Компфондами СРО займется Правительство?
На данный момент к обсуждению предложена сама идея этого закона — текста пока не существует, но он должен появиться в самое ближайшее время. А пока все желающие могут оставить свои предложения, мнения и комментарии на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
Как следует из текста официального сообщения, законопроект разрабатывается в целях предупреждения рисков и неразумного использования компенсационных фондов саморегулируемых организаций в сфере строительства, проектирования и изысканий. Изменения должны вступить в законную силу в течение 2014 года.
Напомним, что на сегодняшний день совокупный объем компенсационных средств саморегулируемых организаций строительного комплекса, размещенных в банках России, превышает 80 млрд рублей. Впервые речь о том, что такое размещение рискованно, пошла в конце 2013 года, когда были отозваны лицензии у ряда банков. Как выяснилось, около 20 СРО пострадали в результате наведения финансовой дисциплины в банковском секторе — средства компфондов оказались замороженными, и в соответствии с действующим законодательством включены в общую конкурсную массу при прохождении процедуры банкротства. То есть, фактически СРО могут с этими деньгами попрощаться — и начинать собирать со своих членов новые взносы в компфонд, поскольку иначе действовать не имеют права: наличие компфонда — обязательное условие существования СРО.
Напомним также, что глава Минстроя Михаил Мень высказывал предложение о том, что средства компфондов могут быть вложены в облигации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — «для увеличения объемов строительства жилья». Однако доходность по этим ценным бумагам гораздо ниже банковской, да и средства компфондов должны быть доступны в оперативном режиме в том случае, если нанесен ущерб третьим лицам. Так что пока строительное сообщество в восторг от инициативы Минстроя не пришло.
Инициативу министерства нам прокомментировал глава Комитета по саморегулированию Федерального межотраслевого совета «Деловой России» Юрий Мхитарян:
- Эта инициатива полезна уже тем, что де-факто признает необходимость работы с компенсационными фондами СРО для обеспечения их сохранности. Вместе с тем, вряд ли возможно однозначно, на уровне закона, прописать, каким банкам разрешать хранить компфонды СРО, а каким — нет, то есть, запретить участвовать в таких операциях. Это нарушение и антмонопольного законодательства, и Конституции России, где прописано, что все формы собственности равны. Не думаю, что правовое управление ГосДумы или Правительства России пропустит такой закон.
Но проблема сохранности компфондов СРО есть. В этом отношении Минстрою России было бы целесообразно поддержать законодательную инициативу Воронежской областной Думы об исключении средств компенсационного фонда СРО из конкурсной массы банков при отзыве у них лицензий. Этот принципиальный вопрос должен быть решен именно таким образом, поскольку эти средства являются имуществом СРО, отданным на хранение банку. А по закону в момент банкротства банка имущество должно быть возвращено его хозяевам.
А после того, как будет решен вопрос сохранности компенсационных фондов, легче будет перейти к вопросу их использования в интересах отрасли для решения стратегических и текущих вопросов.
Генеральный директор ОАО «МОСЦТИСИЗ» Владимир Пасканный также поделился с нами своим мнением:
- Я пока не понимаю, какие требования к размещению компенсационных фондов собирается устанавливать Правительство РФ. Если речь идет о размещении средств в каком-либо указанном Правительством банке, то это не может соответствовать принципам рыночной экономики. Что бы ни говорили по поводу того, что в связи с отзывом лицензий банков некоторые СРО лишились средств, я не считаю, что это является серьезным основанием для наделения какого-либо банковского учреждение особыми преференциями. В свободном рынке субъекты экономической деятельности вправе выбирать сами, в какие партнерства им вступать, а сами партнерства, управляемые этими субъектами, должны иметь все возможности выбирать те банки, которые по их представлениям наиболее благоприятны для сохранения и увеличения объема средств компенсационных фондов.
То, что ЦБ РФ отозвал ряд лицензий, говорит только о несовершенстве банковской системы, но никак не касается вопросов саморегулирования. Каждый день в стране разоряется множество компаний. Что делать, таковы суровые законы рынка. Предпринимательская деятельность вообще связанна с коммерческими рисками. И это закреплено законодательно. А отказ от этих принципов - прямой путь к советской системе управления. Нет конкуренции - нет рисков.
Хотелось бы также обратить внимание на тот фат, что никто насильно не загоняет компании в какие-то конкретные СРО. И если вам не нравится, в каком банке лежат средства фонда, просто не вступайте. Найдите более надежное по вашим представлениям партнерство. Выбор всегда есть.
Другой вопрос, если Правительство расшит границы возможного использования данных фондов в интересах партнерств, то это, как мне кажется, правильное направление. Деньги должны работать. Но, что особенно важно, работать в интересах тех, кто создает эти самые фонды. Использование средств для каких-то иных целей, либо в интересах третьих лиц, по меньшей мере, противоречит принципам справедливости и здравого смысла. В любом случае важна полная и достоверная информационная открытость о состоянии компенсационных фондов. В этом направлении стоит работать. А такая субъективная характеристика, как разумность или не разумность использования компенсационных фондов, несколько пугает. Экономические теории работают там, где существует разумное поведение субъектов деятельности. Если разумность не присутствует, то, видимо, и цивилизованного рынка нет. А жаль.