ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Ростехнадзор опять возьмется за лифты, а «ЩЛЗ» снизил производство на треть
17.02.2020
Вертикальный транспорт

Ростехнадзор опять возьмется за лифты, а «ЩЛЗ» снизил производство на треть

На юбилейном заседании медиаклуба «Лифт» о проблемах отрасли говорили без обиняков

Разговор начистоту состоялся в конце января накануне Дня работника лифтового комплекса на заседании медиаклуба «Лифт». Эти заседания в форме расширенной пресс-конференции с руководителями Национального лифтового союза проводятся с 2011 года по инициативе Комитета по информационной политике Национального Лифтового Союза.

 

В этом году юбилейное, 10-е заседание медиаклуба проходило в историческом месте — в Бункере Сталина в Измайлове. И это не случайно. Напомним, что именно Сталин 1 февраля1949 года подписал постановление Совета министров СССР №433 «Об организации производства лифтов». По той же причине 1 февраля лифтовики стали считать моментом появления в нашей стране лифтовой отрасли.

Тема юбилейного заседания медиаклуба звучала как «Безопасность граждан — главная цель лифтовой отрасли».

В этой связи достаточно серьезный и острый разговор шел о том, как лифтовое сообщество противостоит тем, кто пытается расшатать сплоченное лифтовое братство и навязать лифтовикам некие весьма сомнительные реформы.

Напомним, что толчком к появлению данной ситуации стало посещение в прошлом году бывшим уже руководителем правительства Дмитрием Медведевым Щербинского лифтостроительного завода. Именно после него появились проекты реформирования лифтовой отрасли, предложенные акционерным обществом «Дом.рф».

Надо отметить, что изначально проект этой реформы был, мягко говоря непрофессиональным. При его подготовке авторы, довольно поверхностно знакомые с действительно насущными проблемами лифтовиков, пытались сформулировать их с точки зрения передачи нитей организации деятельности лифтового комплекса страны, начиная с производства, монтажа, наладки и сервисного обслуживания лифтового оборудования в руки нескольких лифтостроительных заводов.

Такая система сильно подрывала бы устоявшийся баланс на лифтовом рынке и предполагала резкое ухудшение, а в некоторых случаях и полное исчезновения с рынка многих лифтовых предприятий.

Разумеется, НЛС, ставя в приоритет своей деятельности интересы лифтового сообщества, выступил в защиту прав и интересов лифтовых организаций.

О том, как члены НЛС осуществляли это на практике, и рассказали присутствовавшим на медиаклубе журналистам спикеры из числа руководителей организаций-членов НЛС. Вот что, конкретно, они говорили.

 

 

Темпы замены перекрыли темпы старения

Президент НЛС Виктор Тишин отметил, что одним из успешных аспектов в работе лифтовиков стал проект по ускоренной замене лифтов. Ежегодно в лифтовом хозяйстве достигают предельного срока старения в 25 лет около 10 тысяч лифтов. Благодаря усилиям работников лифтовой отрасли удалось добиться ежегодной замены более 15 тысяч подъемников, что уже перекрывает темпы их старения.

Темпы ввода лифтов ежегодно увеличиваются. Если в 2014 году их вводилось 35000, то в 2018 году — 45000. В 2019 году, по предварительным данным НЛС, эта цифра составит не менее 47 тысяч лифтов.

Отрасли удалось решить и такую крайне важную задачу, как приведение в соответствие отечественных лифтов с техническим регламентом Таможенного союза.

Тем не менее при всех успехах лифтовой отрасли огорчает статистика происшествий с лифтами. Президент НЛС напомнил, что в 2016 году в инцидентах с лифтами пострадали 73 человека, из них 36 погибли, 37 получили травмы. В 2017 году пострадали 70 человек из них 35 погибли, а 35 получили травмы, в 2018 году 60 человек пострадали, из них 30 погибли, 30 получили травмы, а в 2019-м из 60 пострадавших 25 погибли и 35 получили травмы.

 

Ростехнадзор снова будет надзирать за лифтами

Первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров подвел итоги нормативной деятельности, в которой значительную роль играет Национальный Лифтовый Союз в кооперации с профильными министерствами и федеральными службами, такими, как Минстрой, Ростехнадзор, Минпромторг.

Он напомнил, что три года назад был введен базовый документ —Постановление правительства №743, которое четко определило, что управляющие компании (УК), которым поручено управлять общедолевой собственностью, приравниваются в своих обязанностях к владельцу лифта, сняв многолетние споры по этому поводу и четко закрепило перечень обязанностей владельца лифта, которые он может выполнять самостоятельно или с привлечением специализированной организации. Выбор здесь остается за управляющей компанией, но экономически и методологически более эффективно большую часть технических работ выполнять с привлечением специалистов-профессионалов. Тем не менее все равно остается ряд обязанностей владельца лифта, которые чисто физически невозможно передать на подрядные договора и привлечь кого-то стороннего. Например, таких, как обеспечение физических параметров эксплуатации лифтов, в том числе температурного режима, как сохранность оборудования, доступ в помещение, обеспечение электроэнергией, освещение и других. Поэтому в каждой управляющей компании должен быть специалист, обладающий соответствующими знаниями, который мог бы оценить перечень работ, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации лифта, и обладающий пониманием, кого можно пригласить для выполнения данных работ на условиях подряда, а также каким образом контролировать его работу.

Все это — составляющие безопасности лифтов в наших многоквартирных домах. Важным достижением является законодательное закрепление статуса специализированной лифтовой организации, определенного перечня требований к ней. Очень важно также понимание того, что обеспечить безопасность без наличия квалифицированного персонала на всех стадиях жизненного цикла лифта невозможно! Поэтому одна из главных обязанностей владельца лифта — это осуществление всех операций по безопасной эксплуатации лифт именно силами квалифицированного персонала и  контроль наличия такого же персонала у подрядных организаций.

Следующим шагом стало закрепление того положения, что все специализированные организации, которые предполагают или уже занимаются деятельностью по техническому обслуживанию, ремонту, монтажу, демонтажу, эксплуатации лифтов, обязаны уведомить об этом специализированный орган, которым является Ростехнадзор. В Ростехнадзоре существует специальный реестр, в который все специализированные организации обязаны подать сведения. 

Еще одним шагом стало введение специальных статей в КоАП для того, чтобы можно было вводить административную ответственность за нарушения требований, которые содержатся в правилах. Эти нарушения, сгруппированы по двум группам. Первая — те, которые связаны с нарушением организации эксплуатации. Ответственность по ним относительно небольшая: штраф в несколько тысяч рублей для физических лиц и несколько десятков тысяч для юридических.

Вторая группа — это нарушения, которые влекут угрозу жизни, здоровью людей, либо вызывают аварии,  а также неустранение уже предъявленных ранее предписаний. Здесь уже предусматривается более серьезное наказание, вплоть до 300—350 тысяч для владельцев лифта либо приостановка деятельности до 90 суток по решению суда.

И, наконец, самый существенный момент, это наделение органа по государственному контролю и надзору — Ростехнадзора — прямыми полномочиями по контролю за выполнением данных правил.

Сегодня этот законопроект находится в правительстве, он получил положительное заключение рабочей группы по правовой гильотине при правительстве Российской Федерации и готовится к представлению новому вице-премьеру по строительству Марату Хуснуллину.

Наделение вышеописанными полномочиями Ростехнадзора приведет к возобновлению государственного контроля и надзора, даст возможность вести  плановую надзорную деятельность, проводить плановые проверки, контроль, что, соответственно, должно повысить ответственность владельцев лифтов,  повысить ответственности всех участников процесса обеспечения безопасности лифта.

 

Под «чутким» руководством «Дома.рф» щербинский завод оказался на грани закрытия

Сергей Чернышов, вице-президент НЛС по производству и реализации программ замены лифтов, прежде всего, напомнил, что 5 февраля 2019 года состоялось заседание правительства Российской Федерации на Щербинском лифтостроительном заводе, где, в том числе, были обозначены направления по развитию лифтовой отрасли.

Совещание это было организовано неслучайно. Дело в том, что в 2018 году Щербинский лифтостроительный завод перешел под контроль государственной структуры — Акционерного общества «Дом.рф». В конце 2018 года Акционерное общество заменило топ-менеджмент и полностью стало отвечать за руководство и развитие предприятия. В 2019 году озвучена официальная стратегия развития «Дом.рф» на период 2019-2024 гг. и одним из важных направлений этой государственной структуры обозначено развитие лифтовой отрасли Российской Федерации на базе Щербинского лифтостроительного завода.

Также одним из важных тезисов, сформулированных в стратегии «Дом.рф» на тот период было создание национального лидера по производству конкурентоспособной лифтовой продукцией на базе дочернего общества «Дом.рф» ОАО «Щербинский лифтостроительный завод».

Тогда лифтовое сообщество отнеслось к этим инициативам настороженно, оно увидело в них риски монополизации отрасли, и эти риски были обоснованы теми документами, которые исходили со стороны «Дом.рф». В них просматривалась тенденция полностью уничтожить малый и средний бизнес в лифтовой отрасли, монополизировать все направления жизненного цикла, начиная от производства, монтажа, эксплуатации.

Каковы же итоги деятельности «Дом.рф» в 2019 году по управлению «Щербинским лифтостроительный заводом»? Стоит вспомнить, что «ЩЛЗ» в последнее десятилетие был флагманом российского лифтостроения. Он занимал более 30% рынка производства лифтов в РФ . По итогам 2019 года, под руководством и управлением Акционерного общества «Дом.рф» «ЩЛЗ» снизил объем производства на 32%!

Это — исключительный показатель, отвечающий за эффективность управления. При том, что отрасль развивалась, динамика замены лифтов и строительства положительные.

Второй момент. За период правления «Дома.рф» на «ЩЛЗ» произведены невосполнимые нарушения технологической базы, разрушен и выведен из эксплуатации четырехэтажный административный корпус, сотрудники переселены в производственные и медицинские помещения, не соответствующие требованиям действующего законодательства. Полностью разрушен ремонтно-механический цех. Полностью разрушен цех гальваники. Полностью разрушен выставочный зал. Полностью ликвидировано и снесено производство кабельно-лифтовой продукции. Полностью демонтированы козловые краны на призаводской территории. Фактически сегодня завод находится на грани своего закрытия!

Также под управлением «Дом.рф» в течение 2018-2019 годов были сорваны крупные контракты на поставку и замену лифтов в нескольких регионах страны. В Ленинградской области,  Калининградской области, в Москве были сорваны поставки несмотря на жесткий контроль со стороны фонда капитального ремонта. Московская область — поставки сорваны. Краснодарский край, Приморский край и так далее — сотни тысяч людей пострадали от деятельности Щербинского лифтостроительного завода под управлением «Дом.рф». Не исполнены во многих регионах программы капитального ремонта.

Как исправить ситуацию, сказать довольно сложно. Назначение Виталия Мутко на должность руководителя «Дом.рф»  лифтовики считают не случайной и связывают с этим назначением перемены к лучшему. Ведь деятельность «Дома.рф» в 2018-2019 году не предусматривала взаимодействия с профессиональным лифтовым сообществом. Все попытки развивать отрасль совместно были просто проигнорированы. С приходом Мутко появились надежды на плодотворное сотрудничество с лифтовым сообществом, поскольку еще будучи на посту заместителя председателя правительства Виталий Леонтьевич поддерживал лифтовую отрасль в части контроля за субъектами Российской Федерации.

Лифтовики считают, что сегодня мы должны перейти от советской модели поддержки только крупных лифтостроительных заводов к модели развития малых и средних предприятий в различных регионах Российской Федерации. Основа для такого развития у нас заложена — за последние 5 лет у нас созданы и готовы к выпуску лифтов целый ряд предприятий по всей стране.

Кроме этого, в 2020 году запланирована продажа имущественного комплекса, находящегося в состоянии банкротства — «Серпуховского лифтостроительного завода». Таким образом, сегодняшние мощности, уже созданные в России, дают возможность обеспечить на ближайшие 5 лет реализацию Национального проекта «Жилье и городская среда» в рамках увеличенного объема строительства многоквартирных домов и масштабной программы замены всех лифтов в жилищном фонде.

В связи с этим инициатива того же «Дома.рф» построить новый завод на 40000 лифтов в Московской области выглядит совершенно беспочвенной. Для чего нужен этот завод (который, кстати, должны строить на государственные деньги)? Чтобы потом, как и Серпуховской завод, он обанкротился? Или для того, чтобы это предприятие убило весь малый и средний бизнес в регионах? Зачем нужен такой монстр, и какие страны идут по такому типу развития? Никакие!

Так что 2020 год — это возможность Национальному Лифтовому Союзу выстроить конструктивный диалог с органами государственной власти, с новыми руководителями, и выстроить эффективную систему развития лифтовой отрасли с учетом мнения профессионального лифтового сообщества, — считает Сергей Чернышов.

*     *    *

Мы привели выступления лишь на трех спикеров, которые наиболее ярко обрисовали нынешние проблемы лифтовой отрасли. Безусловно, разговор на медиаклубе охватывал гораздо более широкий спектр вопросов. Говорили и о низкой профессиональной квалификации персонала лифтовых организаций, и о активной деятельности в этом направлении совета по профквалификациям в лифтовой отрасли. Внимательно обсуждали вопросы развития и модернизации диспетчерской связи, сервисного обслуживания и многие другие.

Записал Макс Качаев

 

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо