«Хрустальный Дедал» получил Андрей Асадов за аэропорт «Гагарин»
Площадка под аэропорт была утверждена в 2008 году. В 2013 году проект Асадовых победил на закрытом конкурсе. Уже в процессе работы над реализацией аэропорт получил имя первого космонавта Юрия Гагарина. Это нашло отражение в музее космонавтики, созданном в здании аэропорта по проекту бюро Nowadays и Radugadesign.
"Гагарин" - второй международный аэропорт в России, построенный с нуля, реализован холдингом «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Пропускная способность международного аэропорта "Гагарин" - 1 млн пассажиров в год, 570 пассажиров в час. Площадь составляет 23 тыс. кв.м., суммарная площадь всех строений - порядка 50000 кв.м. Инвестиции в проект холдинга "Аэропорты регионов" составили 8,2 млрд. руб. Также 7,2 млрд. руб. было выделено из федерального бюджета на строительство 3-километровой взлетно-посадочной полосы, 2,4 млрд. руб. было потрачено областью на электросети, газо- и водопровод и подъездную дорогу.
"Аэропорт – это особое сооружение, способное транслировать образ всего региона, - рассказывает Андрей Асадов, генеральный директор AБ Asadov, - Казалось бы, ты прилетаешь в чистое поле, но, благодаря архитектуре, начинаешь чувствовать особые смыслы, культурные коды, тот самый дух места, который присутствует в каждом городе. На мой взгляд, в аэропорту "Гагарин" передать это вполне удалось. И, главное, удалось превратить сугубо транспортное сооружение в полноценное общественное пространство - с озелененной площадью, уникальными арт-объектами и интерактивным музеем космонавтики. Хочу отметить, что это заслуга всей команды, участвовавшей вместе с нами в проекте – ГК СПЕКТРУМ, бюро WP ARC, VOX, NOWADAYS, OFFCON, KOSMOS и, самое главное, самих заказчиков – холдинга Аэропорты Регионов, искренне поддерживавших наши идеи".
"Архитектура аэропорта совмещает аллюзии на стилистику советского модернизма, космическую тематику и современные подходы – в частности, его главный фасад представляет собой изогнутый ступенчатый витраж, похожий на хрустальный занавес, который, кажется, отвечает воздушным потокам", - пишет о проекте архитектурный критик Юлия Тарабарина на портале Archi.ru.