ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Керамическую плитку <br />
ждут взлет рынка <br />
и новые стандарты
26.04.2020
Строительные материалы

Керамическую плитку
ждут взлет рынка
и новые стандарты

С 1 июня в России вступают в силу новые межгосударственные стандарты на керамическую плитку и методы ее испытаний

В последний раз стандарты на керамическую плитку обновлялись 10 лет назад. Несмотря на это, в своей основе они остались практически такими же, как в 80-е годы прошлого века. Заметим, тогда область применения плитки была несравнимо уже, чем сейчас (для большинства наших сограждан керамика ассоциировалась исключительно с оформлением санузлов). И все равно плитка оставалась большим дефицитом, а дизайн ее был, мягко говоря, аскетичным.

Отсталым нормам вопреки

В последние годы российское производство керамической плитки существенно обновилось, став большей частью роботизированным. Широко используются мировые технологические новинки. А падение спроса на плитку в связи со строительным кризисом не столь ощутимо, как других стройматериалов.

Сегодня в России производится 183 млн кв. м керамической плитки в год. Достаточно для удовлетворения внутреннего спроса, да и для экспорта остается. Смотришь на сегодняшнее разнообразие керамики – по размеру, рисунку, месту применения… Неужели вся эта роскошь создается по правилам, установленным 30 лет назад?

– Конечно, нет. Подавляющее большинство российских производителей перешло на работу по собственным техническим условиям, – говорит Альберт Попов, директор Ассоциации производителей керамических материалов (АПКМ). – Обычно стандарты задают уровень развития технологий. У нас же получилось наоборот. Качество этих нормативов сильно отстало и от современных технологий, и от ожиданий потребителя.

АПКМ является инициатором и организатором разработки новых стандартов. Стандартов два – на плитку и методы ее испытаний. Чем же принципиально отличаются принятые документы от действующих?

Субъективный подход исключается

Стандарты на керамическую плитку до сих пор рассматривали ее свойства в зависимости от места их применения. Действовали три стандарта – на фасадную, напольную и настенную плитку. Полностью отсутствовали требования к новым видам продукции – например, к керамограниту. С 1 июня вместо этих стандартов вводится единый документ, в котором требования к изделиям прописаны в зависимости от их классификации, поясняет Альберт Попов. В стандарте содержатся и рекомендации для проектировщиков по месту применения изделий с определенными параметрами.

Изменяется классификация плитки в зависимости от различных параметров, меняются требования к методам их определения. Появляются новые, современные методы измерения свойств изделий (водопоглощение, прочность, коэффициент скольжения, истираемость и др.).

Устанавливаются требования и к керамограниту. Этот новый вид плитки стремительно ворвался в нашу жизнь. Он отличается особой долговечностью и устойчивостью к умеренно агрессивной среде. Скажем, трудно найти альтернативу этому износостойкому материалу для покрытия полов в местах с резким перепадом температуры и влажности и большим потоком людей: в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в деловых и развлекательных центрах… Неудивительно, что керамогранит с каждым днем заслуживает все большее признание у строителей и потребителей. В 2019 году на российском рынке его оказалось почти на 900 млн кв. м больше, чем прочей керамической плитки, говорит Екатерина Колина, эксперт компании IndexBox, специализирующейся на маркетинговых исследованиях. Еще десять лет назад о таком соотношении не могло быть и речи.

Столь широкое использование керамогранита привело к появлению специального стандарта на этот материал. По мнению многих строителей и проектировщиков, он получился неудачным, недоработанным. А. Попов полагает, что сейчас, когда есть единый стандарт на керамическую плитку, тот отдельный документ можно будет отменить.

Методы испытаний свойств керамической плитки потребовали основательной ревизии. Никакой другой строительный материал не оценивался столь субъективно, как плитка. В иных случаях дефекты поверхности полагалось найти «на глазок» – в буквальном смысле этого слова. Или вот предлагался такой метод оценки качества поверхности изделия: поцарапать чем-то твердым поверхность плитки с определенным нажатием! Тут сразу возникали многочисленные вопросы: чем царапать, как нажимать и т.д. И каждый отвечал на них в меру своего понимания.

Любопытно, что контролирующие органы снисходительно относились к такой субъективной оценке качества. Видимо, рассуждали примерно следующим образом: из-за непрочного кирпича стена может развалиться. А плитка треснет или с фасада упадет – что тут страшного?

Новый стандарт полностью исключает субъективный подход к методам испытания керамической плитки. Качество изделий будет оцениваться только с помощью приборов и устройств. Например, стандарт предлагает при определении коэффициента скольжения на выбор три метода испытаний. Они применяются в Европе и Америке, но в каждой стране свой, единого для всех стран метода нет. Пусть у предприятий будет выбор, говорит А. Попов. Возможно, практика покажет, какой из них в наших условиях самый эффективный.

На основе практического опыта

Межгосударственные стандарты разработаны в Научном центре керамики ВНИИСТРОМ под руководством Галины Дуденковой. Среди разработчиков также Ольга Токаева, которая представляет Россию в международных комитетах ISO, связанных с керамикой.

 Очень значимую роль при разработке проектов новых стандартов сыграли практики – специалисты заводов керамической плитки – Керама Марацци, Уралкерамика, Церсанит, Эстима, Ламинам, Италон, Керамика будущего, Самарский Стройфарфор и др. Эти предприятия прошли сложный путь развития, прежде чем их продукция стала котироваться на международном рынке. Так что принятые нормативы основаны на многолетнем опыте наших ведущих компаний.

 Все два года, пока документы готовились, представители заводов постоянно собирались для обмена информацией и выработки эффективных решений. Работа над стандартами окончена, а потребность в таких встречах осталась. По сути, в Ассоциации образовался центр компетенций, который, похоже, будет востребован и в дальнейшем.

Новые стандарты гармонизированы с документом ISO 13006-2018 – международным стандартом, чье действие распространяется по всему миру. Кроме России, новые межгосударственные стандарты приняли в качестве национальных сразу несколько стран СНГ: Армения, Беларусь, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Отменяемые нормативы могут продолжить действие в качестве исключительно национальных в тех странах, которые не смогут обеспечить эффективную работу в соответствие с новыми требованиями. Но это уже должны быть документы с другой нумерацией.

Кстати, на постсоветском пространстве первыми пересмотрели и сделали более современными стандарты на керамическую плитку украинцы. Их опыт не был лишним и для наших разработчиков.

Нужен испытательный центр. И арбитраж

Введение новых стандартов требует перестройки работы испытательных центров. До сих пор в России их было достаточно (крупнейшим и самым авторитетным остается Научный центр керамики ВНИИСТРОМ). Однако оборудование, предписанное новыми стандартами, есть далеко не у всех. Его надо приобретать. Очевидно, не все захотят это делать. Тем же, кто такое оборудование и установки приобретет, предстоит затем пройти аккредитацию на новые методы в Росаккредитации. Это четко регламентированная процедура, которая требует времени. Специалисты ВНИИСТРОМ НЦК Райхана Абдулгазимова и Петр Котов сомневаются, что к 1 июня 2020 года российские испытательные центры успеют это сделать.

Производители керамической плитки заинтересованы в скорейшем испытании своей продукции современными методами. По словам Галины Дуденковой, в настоящее время АПКМ создает рабочую группу, которая проинспектирует обеспеченность существующих испытательных центров и лабораторий необходимым оборудованием. И посодействует развитию независимого центра испытаний, который одновременно стал бы местом, где решались все споры относительно качество плитки. Своего рода арбитражем.

Отдельно надо сказать о сертификационных испытаниях керамической плитки больших форматов. Возрастает популярность изделий крупных форматов, вплоть до размеров 1200х1200; 800х1600; 1000х3000 мм, которые имеют немало достоинств перед небольшой плиткой. Появились максимально автоматизированные технологии, обеспечивающие высокое качество их производства. А вот средств измерения для контроля их качества нет. Причем нет во всем мире. Поэтому, скорей всего, в протоколы испытаний или документацию органов по сертификации будут включаться результаты поверки производственного оборудования, на котором эти плитки изготавливаются, предполагает Альберт Попов.

Перспективные маршруты

Российские предприятия приветствуют появление единых адекватных требований к продукции отрасли. Принятые стандарты «подтянут» качество плитки и сделают ее более конкурентной.

А конкуренция нарастает и внутри страны, и в мире. Импортная продукция, по данным АПКМ, составляет примерно четвертую часть российского рынка. Основной иностранный поставщик – Беларусь (до 40% всего импорта). Италия, Испания - признанные лидеры отрасли, также стремятся увеличить поставки своей продукции в Россию. Противостоять им крайне трудно.

В 2017 году впервые зашла на российский рынок Индия. Зашла и осталась. За два года импорт индийской плитки, по данным исследовательской компании Tebiz group, вырос с нуля почти до 1 млн кв. м и составил 2% всего импорта. Причем предлагает Индия наиболее популярные форматы 600х600 мм и 600х1200 мм, иногда по демпинговым ценам.

Натиск зарубежных изделий вынуждает наших производителей выходить на внешнюю орбиту. Тем более, по прогнозам аналитиков, спрос на керамическую плитку в мире будет расти ближайшие пять лет. Главным потребителем нашей плитки остается Казахстан (более половины экспорта). Но постепенно российские компании выходят за границы СНГ. В зоне наших экспортных поставок – вся Европа, Северная и Южная Америка. Здесь у российской плитки очевидные преимущества – качество и цена. Последняя формируется за счет относительно дешевых энергоресурсов, невысокой стоимости рабочей силы и близости к сырьевым ресурсам. А качество российской плитки намного выше, чем у многих зарубежных конкурентов.

Пока неосвоенными нашими компаниями остаются Ближний Восток и Юго-Восточная Азия. Между тем, как считают аналитики компании IndexBox, эти направления весьма перспективны. Потребность в керамической плитке растет в Иране и Израиле, Индонезии и Вьетнаме. Так что у российских компаний есть потенциальные маршруты.

Елена Бабак

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо