ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Как бороться с единственным поставщиком на рынке госзакупок?
05.04.2020
Экономика

Как бороться с единственным поставщиком на рынке госзакупок?

Из-за отсутствия правил в 223-ФЗ нет конкуренции, так как заявок на участие в таких закупках всего 1,5 на процедуру

3 марта в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный вопросам совершенствования Закона о закупках в части расширения доступа к закупкам компаний с государственным участием.

В мероприятии, проведенном под руководством члена Комитета СФ по экономической политике Алексеем Дмитриенко, участвовали представители Совета Федерации, профильных министерств, Федеральной антимонопольной службы, Федерального казначейства, бизнеса, общественных организаций и эксперты.

Сегодня регулирование закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц носит рамочный характер, что влечет за собой злоупотребления при проведении закупочной деятельности, а, следовательно, и ограничение конкуренции.

Как сообщил начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов, из-за отсутствия правил в 223-ФЗ нет и конкуренции, так как заявок на участие в таких закупках слишком мало - всего 1,5 на процедуру. Это, как следствие, приводит к отсутствию экономии, хотя суммы, которые расходуются в рамках 223-ФЗ в разы больше, чем по Закону о контрактной системе. Поэтому для экономии необходимо урегулировать ряд механизмов Закона о закупках.

Причем из-за несовершенства 223-ФЗ и отсутствия четких правил невозможно развитие конкуренции вокруг соответствующих госкомпаний и корпораций – не секрет, что во многих субъектах системо- и рынкообразующие компании – этоих дочерние структуры.

Сегодня в Законе о закупках есть ряд ключевых проблем. Одна из глобальных – это присутствие неограниченного количества единственных поставщиков, а также отсутствие исчерпывающего перечня оснований для заключения договоров с единственным поставщиком. В результате это приводит к колоссальным суммам, которые расходуются по прямым договорам, заключенным с одной организацией.

Другая проблема заключается в отсутствии единых требований к квалификации компаний. Зачастую в разных сегментах экономики госкомпании и субъекты регулирования 223-ФЗ устанавливают различные требования к квалификации компаний. И эти требования не унифицированы, из-за чего компаниям достаточно трудно подстроиться под эти процедуры. Результат – частые отказы в допуске и маленькое количество заявок участников при проведении соответствующих закупок. Поэтому регламентация этого вопроса крайне необходима. В частности, установление требований универсальной предквалификации по аналогии с 44-ФЗ, а также установление специальной предквалификации по всем сферам, чтобы заказчики могли пользоваться едиными правилами и выставлять единые требования к участникам рынка в зависимости от той сферы, где проводится закупка.

Кроме того, сегодня в 223-ФЗ и в актах Правительства отсутствует порядок оценки заявок: каждый заказчик сам для себя устанавливает критерии, значимость, а также содержание критериев. В результате из-за настройки порядков оценки конкурс может выиграть только одна компания.

Также в законе отсутствуют требования к банковской гарантии. Нет и перечня закрытых электронных площадок, а он необходим, ведь при проведении крупных закупок заказчики используют аффилированные площадки, что дает большие возможности для злоупотреблений при проведении электронных процедур.

Немаловажным остается вопрос заключения и исполнения обязательств по контракту. Отсутствие единой регламентации по заключению договоров приводит к большому числу обращений в ведомство со стороны бизнеса с тем, чтобы ФАС защитила их права. А так как в 44-ФЗ есть хороший блок по заключению договора, то, по логике, можно найти какой-то унифицированный подход и в 223-ФЗ.

ФАС уже подготовила поправки в Закон о закупках, документ был разослан в заинтересованные ведомства и общественные организации. В нем были учтены многие из болевых вопросов. Кроме того, ФАС поддерживает ограничение закупки у единственного поставщика неконкурентными способами закупки, а это ключевая проблема 223-ФЗ.

В целом все участники круглого стола отметили крайнюю необходимость комплексного внесения изменений в законодательство о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

Галина Крупен

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо