ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
ФАС позаботится о госзакупках, конкуренции, малом бизнесе и ипотеке
10.07.2020

ФАС позаботится о госзакупках, конкуренции, малом бизнесе и ипотеке

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев провел ежегодный брифинг с компаниями-членами Ассоциации европейского бизнеса. Предметом обсуждения стали вопросы текущей практики и дальнейших планов службы.

Для начала глава ведомства рассказал о правоприменительной практике в сфере контроля госзакупок и предложениях по внесению поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ, предусматривающих установление квот на закупки продукции российского производства и производства государств-членов ЕАЭС.

Понятно, что любая страна стремится к развитию и поддержке отечественного производства, но это не должно делаться в ущерб конкуренции – продукция всегда должна быть конкурентоспособной. Безусловно, вводить какие-либо ограничения при осуществлении госзакупок можно только в случае гарантии того, что закупаемые товары производятся российскими компаниями в достаточном объеме, необходимого качества и по цене, которая будет укладываться в бюджет. И особое значение предлагаемые меры будут иметь для закупок в целях обороны и безопасности, а также в сфере информационных технологий. Поэтому эти квоты будут устанавливаться среди российских промышленных предприятий по конкретному перечню продукции, таким образом Правительство будет стремиться создать перечень предприятий, которые станут производить эту продукцию.

Это постановление Правительства пока находится в разработке, и им будет установлена минимальная доля закупок государственными и муниципальными заказчиками. Конечно, программа направлена на поддержку отечественных предприятий госзаказами, но делаться это будет локально и со сложными бюрократическими процедурами.

Естественно, у иностранных компаний есть опасения, что их права будут ущемляться, и в результате этих мер будет некий перекос в сторону повышения цен и снижения качества для потребителя. И здесь нужно сразу оговориться, что готовящиеся нормативные акты подразумевают, что никто не может заменитьимпортные товары, не производимые в стране. А в случае выбора в ситуации цена-качество, второе будет иметь решающую роль.

Кроме того, будут вводиться преференции при госзаказе. Сегодня российские компании при участии на конкурсах и аукционах имеют 15% преференций. Однако в планах ФАС распространить эту преференцию практически на все рынки.

А во всем остальном перекосов быть не должно, тем более, если их не возникло в условиях пандемии.

*****

Другой вопрос касался того, как иностранные компании продают свой товар на российском рынке в качестве оригинального товара. Но, если сравнить качество этого товара с поставляемым в страны Западной Европы, то качество и состав значительно отличается. И уже есть несколько таких антимонопольных дел.

Поэтому ФАС требует строжайшего исполнения технологии, если товар продается на территории России, как оригинальный товар. И все иностранные компании должны обратить на это внимание, т. к. пресечение недобросовестной конкуренции – одно из приоритетных направлений работы ведомства.

Игорь Артемьев также рассказал об антикризисной инициативе ФАС по созданию так называемых «закупочных союзов», в том числе, в целях соблюдения баланса интересов участников рынка.

В отношении поставщиков товаров в отличие от многих традиционных сложившихся «цеховых» союзов, в стране не существует оформленных серьезных отраслевых структур, которые могли бы противостоять, например, монополиям или сильной рыночной власти субъектов, закупающих соответствующие товары. Поэтому необходимо обеспечить возможность для компаний, в первую очередь малого и среднего бизнеса, создавать такие закупочные союзы, как для того, чтобы продать свой товар, так и для перепродажи или переработки.

Однако эта ситуация очень близка к созданию картелей на рынках. Поэтому совместно с Ассоциацией антимонопольных экспертов был выработан ряд граничных условий. Нужно определить критерии допустимости, когда можно создавать союзы, а когда нет. В первую очередь, союз должен создаваться небольшими предприятиями-конкурентами, и уж точно не гигантами, а предметом соглашения должна быть именно сама закупка, а не какие-либо дополнительные моменты, не относящиеся к этой ситуации. Для ограничениякомпаний-гигантов планируется ввести в критериях допустимости соблюдение ограничения по доле на рынке участников союза и по суммарной выручке участников. Союз должен быть открытым и публичным, соглашение должно быть заключено в публичной форме, а ФАС будет разрешать союзам вести свою деятельность.

Также Игорь Артемьев положительно оценил работу ФАС России в условиях пандемии, заметив, что цифровизация подходов к рассмотрению жалоб и ходатайств будет продолжаться. По его мнению, быстрая адаптация страны к кризису говорит о развитии конкурентной экономики в России. А дистанционный режим – это будущее, он выгоден для всех сторон. Поэтому компаниям нужно готовиться, что в дальнейшем ФАС будет рассматривать ходатайства только в электронном виде.

Россия за последние 20-30 лет стала действительно рыночной страной. Повысилась устойчивость к негативным факторам и высокая адаптивность, которой не было бы при плановом регулировании рынков. Конечно, и в нынешний кризис были отдельные недобросовестные предприниматели, которые завышали цены, но ФАС быстро удалось стабилизировать ситуацию через предостережения и предупреждения плюс правильную реакцию бизнеса.

*****

Особый интерес участников брифинга вызвал проект Национального плана развития конкуренции, который будет определять системные преобразования в российской экономике до 2025 г. Так, возникшая пандемия COVID-19 стала еще одним вызовом для отечественной экономики, а новый Нацплан гораздо шире действующего сегодня.

Для поддержки бизнеса и, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства, проект Нацплана был дополнен рядом антикризисных мер, среди которых предоставление преференций МСП, обеспечение равных условий для компаний с государственным участием и частных предприятий, развитие кооперативов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Малый бизнес пострадал более всего во время пандемии, многие отрасли оказались не только на грани, но и за гранью выживания. ФАС считает, что за малым и средним бизнесом будущее, поэтому ему должен быть предоставлен приоритетный доступ к государственным, имущественным и природным ресурсам, за исключением самых крупных месторождений.

Сегодня идет речь о том, чтобы еще больше помочь МСП в системе госзакупок. Должны быть созданы преференции при госзакупкахи расширение института спецторгов для МСП и многое другое. ФАС считает целесообразным создание в системе закупок реестра видов работ, которые могут быть выполнены только субъектами МСП, где крупные предприниматели и не нужны.

Кроме того, доклад ФАС России о состоянии конкуренции, который будет подготовлен в августе к заседанию Правительства РФ, будет также посвящен теме коронавируса, а малый бизнес и его поддержка будут ключевой позицией.

*****

Говоря об ипотечном страховании, Игорь Артемьев отметил, что ФАС преимущественно поддерживает инициативы ЦБ России по формированию системы страхования кредитов и ипотечных кредитов. Но здесь вопрос в том, можно ли любым страховым компаниям участвовать в этом? Банки против. И понятно, что эти компании должны соответствовать определенным требованиям. Поэтому ФАС считает, что перечень предъявляемых банками требований не должен быть закрытым, а сами критерии – совершенно понятны. Подход должен быть строгий, но не запретительный.

Подводя итог встречи, Игорь Артемьев отметил, что работать необходимо совместно, чтобы для предпринимательского сообщества было больше ответов, чем вопросов.

 

Иоланта Вольф

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо