ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Чужие среди своих?
15.03.2022
Экономика

Чужие среди своих?

Зачем банкротить импортозамещающий завод в эпоху тотальных санкций?

1 марта Московский арбитражный суд принял решения о банкротстве старейшего лифтостроительного предприятия — ПАО «Карачаровский механический завод» (Дело № А40- 195019/19-174-250 «Б»)

На конец февраля 2022 года в Москве стабильно работал старейший лифтостроительный завод с использованием отечественных комплектующих. Производил 500 лифтов в месяц при потенциальной мощности 1500. На предприятии трудятся более 1200 человек, среднегодовой объем обязательных платежей в бюджеты всех уровней составляет более 760 млн руб. Неплохо для потенциального банкрота, не так ли?

Кроме того, ПАО «КМЗ» является одной из ключевых подрядных организаций, включенных в программу капитального ремонта многоквартирных домов в части работ по замене лифтового оборудования.

ПАО «КМЗ», являясь социально значимым предприятием, стабильно работало в условиях пандемии в 2019-2021 г.г. при этом поставляло лифты в ремонтируемые и вновь строящиеся медицинские учреждения — поликлиники и больницы. Завод своевременно выплачивал зарплату сотрудникам и делал все необходимые налоговые отчисления.

Тем не менее 1 марта Арбитражный суд Москвы принял решение признать ПАО «КМЗ» банкротом. Безусловно, это взволновало лифтовую общественность, и прежде всего, Ассоциацию «Российское лифтовое объединение» (РЛО) (действующую в составе Национального Лифтового Союза и объединяющую предприятия всего жизненного цикла лифтов), поскольку в её состав входит и КМЗ.

«Где деньги, Зин?...» (из песни В.Высоцкого)

За свои 70 лет Карачаровский механический завод пережил многое. Однако критические события начали развиваться в 2015 году. Генеральным директором ПАО «КМЗ» стал тогда Сергей Заика. Именно с его приходом начались финансовые проблемы и появились многомиллионные кредиты КМЗ. По словам Петра Харламова, генерального директора Ассоциации РЛО, до 2015 года лифтостроительное предприятие было крепкой, надежной производственной единицей, поставлявшей на российский лифтовый рынок третью часть производимых в стране подъемников. Каким образом завод потерял устойчивость и дошел до предбанкротного состояния, для многих вопрос непонятный. На что шли полученные многомиллионные кредиты, зачем проводилась перекомплектация лифтов, откуда появились странные списания средств, почему куда-то исчезали электронные «мозгов» лифтов?.. И еще много других вопросов. Как отмечали в РЛО, неумелое руководство заводом постепенно превратило некогда достойное предприятие в должника, на котором сегодня висит без малого 8 миллиардов рублей!

Не удивительно, что в июле 2019 г. в Арбитражный суд города Москвы поступило заявление кредитора — ПАО Банк «Возрождение» — о признании должника ПАО «Карачаровский механический завод» несостоятельным (банкротом). Определением от 31.07.2019 заявление кредитора было принято и возбуждено производство по делу №А40-195019/19—174-250 Б (Судья: Петрушина А.А.).

Банкротили, банкротили, да недобанкротили…

Итак, кредиторами предприятия была организована попытка запуска процедуры банкротства ПАО «КМЗ». Однако объявить банкротом КМЗ на тот момент оказалось невозможно, поскольку завод входил в Перечень системообразующих предприятий. А согласно Постановлению Правительства РФ от 0304.2020 года № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении должников, включенных в этот Перечень.

Однако уже через год, 19.06.2020 г. по совершенно непонятным и неизвестным причинам Карачаровский механический завод был исключен из перечня системообразующих предприятий. А 15.02.2021 года была введена процедура наблюдения с назначением временного управляющего. Все это время генеральным директором предприятия, согласно данным ЕГРЮЛ, являлся Сергей Заика.

Но летом 2021 года в истории завода открылся новый этап: собственником ПАО «КМЗ» и мажоритарным владельцем акций стал столичный бизнесмен Александр Дзиов. Получив в собственность предприятие с огромной кредиторской задолженностью, превышающей 8 миллиардов рублей, Александр Дзиов поменял управленческую команду и запустил антикризисный план по выводу завода из банкротства. Начали восстанавливаться утраченные связи с Фондами капитального строительства, с дилерами и поставщиками, взыскиваться долги по дебиторской задолженности, сокращаться административные расходы и очищаться закупочные схемы комплектующих.

При этом на предприятии своевременно выплачивались зарплаты всему штату работников и делались налоговые отчисления в бюджет. Антикризисная программа восстановления предприятия начала давать первые результаты: планировалась модернизация производства, реально велась работа по устранению кредиторской задолженности.

Собственник и руководство завода неоднократно предпринимали попытки начать диалог по долгам предприятия с Акционерным обществом «ДОМ.РФ» — основным кредитором ПАО «КМЗ». Но Виталий Мутко — генеральный директор АО ДОМ.РФ — отказывался от встречи.

Операция «ликвидация» началась…

После этого в ДОМ.РФ, который владеет Щербинским лифтостроительным заводом и, по сути, являющимся основным конкурентом Карачаровского завода, был отправлен проект мирового соглашения с планом погашения задолженности в течение четырех лет. За это время КМЗ был в состоянии полностью закрыть все долги, продолжая при этом модернизацию производства и развитие всего предприятия. Однако ДОМ.РФ соглашение рассматривать не стал. Ну и правда, кому нужны конкуренты? А то, что речь идет о развитии государственной экономики, кому интересно, если речь идет о бизнесе.

Вместо мирового соглашения по выплате долгов ПАО «КМЗ» получило другой «подарочек» — решение о признании завода банкротом. При этом был назначен конкурсный управляющий — некто Д.В. Холин. В срок до шести месяцев предприятию была предписана ликвидация. (Решение Арбитражного суда г. Москвы прилагается).

Действующее руководство ПАО «КМЗ», которое пришло на завод в июне 2021 года, когда завод уже находился в стадии банкротства, старалось повлиять на рассмотрение дела Арбитражным судом. Были предоставлены документы, подтверждающие проведение эффективной антикризисной программы, достигнутые финансовые показатели по безубыточности предприятия и план финансового оздоровление предприятия на 2022 - 2025 гг. Однако документы, предоставленные ПАО «КМЗ», судом рассмотрены не были.

Каток ликвидации уже начал свое неумолимое движение на предприятие.

Управляющий «заинтересован», но людей увольняет

9 марта текущего года на заводе появился конкурсный управляющий, были опечатаны все помещения, работа предприятия встала, всем сотрудникам раздали на подпись уведомления об увольнении в срок до двух месяцев.

Одновременно в соцсетях была запущена информация от лица «нового руководства» КМЗ (в лице конкурсного управляющего), который якобы «заинтересован в том, чтобы завод продолжал свою работу».

На сайте «Агентства политических новостей» была опубликована статья «Асоциальные лифты». В ней излагались искаженные сведения о ситуации и о реальном положении дел на КМЗ. В частности, в банкротстве завода обвинялась последняя управленческая команда собственника Александра Дзиова и генерального директора Марата Тохтиева, что по факту не соответствует действительности.

Для прояснения ситуации от лица М. Тохтиева в адрес редакции «АПН» было отправлено требование об опровержении содержащихся в статье ложных заявлений, с уведомлением о подаче судебного иска по статье 128.1. УК РФ «Клевета». На это требование редакция «Агентства политических новостей» не отреагировала.

А не пора ли нам очнуться?

Работая на отечественных комплектующих, завод действительно является стратегически важным предприятием в процессе импортозамещения, особенно в условиях создавшихся внешнеэкономических санкций. Продукция КМЗ успешно поставляется в новые жилищные комплексы коммерческого сектора, а также по государственной программе замены устаревшего лифтового оборудования. Несмотря на обременение процедурой банкротства КМЗ остается одним из ведущих отечественных заводов и способен обеспечить бесперебойные поставки лифтов без ущерба для качества и сроков выполнения заказов.

Наконец, на заводе работает коллектив из тысячи квалифицированных специалистов лифтовой отрасли и их увольнение создаст дополнительное отягощение в рамках безработицы в стране.

Закономерно встает вопрос: кому может быть выгодно банкротство безубыточного отечественного предприятия с импортозамещающей продукцией и тысячным штатом квалифицированного персонала? По чьей указке кредиторы прикладывают все силы, чтобы ликвидировать действующее отечественное производство в сложное для страны время? В пользу чьих интересов уничтожают российское предприятие в тот момент, когда Президент России подписывает закон о мерах поддержки бизнеса?

Узнав о решении суда, в защиту завода и его руководства выступила Ассоциация РЛО, направив в правительство РФ, в правительство Москвы, в Совет Федерации и в Государственную Думу письмо в котором изложило позицию членов РЛО по факту банкротства КМЗ (с ним можно ознакомиться по этой ссылке (http://www.rlolift.ru/ru/press/news/sendvalues/more/1103/). В письме, в частности, говорится о том, что члены РЛО поддерживают руководство КМЗ, которое задействовало все возможные ресурсы, в том числе крупные финансовые вложения, с целью скорейшего восстановления завода.

Несмотря на все предпринимаемые усилия, ходатайства ПАО «КМЗ», в том числе ходатайство о введении режима санации предприятия, судом отклонены.

Кому же не понятно, что предприятие, которое успешно производит импортозамещающую продукцию, а также может эффективно адаптировать производство к текущей геополитической ситуации, нельзя останавливать и банкротить? Возможно, судье Арбитражного суда, которая на момент принятия этого решения еще не понимала всей серьезности нынешнего экономического положения в нашей стране? А может быть, тем высокопоставленным лицам в АО «ДОМ.РФ», которые фактически потакают уничтожению крупного производственного предприятия?! Может, они считают, что при той экономической войне и тотальнейших санкциях, в которых живет наша страна, ей, стране, от уничтожения завода станет легче и богаче жить?! Так и хочется крикнуть словами известной песни Аллы Пугачевой: «Эй вы, там, наверху…» Куда вы смотрите?! Очнитесь! И поставьте на место тех, кому ради своих барышей наплевать на судьбу страны!

Внимательно анализируя ситуацию, можно предположить, что некие заинтересованные структуры рассматривают вариант банкротства КМЗ как устранение конкурента с рынка российского лифтостроения. Кроме того, учитывая локацию КМЗ практически в центре столицы, со стороны инициаторов банкротства вероятны надежды на то, что земля, на которой он расположен, способна принести огромную прибыль.

Лифтовики не сдаются

Ассоциация «РЛО» не теряет надежд на здравомыслие в наших властных структурах и просит принять меры по содействию дальнейшей стабильной работе лифтостроительного предприятия, прекратить банкротство и вернуть ПАО «Карачаровский механический завод» в Перечень системообразующих предприятий Москвы.

В свою очередь и нынешние собственники КМЗ делают все возможное, чтобы не допустить ликвидации предприятия.

Мяч теперь на стороне власти, правительства России.

Посмотрим, как оно им распорядится.

                            

Константин Голин

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо