвешенном состоянии. Все здания строит частный инвестор, и это было определено практически с самого начала. И если до 2010 года частные инвесторы, видимо, хотели работать и привносить в город что-то новое, то сегодня новые технологии и инвесторы совершенно несовместимы. Основная задача сегодняшних инвесторов — деньги, экономия и еще раз деньги в ущерб всему.

В качестве одного из примеров я могу привести комплекс башен «Город столиц». Его строила компания «Капитал Групп», которая  применила хорошие технологии, великолепные материалы, сделала отличное благоустройство — все на очень высоком уровне. И все потому, что инвестор на тот период мыслил себя не только застройщиком, но в дальнейшем собирался эксплуатировать этот объект. Сегодня они делают объект на другом участке — и это не то что сегодняшний, это вчерашний день, это позавчерашний день! Потому что это здание строится на продажу. А значит, основная задача — это получение максимальной прибыли, и эта прибыль должна быть не 10-15%, она должна быть 1000%!  Я не оговорился, у нас есть такие примеры.

Таким образом, новейшие технологии должны быть заложены в проекте, и они требуют денег. Более того, они дают отдачу в период дальнейшей эксплуатации зданий — это длинный рубль. И если инвестор мыслит себя как участник большого проекта — он тратится на инновации. А если задача стоит получить короткие деньги и просто уйти, что очень часто происходит, то ни о каких инновациях не может быть и речи.

К сожалению, не реализованы те задумки, которые, на наш взгляд, очень сильно отличали этот проект от таких же западных проектов. Мы очень хотели, чтобы у нас была общественная составляющая в центральном ядре — там, где сейчас построен торговый комплекс «Афимолл», на крыше которого должен был быть сад — «Парк-Сити». У нас должно было быть единое подземное пространство на все 50 гектаров. И, что самое интересное,  оно практически сделано, нет только 8 маленьких пешеходных мостиков, которые все это объединяют — и они до сих пор не делаются. Ни у кого нет желания что-то делать для города, довести до конца благоустройство. Есть только одно желание — получить деньги. То, что не дает сиюминутного дохода, не делается.

Вот  на такой пессимистической ноте я хочу закончить доклад. Надеюсь, что в нашем высотном строительстве будут происходить изменения, и я буду очень рад об этом узнать. А пока ситуация только ухудшается. А ведь сегодня в высотном строительстве существуют новейшие технологии, которые позволяют делать совершенно другие фасады, экономя электричество, но это деньги, это новые отделочные и инженерия материалы. И все же я очень надеюсь, что когда-нибудь наступит та золотая пора, когда наши проекты начнут осуществляться.

 

Записала Елена ШИНКОРЕНКО

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо