Эксперты рассказали, как в России будут сносить аварийные и ветхие небоскребы
Специалисты отмечают, что принципиально строительство зданий выше 75 метров не отличается от возведения домов меньшей высоты. Конечно, есть ряд особых требований, но современные строители давно научились с ними работать. Текущий нормативный уровень долговечности высотных зданий – не менее ста лет. Как рассказывает главный конструктор департамента продукта ГК «ПИК» Евгений Румянцев, в первую очередь он обеспечивается за счет долговечности применяемых материалов.
«Наука не стоит на месте, уже сейчас мы способны регулировать физико-механические свойства бетона и создавать искусственный каменный материал сверхвысокой прочности до 200 МПа и более, регулировать деформационные свойства бетона, – отмечает он. – Все больше используется так называемые ультрофункциональные бетоны, ведутся исследования по самовосстанавливающимся бетонам, уже никого не удивить самоуплотняющимися бетонными смесями».
По словам главного инженера-конструктора Capital Group Александра Лавренюка, при правильном проектировании и выполнении работ через 50 лет в здании нужно будет работать в основном с инженерными системами. В стандартных режимах эксплуатации здание может нормально служить и больше ста лет. Специалист приводит в пример небоскреб Эмпайр-Стейт-Билдинг, построенный в Нью-Йорке в 1931 году. Он держал звание самого высокого до 70-х годов прошлого века, а через семь лет у него будет столетний юбилей. При этом нет никаких сомнений, что здание находится в полностью пригодном состоянии и будет выполнять свои функции и дальше.
Большей проблемой, по мнению экспертов, может стать моральное устаревание небоскребов, поэтому строителям и архитекторам как никогда важно придумывать новые продуктовые решения. Эйфелева башня, Дом Наркомфина или небоскребы Нью-Йорка 30-х годов прошлого столетия до сих пор актуальны и создают ту самую неповторимую идентичность, о которой сегодня все говорят. К такому результату и нужно стремиться.
«Если материалы правильно подобраны с точки зрения качества и климатических условий, если они состарились красиво, старое высотное здание может продолжать функционировать, быть примечательным и любимым горожанами и гостями города», – считает генеральный директор бюро IND Architects Амир Идиатулин.
Если же все-таки дойдет до того, что высотное здание придется сносить, то проблем с этим не возникнет, считает Александр Лавренюк.
«Все необходимые технические средства к организации сноса, в том числе высотных зданий, на данный момент имеются, – говорит он. – Определенно, снос небоскребов будет организовать на порядок сложнее, чем снос пятиэтажных строений. Основной загвоздкой тут станет вопрос вертикальной логистики материалов и объемов демонтажа. Однако нерешаемых вопросов тут все еще не наблюдается, скорее это будет решение классической задачи срока-качества-стоимости».
При этом основные траты по ремонту или демонтажу будут ложиться на собственников, считает сооснователь АБ «Остоженка» Андрей Гнездилов, и стоить это будет немало. Часто это будет город, потому что он всегда является самым крупным собственником недвижимости.
Евгений Румянцев добавляет, что все равно не случится такого, что все небоскребы нужно будет сносить одномоментно, а значит, будет время подготовиться. Ста лет будущим поколениям должно хватить, чтобы решить эти задачи.
Подробнее обо всех темах, связанных с высотным и уникальным строительством, эксплуатацией зданий и сооружений любого назначения, будут говорить в рамках деловой программы 100+ TechnoBuild, а самые современные материалы и технологии можно будет увидеть на выставке в Екатеринбург-Экспо 1-4 октября.