Будни ФАС:
картели, рейтинг,
госзакупки…
26 февраля заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский представил в Госдуме Законопроект об усилении ответственности за картели.
Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции и отдельные законодательные акты РФ в части повышения эффективности, выявлении и пресечении ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий»прошел длительное обсуждение, рассматривался в деловом сообществе, правоохранительных органах и Совете безопасностии внесен в Госдуму и Правительство.
Картели – одни из основных и тяжелейших нарушений в экономике, они тормозят развитие страны, что особенно критично в годы, когда реализуются нацпроекты. Только в прошлом году ФАС выявила 926 картелей и антиконкурентных соглашений, большинство из которых – сговоры на торгах, а также с органами власти и государственными заказчиками. А по оценкам Совета безопасности РФ, экономика страны от сговоров на торгах и товарных рынках теряет до 1,5% ВВП.
При этом документ не дает новые полномочия ФАС, а уточняет уже имеющиеся.
Так, предусматривается право ФАС получать напрямую от правоохранительных органов результаты оперативно-розыскной деятельности, если речь идет об уголовно-наказуемом картеле. ФАС и сейчас может получать эти материалы, но по очень длительной и запутанной процедуре. Орган, проводящий ОРМ, рассекречивает материалы и передает их следователю, и если тот решает о возбуждении уголовного дела, то имеет право передать их в ФАС для возбуждения дела о картеле. Но зачастую следователь не может возбудить уголовное дело, т.к. нет решения ФАС.
Следующее – это право ФАС в случае внезапных проверок по делам о картелях изымать предметы и документы, имеющие доказательное значение по делам о картелях. ФАС уже имеет право проводить выемку данных доказательств, но в отличие от других органов, ФАС, как и ФНС, проводит длительное расследование и часто начинает с предварительных внезапных проверок. Зачастую в эти моменты обнаруживаются документы явно ненужные в гражданско-правовом обороте.
Кроме того, необходимо право ФАС получать персональные данные и сведения об абонентах услуг связи – не содержание разговоров, а IP-адреса. Сейчас это право также есть, но в случае, если участие в торгах ведется с персональных компьютеров. Однако в современном деловом обороте все больше процедур проводится через мобильные средства связи.
Предусматривается увеличение срока давности по расследованию антимонопольных дел о картелях до 6 лет. Это связано с тем, что срок давности рассмотрения дел о картелях 3 года, а по уголовным делам о картелях – от 6 до 10 лет.
Определяется порядок заключения и прекращения соглашений о сотрудничестве компаний, признавшихся в картелях. Уже сейчас согласно КоАП РФ ФАС освобождает от ответственности первого признавшегося в картеле и смягчается наказание для второго и третьего. Однако ФАС планирует заключать соглашения, в которых будут прописаны права и обязанности.
Андрей Цариковский подчеркнул, что крайне необходимо найти баланс между эффективным расследованием картелей и правами бизнеса, которые ни коим образом не должны быть ущемлены.
А по мнению представителя фракции ЛДПР Андрея Лугового, сегодня всем сторонам торгов выгоднее договориться друг с другом, не соревнуясь за качество, при этом участники сговора ведут себя нагло и самоуверенно. Это связано с тем, что у ФАС мало необходимых рычагов воздействия – грозить может, а достать и наказать – нет. Единственный случай, когда участники картельного сговора дошли до суда, произошел в Самаре, и никто не верил, что такое в принципе возможно.
Самое интересное, что в первоначальной редакции законопроекта была норма, предусматривающая уголовную ответственность за сговоры заказчиков иучастников торгов, но при обсуждении она исчезла. Поэтому необходимо рассмотреть возможность внесения данной поправки. Основные противники законопроекта – крупные компании, а их жалобы свидетельствуют, что документ необходим.
По Рейтингу встречают…
ФАС предлагает создать Рейтинг деловой репутации предпринимателей, участвующих в закупках.
Как известно, ФАС выступает не за конкуренцию, а за добросовестную конкуренцию – и это большая разница. Однако сегодня мера наказания для тех, кто некачественно исполняет контракты или уклоняется от их заключения, есть – это Реестр недобросовестных поставщиков, а меры поощрения – нет. Получается компания может иметь большое количество качественно исполненных контрактов, а может их не иметь вовсе, или у нее были очень большие штрафы – и все они находятся в равных условиях.
Поэтому для поддержки работающих на закупках добросовестно предпринимателей должна быть создана экономическая мотивация.
Ведомство подготовило поправки в законодательство о контрактной системе и закупках госкомпаний, предусматривающие упрощение доступа к закупкам и перевод их на современный уровень, в том числе, внедрение рейтинга деловой репутации предпринимателей и Закон о контрактной системе – 44-ФЗ и Закон о закупках – 223-ФЗ.
Этот Рейтинг должен формироваться автоматически на основе данных Единой информационной системы, и учитывать, в том числе, количество, стоимость и качество исполненных контрактов и соотнесение уплаченных штрафов к их стоимости.
Данные Рейтинга в будущем могут использоваться при допуске компаний к торгам, оценке заявок и определении победителей на аукционах по совокупному критерию – предложенной цене контракта и рейтингу компании. Кроме того, это может быть существенное снижение обеспечения по контракту, например, в 3 раза.
Способов применения Рейтинга может быть большое количество, но в первую очередь его необходимо создать.В любом случае необходимо, чтобы добросовестные компании отличались от недобросовестных, а у людей должно быть понимание их репутации.
Поправки, подготовленные ФАС России, направлены на рассмотрение в Минфин России, Федеральное Казначейство, рабочую группу при Государственной Думе, ассоциациям предпринимателей, представителям экспертного сообщества из регионов, общественным организациям.
Галина Крупен
Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.