ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Почему <br />
закрываются <br />
кирпичные заводы?
24.02.2020
Строительные материалы

Почему
закрываются
кирпичные заводы?

О ситуации, сложившейся на рынке строительной керамики мы беседуем с директором Ассоциации производителей керамических стройматериалов (АПКСМ) Владиславом Геращенко.

 

— С какими итогами производители керамических строительных материалов закончили минувший год и каковы перспективы на нынешний?

— Ситуация у нас на рынке непростая. Все помнят падение отрасли, которое произошло в 2016 году. В итоге только с 2016 по 2018 год по разным причинам закрылось около 50 предприятий, ряд из них попросту обанкротились на фоне общего спада в строительстве. Сегодня еще ряд предприятий находятся в стадии продажи.

Тем нем менее, по сравнению с прошлыми годами 2019-й стал более позитивным. Продажи улучшились, предприятия немного воспряли и цены на нашу продукцию несколько поднялись. Но это, я бы сказал, спонтанная радость, поскольку этот всплеск обусловлен тем, что с 1 июля в силу вступил закон по переходу на эскроу-счета. Дело в том, что те строители, которые выполнили свои объекты на 30%, стали активно их достраивать и в связи с этим увеличился спрос на нашу продукцию.

Но предугадать ситуацию на нынешний год пока что трудно. Ведь те объекты, которые возводят еще по старым правилам, уже  будут достроены, а тех, что должны сооружать с применением эскроу-счетов, начали строиться еще не так много. Поэтому мое видение ситуации — в нынешнем году она может ухудшаться.

— То есть ваши прогнозы на нынешний год довольно пессимистичны?

— К сожалению, ничего особо положительного я пока не вижу. Я же сказал, что в этом году все должны строить уже по новым правилам. А из-за многих проблем, связанных с использованием эскроу-счетов, значительно сократится объем строительства в целом, соответственно, сократится и объем потребления нашей продукции.

Как это ни парадоксально выглядит, то если раньше, при предыдущем кризисе 2008 — 2009 годов закрывались старые керамические заводы, то сегодня закрываются и совершенно новенькие, «с иголочки», заводы. Например, в 2018 году закрылся верхневолжский керамический завод. А это было достаточно большое, современное предприятие… Сейчас владелец башкирского кирпичного завода «Амстрон» намеревается продать сове предприятие — тоже новое, ему и пяти лет нет…

— Не связано ли это с тем, что в свое время был своего рода бум на строительство кирпичных, керамических заводов? Ведь строили все, кому не лень, что называется... И в итоге мы столкнулись с перепроизводством кирпича и других строительных керамических изделий. Это так?

— Если говорить в этом ключе, то это отдельный вопрос. Например, Тульская область. Там было построено очень много новых кирпичных заводов, помимо того, что там и старые заводы работали. Поэтому однозначно можно сказать — там имеет место перепроизводство кирпича и других керамических изделий.

Но в упомянутой выше Башкирии подобного бума строительства заводов не было. А вот на северо-западе страны компания ЛСР построила ряд заводов, которые закрыли весь рынок, и там, в итоге, тоже есть перепроизводство кирпича. Так что в каждом регионе своя картина.

Однако в целом ситуация тяжелая еще и в том смысле, что многие заводы строились за кредитные деньги, а так как рынок начал падать, они не смогли нормально погашать кредиты, появились долги. Из-за этого теперь заводы и закрываются…

— Но продать в том же регионе, где они находятся, если там имеет место перепроизводство, уже вряд ли получится?

— Естественно, будут продавать в другие регионы. А если смотреть в корень, то эта ситуация все-таки вызвана общим падением объемов строительного производства.

— И все-таки ситуация воспринимается так, что производство керамических стройматериалов страдает от падения общих объемов строительства больше других направлений. Почему?

— Сегодня возросла доля применения вентилируемых фасадов, плиточных и других технологий отделки наружных стен, не связанных с использованием кирпича. Кроме того, при использовании этих технологий не требуются профессиональные каменщики, к тому же удешевляется стоимость фасада и при этом, экономится время на выполнение фасадных работ. Например, в Москве, большинство домов — либо крупнопанельные, либо каркасно-монолитные с вентилируемыми фасадами. 

Конечно, значительное количество керамических стройматериалов идет сегодня на частное малоэтажное строительство. Но его доля также уменьшается, поскольку его потребитель обнищал (упала покупательская способность), а кирпич — не самый дешевый продукт для строительства малоэтажного жилья. Чаще теперь строят каркасные или легковозводимые дома. При этом каркасная технология приобретает все большую популярность…

— В принципе, это и не удивительно, ведь почти вся «одноэтажная Америка» построена по каркасной технологии и продолжает строиться по ней же сегодня. Но вернемся к керамике. Какие из керамических изделий сегодня преобладают в России?

— Начнем с того, что доля лицевого кирпича сегодня сильно просела. Остаются «на плаву» крупноформатные блоки. Они идут неплохо, у строителей есть понимание, что это хороший материал. Они отвечают сегодняшним требованиям с точки зрения скорости строительства, удобства кладки, выполнения объемов работ. А также соответствуют теплотехническим требованиям. По ценам эти блоки уже рядом с газосиликатными, но по качеству и комфорту их не сравнить (керамические, на мой взгляд, гораздо лучше). Однако и тут нас поджидает проблема: у потребителя заканчиваются деньги.

— Давайте теперь поговорим о вашей ассоциации. Какие задачи предстоит АПКСМ решать сегодня и в перспективе?

— Сегодня нас чрезвычайно заботит «вопрос экологии». Я имею в виду то, что нашу промышленность отнесли к первой категории по негативному воздействию на окружающую среду. С этим мы категорически не согласны и сейчас мы занимаемся тем, чтобы вернуть наши предприятия во вторую категорию. Для этого есть вполне объективные основания и аналитические выкладки, подтверждающие эту позицию.

— В чем разница между категориями?

— Во второй категории у нас будет практически все то же самое, что было раньше, будем проходить аттестацию, проходить через службы природнадзора и т.д.

А по первой категории нужно еще и получать комплексное экологическое разрешение. Оно подразумевает целый комплекс мероприятий. Во-первых, мы должны будем оборудовать свои предприятия дополнительными датчиками онлайн мониторинга выбросов. Их производит в основном Германия и покупать надо будет там.

Во-вторых, нужно дополнительно организовывать рабочие места с диспетчерской, которая будет проводить мониторинг и постоянно передавать данные в Росприроднадзор. А это — дополнительная серьезная финансовая нагрузка на предприятия, которые и без того находятся не в лучшем экономическом состоянии. И даже по предварительным подсчетам все это повлечет весомые затраты.

Кроме того, комплексные экологические разрешения подразумевают комиссиональное выездное мероприятие, где будут присутствовать представители федеральных и местных органов власти, местные жители… Должны проводиться собрания, на которых будут задаваться вопросы, в том числе со стороны недовольных местных жителей...

— Господи, да какие же «вредные выбросы» может давать кирпичный завод?!!! Разве что пар и углекислый газ от сгорания газа в обжиговой печи?

— И тем не менее. При этом комплексное экологическое разрешение получают раз в несколько лет. А это — серьезная процедура с привлечением чиновников местных и федеральных органов власти…

— Кто хочет отнести ваши предприятия к первой категории?

— Эта история идет уже с 2015 года. Если помните, обозначилась тогда такая тема: «Наилучшие доступные технологии». Ее развивал химико-технологический институт им. Менделеева. Все было хорошо и никак не связано с экологией и выбросами. Мы стали соответствовать наилучшим доступным технологиям, а потом вдруг оказалось, что именно в связи с этим мы попали каким-то образом в категорию предприятий с негативным воздействием на окружающую среду.

 Но когда мы это осознали, было уже немного поздновато. Нас вовлекают и дальше в эту неблагоприятную для наших предприятий ситуацию. Для них это станет серьезнейшей нагрузкой. Хотя начать работать все это должно с 1 января 2025 года, на самом деле это не так уж далеко, как кажется. Тем не менее, как распоряжением правительства нас отнесли к первой категории, так в ней мы пока и остаемся. И до сих пор поправок в это постановление правительства нет, хотя замечаний много, причем не только от нас, но и от других отраслей, которые не согласны к отнесению их к первой категории.

— Но сегодня, когда в новый состав правительства вошли такие профессионалы, прекрасно знающие и понимающие все аспекты строительства, как Марат Хуснуллин, наверно, появляется надежда на восстановление «экосправедливости»?!

— Будем надеяться. Тем не менее помимо этой «экологической» ситуации нас волнует еще и транспортная проблема, которой мы уже который год занимаемся. Перевозящие керамическую продукцию автомобили не соответствуют установленной для наших дорог нагрузке на ось.

Мы используем и покупаем машины с допустимой нагрузкой на ось до 20 тонн, а сейчас разрешенную нагрузку ограничили 12 тоннами. Соответственно, наша машина должна идти почти наполовину пустой. То есть фактически возим воздух. Если же учесть, что весной, в самом начале строительного сезона ряд дорог закрывают, то и без того короткий летний сезон укорачивается, а продукция за счет вынужденного увеличения числа рейсов становится дороже.

За превышение же нагрузки на ось наши предприятия штрафуют. И эти ограничения относятся ко всем дорогам, в т.ч. к федеральным.

— Страна взяла курс на цифровую экономику, касается это и строительства. Насколько производители керамических строительных материалов к этому готовы?

— Безусловно, мы участвуем в цифровизации нашего сегмента экономики. У наших предприятий сегодня есть понимание того, что БИМу в России так или иначе быть. Один из важных моментов для нас в этом процессе — участие в БИМ-библиотеках. Мы пытаемся «забить» производителей нашей продукции в БИМ-библиотеки. Чтобы при проектировании уже в цифровом формате высвечивались продукты участников нашей ассоциации. И, соответственно, чтобы продукция наших участников ассоциации были востребованы.

Сейчас мы вышли на ту команду, которая должна координировать и отрегулировать все вопросы, чтобы эти библиотеки одинаково могли работать и в Минстрое, и в Минпромторге и в любой другой организации, где это необходимо.

Что же касается других аспектов работы нашей ассоциации, то мы по-прежнему занимаемся нормативной базой — обновляем, актуализируем, дополняем. Являемся экспертами ТК-144, ТК-465.

За те десять с небольшим лет, что существует Ассоциация, много было сделано, она доказала необходимость своего существования и все поняли, что без нее многие проблемы, которые мы решали в течение этих лет, без ассоциации не были бы решены и рынок был бы потерян.

— Спасибо за беседу!

Беседовал Михаил ЗИБОРОВ

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо