Анвар Шамузафаров: Минстрой 4 года не обновляет обязательные СП и тормозит отрасль
Об этом Агентству новостей «Строительный бизнес» заявил председатель Госстроя России в 1999-2002 годах, вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров.
Напомним, что постановлением правительства России №1521 утвержден перечень Сводов правил, которые являются обязательными для применения при проектировании и строительстве зданий и сооружений в рамках соблюдения Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Все остальные СП, СНиПы, ГОСТы, утверждаемые Минстроем России своими приказами, являются документами добровольного применения. То есть, заказчики и проектировщики вправе сами решать, какие из них они будут применять. При этом Главгоэкспертиза при проверке проектов руководствуется только Сводами правил, утвержденными правительством России в качестве обязательных.
- За последние четыре года, начиная с 2017 года, Минстрой России не внес ни одного изменения в постановление правительства России № 1521 и тем самым не обеспечил внедрение в строительство инновационных материалов и технологий, - заявил Анвар Шамузафаров. – Основная функция Минстроя России - вводить в действие современные, инновационные нормы технического регулирования! За четыре года Минстрой не ввёл в действие ни один документ. Это катастрофа и для страны, и для отрасли!
Более того, все эти годы и утвержденные в качестве обязательных своды правил не обновлялись и сейчас, по сути, являются препятствием на пути развития строительной отрасли. Профессиональное сообщество на собственные средства разрабатывает своды правил и национальные стандарты, надеясь, что они продвинут строительство вперед, а Минстрой России только утверждает их своим приказом в качестве добровольных и складывает на полочку. Замминистра строительства Дмитрий Волков в разговоре заявил мне, что своды правил вообще должны обновляться раз в пять лет – это полное непонимание сути технического регулирования в строительстве! Свод правил – это живой документ, материалы и технологии постоянно совершенствуются, и поэтому СП должны обновляться минимум раз в год, а новые своды правил должны вноситься в постановление правительства в качестве обязательных просто в режиме нон-стоп!
Я вижу, что Минстрой России так и не сумел наладить качественную работу в области нормирования строительной отрасли. Это касается не только сводов правил, но и ценообразования – сейчас в качестве расценок опять утверждены документы, которые я лично подписывал еще в 2002 году! Как можно такое допускать? Как могут строители работать по этим расценкам и не разоряться? Отсюда – вечные проблемы на бюджетных стройках, уголовные дела и аресты предпринимателей, а также требование президента Путина навести порядок во всех этих «СНиПах-хрипах».
Для того, чтобы ускорить процесс внедрения новых стандартов в строительной отрасли, Анвар Шамузафаров в письме на имя первого заместителя министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина предложил поменять процедуру утверждения обязательных Сводов правил.
«Действующий порядок актуализации перечня национальных стандартов и Сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений не соответствует современным требованиям. Практика и многократные обращения проектных, изыскательских и строительных организаций показывают, что утверждение указанного перечня Правительством Российской Федерации приводит к длительным задержкам в обновлении актуализированных нормативных актов» - говорится в письме.
В связи с этим Анвар Шамузаваров предлагает поручить Минстрою России подготовить изменения в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» и в Градостроительный кодекс и передать полномочия по утверждению перечня нацстандартов и сводов правил обязательного применения от правительства России федеральному ведомству, ответственному за техническое регулирование в строительной отрасли – в данном случае, Минстрою России. Это позволит максимально ускорить и оптимизировать процесс утверждения новых документов технического регулирования в строительстве.