ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Изменения <br />
в закон о госзакупках <br />
пошли на новый круг
04.07.2020
Экономика

Изменения
в закон о госзакупках
пошли на новый круг

При госзакупках потребуется рейтинг, предквалификация и типовой проект

Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев рассказал о перспективах развития законодательства в сфере госзакупок и планируемых изменениях в 44-ФЗ.

По его словам, ФАС совместно с Минфином и Федеральным казначейством подготовили большой пакет поправок в 44-ФЗ. Многие положения будут принципиально изменены для упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах.

Поправки – это ключевые новации в системе госзакупок, сейчас они находятся на рассмотрении в Правительстве.

Так, предусматривается сокращение количества способов проведения закупок – двухэтапных и конкурсов с ограниченным участием, а также полный отказ от цикличности.

Заказчику не потребуется повторно объявлять торги - если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Это серьезно упростит жизнь заказчиков и решит многие спорные вопросы.

Вводится понятие типовой проектной документации, и на ее основании можно будет выстраивать работу по размещению закупки. При этом подготовка отдельной проектной документации требоваться не будет, если используется типовая.

Появляется независимая банковская гарантия. Сейчас ее выдают только кредитные организации, а по новому документу предполагается, что и госкорпорация ВЭБ, и региональные гарантийные организации получат возможность выдавать такие гарантии.

Кроме того, ФАС предполагает, что во втором чтении документа будет установлена типовая форма банковской гарантии. Сегодня с этим есть большие проблемы – разные банки предъявляют разные требования, что влечет за собой огромное количество судебных разбирательств.

Серьезно изменится Реестр недобросовестных поставщиков. Если сейчас в него вносятся учредители, то предполагается, что в него будут вноситься те компании и лица, которые владеют более чем 25% капитала. Т.е. речь идет именно о тех лицах, которые могли повлиять на решение со стороны заказчика, а не о тех, кто когда-то учредил эту компанию и теперь по прошествии нескольких лет должен почему-то нести за это ответственность.

В целях борьбы с «ловушками» для формального отклонения участников в законопроект включены предложения по распространению «согласия», введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг. На закупку товаров будут установлены определенные особенности, что позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников. По товарам будут учитываться характеристики, которые используются в каталоге, а схема проверки этих характеристик будет автоматической. Участник подаст заявку в определенной электронной форме, которая не позволит ему сделать предложение, несоответствующее требованиям заказчика.

Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через 2 часа после окончания срока подачи заявок абсолютно для всех видов товаров, работ, услуг. В дальнейшем эта цифра будет превращаться в 10 минут, 5 минут и 0 минут. Таким образом, круг участников, принимающих участие в аукционе, не будет очерчен.

Также поправками расширяется функционал ЕИС. Все жалобы будут подаваться исключительно через ЕИС с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. И всю претензионную переписку между заказчиком и исполнителем, а не только акты выполненных работ планируется перевести в систему.

Для участников – предквалификация и рейтинг

В рамках борьбы с «профессиональными жалобщиками» и в целях повышения качества исполнения контрактов по 44-ФЗ вводится универсальная предквалификация. Как известно, в специальном предквалификационном отборе от участника требуется подтвердить свой опыт исполненными контрактами по предмету закупки, т.е. в этой же сфере. А универсальная предквалификация – если речь идет о цене договора свыше 20 млн руб., то на такие торги смогут приходить компании, имеющие выполненные контракты на 20% от той стоимости, на которую они претендуют, вне зависимости от предмета договора. Это будет применяться и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

При этом универсальная предквалификация не отменяет специальную, которая, в свою очередь, будет развиваться и распространится не только на строительную сферу. Универсальная же нужна, чтобы компании, которые в принципе не имеют опыта работы в системе госзаказа, вообще не могли приходить на крупные контракты от 20 млн руб. Сначала исполняешь небольшие контракты, потом постепенно можешь претендовать на более-менее средние и крупные.

Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта/договора на сумму не менее 20% от начальной цены контракта для всех закупок свыше 20 млн руб. Иначе говоря, обжаловать торги смогут те, кто мог бы быть потенциальным участником этих торгов. Ориентировочный срок этого нововведения – 1 апреля 2021 г. Проверка будет проходить автоматически, заявитель ее даже не заметит. А универсальная предквалификация начнет работать еще раньше – с момента вступления документа в силу.

Для развития добросовестной конкуренции вводится Рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически ЕИС на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

 Это ключевое предложение по развитию добросовестной конкуренции. Компании, за плечами которых есть большое количество качественно исполненных контрактов, должны в будущем иметь экономические преференции. Это могут быть существенные снижения размера обеспечения по контракту, например, в 2-3 раза. Также это может использоваться при оценке на конкурсах или при допуске на те или иные серьезные контракты. Репутация должна стать бизнес-активом, и ею нужно дорожить.

Кроме того, для сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Поставщики получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта, при этом сроки такого расторжения будут сокращены. Сегодня эта процедура занимает 40-50 дней. А информация о ней будет также размещена в ЕИС.

По словам Михаила Евраева, качество контрактов и их исполнения должно повышаться, как и конкурентная среда в госзаказе. Но при этом нужно уходить от нарушений, в частности, от сговора на торгах. И, несмотря на объемные изменения, работа идет в правильном направлении, при том, что есть, что дорабатывать ко второму чтению.

Иоланта Вольф

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо