ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Минэкономразвития послало строителей Тимченко и Ротенберга … в рабочую группу
21.07.2021

Минэкономразвития послало строителей Тимченко и Ротенберга … в рабочую группу

Минэкономразвития России ответило на озабоченное обращение к Владимиру Путину 19 генеральных директоров крупнейших дорожно-строительных компаний, в том числе, принадлежащих олигархам Ротенбергу и Тимченко. Письмо было написано в ответ на поручение президента разобраться в причинах кризиса в строительной отрасли.

В письме замминистра экономического развития И.Торосова, направленное в Мифин и Минстрой России, главное экономическое ведомство констатирует, что по данным Росстата в период с 2015 по 2019 гг. суммарный убыток до налогообложения по видам экономической деятельности, касающихся строительства мостов, тоннелей, автомобильных и железных дорог, автомагистралей, а также взлетно-посадочных полос, по данным бухгалтерской отчетности за соответствующие годы (по 2016 г. и с 2017 г. по 2019 г.) составил нарастающим итогом порядка 1,6 млрд руб.  (строители писали о 136 млрд рублей – Ред). Подробнее об этом обращении можно прочитать по ссылке: http://ancb.ru/publication/read/11569 .

Отвечая на пассаж о вечной «виновности подрядчика», Минэкономразвития сообщает, что приемка работ законченного объекта (строительство завершено) производится на основании проектной документации, при этом производство строительно-монтажных работ ведется на основании рабочей документации, уточняющей проектную документацию, и, зачастую, содержащей многочисленные отклонения от проектной документации в связи с изменением фактической ситуации в зоне строительства (проблемы с изъятием земельных участков, выявленные коммуникации, изменение требований сетевых организаций, пожелания местных жителей и пр.). При этом критерии существенности отклонений рабочей документации от проектной документации, на основании которых органы технического надзора могут выдать заключение о соответствии построенного объекта проектной документации, а заказчик строительства принять работы, четко не определены. А госзаказчик существенно ограничен в принятии самостоятельных решений об увеличении стоимости или  срока строительства объектов госзаказа.

Что касается системы ценообразования на объекты госзаказа, то МЭР сообщает о том, что она формируется на основе базисно-индексного метода, в итоге «с учетом изменений цен на основные строительные материалы, изменением сроков (этапов) и условий строительства итоговая фактическая стоимость работ, материалов и оборудования может существенно отличаться от рассчитанной в ходе разработки проектной документации». Собственно Минэкономразвития констатирует длящуюся с 2000 года ситуацию, очень хорошо известную российским строителям – и ничего не предлагает с точки зрения решения проблемы. Также МЭР соглашается, что таки да, издержки на банковские гарантии, действительно, в смете не учитываются, а при рентабельности стройки от 1до 5% ни о каком предпринимательском доходе речи быть не может. Таковы реалии российского законодательства и российского госзаказа. При этом правительство планирует увеличить инвестиции в транспортное строительство на 25%, а в условиях отказа строителей от госзаказа и банкротства строительных компаний национальные проекты могут быть поставлены под угрозу срыва.

Что же делать? Ответ по-чиновничьи традиционен: «В связи с изложенным, считаем целесообразным рекомендовать профильным министерствам – Минтрансу России и Минстрою России сформировать рабочую группу с участием представителей Минэкономразвития России, Минфина России, основных заказчиков и подрядчиков в том числе инфраструктурного строительства для детальной проработки предложений по изменению ситуации в строительной отрасли. При этом к первоочередным задачам по изменению ситуации целесообразно отнести разработку перечня нормативно правовых документов, в которые требуется внести изменения, в том числе по закреплению статуса рабочей документации и формированию критериев существенности отличий рабочей документации от проектной документации, на основании которых не требуется корректировка проектной документации с повторным получением государственной экспертизы».

Отметим, что за последние 10-15 лет таких рабочих групп было сформировано не менее десятка. По инициативе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) разрабатывался отдельный законопроект о госзакупках в строительной отрасли и соответствующие поправки в 44-ФЗ и 94-ФЗ. Однако ни одна из этих законотворческих инициатив не ушла дальше Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы.  Реформа системы ценообразования в строительстве длится уже более трех лет, и должна завершиться в 2023 году. А пока, по данным Минфина России, в 2020 году  количество несостоявшихся торгов на госзаказ превысило число состоявшихся.

Текст письма Минэкономразвития доступен по ссылке:/files/ck/1626851580_2107_Pismo_MER.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо