Зачем «ДОМ.РФ»
создает монополию
в лифтостроении?
Буквально 10 лет назад в российском лифтовом сообществе бурлило и кипело… В строительной сфере внедрялось саморегулирование, которое значительным образом не просто повлияло на деятельность лифтовых организаций всех циклов жизни подъемника (производство, монтаж, сервисное обслуживание, ремонт и т.д.), а кардинально изменило как структуру, так и содержание работ большинства лифтовых предприятий.
Тогда, в 2010-м всю ответственность за состояние лифтового рынка страны решительно взял на себя вновь созданный Национальный Лифтовый Союз (НЛС), выступивший центром консолидации и координации лифтового сообщества.
Справедливости ради, отметим, что многое организованное, разработанное и претворенное в жизнь структурами НЛС, действительно пошло на пользу общему делу. Одна только работа по подготовке и созданию Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и серьезнейший труд по разработке «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 заслуживают высочайших оценок.
Что касается законодательной и нормотворческой сферы, то здесь, можно уверенно сказать, НЛС оказался на высоте. За неполных семь лет нормотворческой работы (с 2012 по 2019 гг.) лифтовики как самостоятельно, так и в сообществе с общественными организациями, промышленными предприятиями, государственными властными структурами различного уровня разработали около 60 нормативных актов различного ранга — от производственных рекомендаций до Федеральных законов. Главная цель создания и деятельности НЛС афишировалась всерьез и надолго: защита интересов лифтовиков всех структур лифтового сообщества. Что, в общем то, лифтовый союз и старался довольно успешно, разумеется, не без огрехов, осуществлять. Сегодня же, в год первого солидного юбилея, НЛС столкнулся с довольно серьезными проблемами. А именно, с конкурентом, в лице госкорпорации АО «ДОМ.РФ», способной реально установить контроль за деятельностью лифтовой отрасли в стране.
Акционерное общество «ДОМ.РФ» — финансовый институт развития в жилищной сфере (до марта 2018 — «Агентство ипотечного жилищного кредитования», АИЖК). Создано в 1997 году постановлением Правительства РФ для содействия проведению государственной жилищной политики. 100% акций компании принадлежит государству.
ДОМ.РФ реализует направления, каждое из которых выполняет конкретную государственную задачу: от привлечения инвестиций до повышения качества и доступности жилья за счет разработки и внедрения федеральных стандартов, которые позволяют создавать выгодные условия приобретения жилья, в том числе с использованием ипотеки, формировать цивилизованный рынок аренды и развивать комфортную городскую среду.
Реальный конкурент, да еще и при деньгах
Успешно развиваясь на ниве ипотечного кредитования, ДОМ.РФ, как это свойственно грамотно мыслящим структурам, обратил внимание на быстро растущий спрос на подъемную технику.
Динамика роста ввода лифтов в эксплуатацию по годам:
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Ввод за год (шт). |
35 223 |
36 766 |
38 223 |
40 429 |
45 674 |
> 47 000 |
Прирост к предыдущ. году % |
— |
+4,4% |
+4,0 % |
+5,8% |
+13,0% |
— |
Кстати, именно при солидном вложении сил специалистов НЛС и формировался этот повышенный спрос на лифты при проведении капитального ремонта многоквартирного дома (МКД). Именно эксперты лифтового союза при поддержке Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Комиссии по вопросам лифтового хозяйства, действующей в рамках данного Совета, смогли доказать важность полной замены или модернизации лифтового оборудования МКД во время проведения капитального ремонта. Для лифтовой отрасли это был весомый успех и реальный путь к улучшению экономических показателей лифтовых предприятий, а значит и к их серьезному развитию.
Однако спокойной, планомерной работе помешали амбиции руководителей ДОМ.РФ, которые определили для себя задачу: прибрать лифтовую отрасль к рукам. Что для этого нужно сделать? Начать реформу — давно проверенный способ развалить что-либо.
Начали с Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ), одного из флагманов производства лифтов в стране. Заполучив его от обанкротившейся СУ-155 и изучив характерные особенности производства лифтов, решили затеять переворот в лифтовом хозяйстве. А дабы «делу дать законный вид и толк» пригласили на экскурсию по заводу Дмитрия Медведева, на тот момент Председателя Правительства. Особо не вникая в тонкости производства, премьер погулял по заводу, выдал на-гора «важные рекомендации» и отбыл.
Дальше уже дело продолжили менеджеры ДОМ.РФ, быстренько сляпав «стратегический» документ, так называемую дорожную карту по реформированию лифтовой отрасли. Забегая вперед скажем, что обратившись к профессионалам и экспертам лифтовых специальностей, НЛС быстро разъяснил общественности ущербность большинства пунктов, содержащихся в этой дорожной карте, тем самым вынудив авторов отказаться от них.
Фактически благодаря своим упорству и настойчивости НЛС, выступив в защиту лифтового сообщества, в частности, ее сектора сервисных услуг и ремонта, одержал победу.
Но, к сожалению, это была лишь «победа в сражении, но не в войне». Пока лифтовики на своих конференциях и съездах настойчиво, пункт за пунктом обсуждали «навороченные» в дорожной карте предложения и рассылали письма по инстанциям, в которых доказывали свою правоту, ДОМ.РФ спокойно занимался другим, более «важным и солидным» делом: прибирал к рукам лифтостроительные предприятия.
О том во что превратился ЩЛЗ за год его реформации Агентство новостей «Строительный бизнес» уже сообщало (http://ancb.ru/publication/read/9197 ).
На грани существования (искусственное банкротство) сегодня находится и другое, не менее заслуженное в лифтостроительной отрасли производство — Карачаровский механический завод (КМЗ), отметивший в феврале этого года 70-летний юбилей.
Попытки рейдерского захвата, дестабилизация производства, палки в колеса при участии в электронных торгах — все это направлено на то, чтобы вывести из равновесия трудовой коллектив и руководство КМЗ, а в конечном итоге убрать с лифтостроительного рынка как единицу.
Третий объект притязаний ДОМ.РФ — ООО ПКФ «Сиблифт» из Омска. Это — крупнейший в Сибири производитель лифтов, у которого, однако в последнее время также больше проблем, чем успехов. Находясь в сложном экономическом положении, завод, способный выпускать до 4 тысяч подъемников в год, в 2019-м выпустил всего одну тысячу. Как сообщают СМИ, в начале 2020 года к дочерним структурами ДОМ.РФ перешли права требования к Карачаровскому механическому заводу и «Сиблифту». Долги первого составляют 5,2 млрд руб., второго — 2 млрд руб. (www.adv.rbc.ru).
В 2019 году КМЗ выпустил около 5 тыс., а «Сиблифт» — около 1 тыс. лифтов. По данным «Ведомостей», ДОМ.РФ рассматривает возможность покупки Серпуховского лифтостроительного завода, мощность которого составляет 4 тыс. лифтов в год.
Таким образом, складывается ситуация, когда фактически все производство лифтов на территории России окажется в руках одной компании. В результате чего с отрасли не будет никакой конкуренции.
Но и это еще не всё! В ближайших планах ДОМ.РФ строительство еще одного лифтостроительного гиганта, способного выпускать 40 тыс. лифтов в год. Если эти планы осуществятся, то госкомпания сможет полностью покрыть потребности России в лифтах. Что означает полный крах всех тех предприятий, которые сегодня заняты в лифтостроении. А их ни много ни мало, почти 50, с общим объемом работников более 30 тысяч человек.
Более того, сконцентрированные в одних руках заводы, как это уже неоднократно озвучивалось теми же представителями от ДОМ.РФ, будут настойчиво прибирать к рукам работы по монтажу, наладке и дальнейшему сервисному обслуживанию, а также ремонту лифтов. Что также в корне нарушит формировавшуюся десятилетиями систему разделения труда в процессе жизненного цикла подъемного механизма.
Во что тогда превратится лифтовая отрасль, трудно даже представить. Экспертное сообщество от лифтовой сферы бьет тревогу. На заседаниях Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министрое РФ постоянно поднимаются вопросы дальнейшего существования лифтостроительных предприятий и недопущения консолидации производства в одних руках.
Желающий слышать — да услышит…
В последний день января, в канун профессионального праздника — Дня работника лифтового хозяйства — председатель Общественного совета при Министрое РФ Сергей Степашин обратился с письмом к генеральному директору АО «ДОМ.РФ» Виталию Мутко, в котором выразил обеспокоенность создавшемся положением в лифтостроительной сфере и, в частности, в работе ЩЛЗ.
Сергей Вадимович предложил Виталию Леонтьевичу создать совместную рабочую группу по выравниванию ситуации и принятию конкретных мер по оздоровлению создавшегося положения с участием сотрудников ДОМ.РФ и специалистов лифтовой отрасли. На что Виталий Мутко прислал ответ, в котором фактически выразил уверенность в правоте действий руководимой им организации в отношении как ШЛЗ, так и иных предприятий. А вопрос создания рабочей группы, о которой писал Сергей Степашин, перевел в ранг возможной будущей перспективы (что на языке чиновников означает «нет, не нужно»…).
Довольно печальная в своей перспективе ситуация, безусловно, не может не тревожить лифтовое сообщество. Положение в отрасли постоянно обсуждается и эксперты ищут выход, который бы устроил всех. Один из них — совместная работа по приведению лифтостроительных волнений к спокойной и контролируемой ситуации.
Это стало поводом обращения лифтовиков к Виталию Мутко. 17 марта 2020 года в адрес генерального директора АО «ДОМ.РФ» за подписью Виктора Тишина, президента Национального Лифтового Союза и Сергея Чернышова, президента Ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО) направлено письмо, в котором выражается озабоченность относительно опубликованной ранее информации о намерении АО «ДОМ.РФ» проводить дальнейшую консолидацию производства лифтов и прорабатывание планов по строительству нового лифтостроительного завода с заявленной мощностью до 40 тысяч лифтов в год.
Об этом сообщается на сайте ассоциации «Российское лифтовое объединение». В письме лидеры лифтового комплекса предлагают Виталию Леонтьевичу приступить к совместному обсуждению планов по развитию производства лифтов с учетом мнения экспертного лифтового сообщества и потребностей лифтового рынка страны.
Что ответит высокопоставленный чиновник, трудно сказать. Однако, учитывая его расположение к лифтовой сфере в чреде событий прошлого года, есть надежда на здравомыслящее завершение этой сложной ситуации и сохранения конкурентоспособного лифтового производства в России.
Макс Качаев
Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.