ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Недекларируемые проблемы<br />
проекта закона <br />
«О строительном подряде …»
09.04.2015
Торги в строительстве

Недекларируемые проблемы
проекта закона
«О строительном подряде …»

Если абстрагироваться от милитаристской составляющей эпиграфа, то высказывание Сайруса Вэнса очень точно подходит к большинству законов, и проект закона «О строительном подряде …», который разрабатывается по инициативе Национального объединения строителей, не стал исключением.

Любой военный проект требует вдвое больше времени, чем предполагалось, стоит вдвое дороже и дает лишь половинный эффект.

Сайрус Робертс Вэнс

Сложность публичной статьи о проекте закона в том, что его обсуждение длится уже более 3 месяцев, и имеющиеся проблемы уже, скорее всего, нашли свое разрешение во внесенных поправках. Поэтому постараюсь остановиться только на тех серьезных и не озвученных пока проблемах, которые неизбежно проявятся с первых дней работы этого закона. 

Любой закон, вступающий в действие, сопровождается неким количеством нормативных правовых актов, принимаемых во исполнение закона. К сожалению, упоминание о неких нормативных правовых актах имеется только в статье 1, статье 2, статье 6 и статье 11, да и то исключительно в ознакомительной форме. При этом авторы проекта закона не уделили этому аспекту достаточного внимания и, по моему глубокому убеждению, совершенно напрасно не сделали  хотя бы структурное описание тех нормативных правовых актов, которые будет необходимо принять в первоочередном порядке.

Проблема № 1 - организационная

Одна из новаций законопроекта состоит в том, что к закупкам по строительному подряду будут допускаться строительные организации на основании некоего «Квалификационного свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (СРО)» (статья 17 проекта закона). Из этих новаций вытекают логистические и организационные проблемы СРО, связанные с проведением освидетельствования организаций – членов СРО и выдачей затем квалификационного свидетельства для участия в определенных торгах организациям – членам СРО.

Мне кажется, что авторы проекта закона не вполне представляют объем работы, возникающий при этом. Приведу простой пример:

СРО  "Гильдия строителей Республики Марий Эл", количество членов СРО с действующими свидетельствами – 190 по данным реестра на 30.03.2015 года. С учетом вполне реального создания региональных СРО, в которых организации должны состоять по месту своей регистрации в налоговых органах, ряды СРО "Гильдия строителей Республики Марий Эл" может пополниться еще 30-50 организаций, то есть в итоге численность членов СРО составит не более 240 организаций.Возникает вопрос: возможно ли немногочисленным аппаратом данного СРО провести 240 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ В ТЕЧЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА?

При этом не нужно забывать, что в данном случае освидетельствование - это некий небольшой аудит, в ходе которого аппарат СРО должен установить (часть 5 и часть 6 статьи 17):

- наличие или отсутствие наличия производственных мощностей или подтвержденной возможности использовать привлеченные производственные мощности, достаточные для производства работ в необходимом объеме с требуемыми характеристиками;

- наличие или отсутствие наличия персонала с необходимыми для выполнения данных работквалификационными характеристиками;

- наличие или отсутствие наличия достаточных финансовых ресурсов;

- степень загруженности (отвлеченности на другие строительные работы) производственных мощностей и персонала лица, запросившего квалификационное свидетельство, а также возможность их привлечения к выполнению работ, являющихся предметом закупки.

При этом аппарат СРО может «запрашивать информацию о лице, запросившем квалификационное свидетельство, о нем, включая данные о заключенных и исполняемых им договорах подряда и участия в процедурах определения подрядчика, а также о результатах исполнения им договоров подряда у иных заинтересованных лиц - заказчиков, в пользу которых лицо, запросившее квалификационное свидетельство, ранее исполняло подрядные работы. Сведения о заключенных и исполняемых договорах подряда и участия в процедурах определения подрядчика, а также о результатах исполнения им договоров подряда, прилагаются к квалификационному свидетельству».

Надеюсь, всем понятно, что собрать, проверить на достоверность, обработать, оценить и принять решение об освидетельствовании организации за 1 день НЕВОЗМОЖНО при нормальной продолжительности рабочего дня. При этом возможность, предоставленная аппарату СРО,  запросить ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ не воспринимается иначе как издевательство, поскольку сроки выдачи освидетельствования  в силу императивности данной нормы никто не может отменить или перенести. Необходимо отметить, что у аппарата СРО нет рычагов воздействия, которыми можно было бы воспользоваться в случае, если на запрос СРО об истребовании  дополнительной информации об организации – члене СРО не поступило ответа.

Должен сразу оговорится, что это только начало!

Часть 9 статьи 17  продолжает страдания аппарата СРО – «…После появления соответствующей закупочной документации или предложения заключить договор подряда СРО на основании протокола ежегодного освидетельствования и имеющейся у СРО информации выдает квалификационное свидетельство относительно данного подряда или отказывает в его выдаче». То есть в случае принятия решения организацией – членом СРО об участии в закупке такой организации необходимо направить запрос в СРО и ПОПЫТАТЬСЯ ПОЛУЧИТЬ «квалификационное свидетельство» для участия в торгах.

Представлю на обозрение публики примерные расчеты:

Усредненное количество проводимых торгов по строительным услугам  в месяц на электронной площадке Сбербанк-АСТ – 13500. Усредненное количество участников аукциона – 2,2 – 2,3. Усредненная доля электронной площадки Сбербанк-АСТ в проводимых аукционах в сегменте «строительные услуги»  – 50%. Всего ориентировочное количество проводимых электронных аукционов  в сегменте «строительные услуги»  за год на всех площадках – 745 200. Количество СРО  - 274.

В результате нехитрых вычислений получается, что в среднем аппарат одной СРО должен выдавать в день не менее 11 квалификационных свидетельств. Можно сразу и заранее приносить соболезнование тем СРО, в которых количество членов не 200 – 300, а например 500 – 700 или более 1000.

Критики этих расчетов могут сказать, что аппарат СРО может не выдавать квалификационные свидетельства,  и такое право у СРО есть, но я так думаю, что вряд ли аппарат СРО пойдет на такое. Но даже если и будет делать так, то все равно аппарату любой СРО не миновать выдачи хотя бы 5 квалификационных свидетельств в день.

А теперь поговорим о том, что может случиться, если аппарат СРО  будет отказывать в выдаче квалификационного свидетельства.

Проблема № 2 – финансово-конфликтная

Предположим, что аппарат СРО  будет отказывать в выдаче компании квалификационного свидетельства. По моему глубокому убеждению,  в данном случае СРО получает следующие «неожиданные» сюрпризы:

- для организации, получившей неоднократные отказы в выдаче квалификационного свидетельства, теряется смысл нахождения в СРО и уплате членских взносов. Соответственно со всей «пролетарской» и строительной  беспощадностью будет задан вопрос – «Доколе????»;

- для аппарата СРО в процессе выдачи организациям квалификационного свидетельствапоявятся «двоечники», «ударники» и «отличники» со всеми вытекающими последствиями, что неизбежно создаст атмосферу недоверия к принятым решениям и конфликтную ситуацию в СРО, а большинство вариантов выхода из этой конфликтной ситуации будут не очень приятными для руководства и аппарата СРО;

- также для аппарата СРО в случае отказа в выдаче квалификационного свидетельства возникает перспектива оспаривания такого решения.

Кстати, авторы проекта закона не предусмотрели даже возможность такого оспаривания решения и, соответственно, не определили в законе инстанцию, которая будет рассматривать такие отказы и процедуру оспаривания.

И последняя проблема, я полагаю, самая большая:

Проблема № 3 - территориальная

          Наличие огромной территории и большого количества СРО от Калининграда до Сахалина ставит серьезный вопрос об унификации принимаемых решений об освидетельствовании организаций и выдаче или невыдаче квалификационных свидетельств. По моему глубокому убеждению, авторы проекта закона в срочном порядке должны:

- разработать проект нормативного правового акта о правилах, порядке, критериях и требованиях при ежегодном освидетельствовании организаций аппаратом СРО;

- разработать нормативный правовой акт о правилах, порядке, критериях и требованиях при выдаче или невыдаче квалификационных свидетельств.

          То есть необходимо создать КИМ (контрольно-измерительный материал) для унификации проведения данных процедур.

В заключение, и желая поднять настроение аппарату и членам СРО, немного юмора и веселья или «никто не обещал, что будет легко» ….

В части 2 статьи 20 указано следующее требование «СРО, выдавшееквалификационное свидетельство или подтверждение квалификационного свидетельства, в течение рабочего дня передает информацию о квалификационном свидетельстве или подтверждении квалификационного свидетельства

в национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.Информация о квалификационном свидетельстве или подтверждении квалификационного свидетельства вносится в реестр квалификационных свидетельств или подтверждений квалификационных свидетельств в течение двух рабочих дней со дня ее получения национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство».

           То есть НОСТРОЙ можно поздравить с перспективой авральных работ по внесению в некий электронный реестр не менее 1500 и не более 3000 квалификационных свидетельств в день.

          Поздравляю всех прочитавших и осознавших грядущий коллапс.

Евгений Паутов,

Директор ООО «Специализированная организация «Конкурсные торги»,

член Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
5-9 августа. Онлайн
Всероссийский медиапроект «Строим будущее России» 2024
• • •
8 августа. Москва.
V Строительный форум-выставка «Индустрия 4.0»
• • •
13 августа. Москва, ВДНХ, Павильон «Умный город»
VIII-я Конференция «Цифровизация в девелопменте. Стадии Проектирование, строительство»
• • •
20 сентября. Санкт-Петербург, гостиница «Космос Прибалтийская»
XV Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс
• • •
1-4 октября. Екатеринбург.
IV Международный строительный чемпионат и XI Международный форум и выставка 100+ TechnoBuild
• • •
2-4 октября. Самара. Выставочный Комплекс «Экспо-Волга»
Межрегиональная специализированная выставка-форум «Комфортная среда 2024»
• • •
11 октября. Москва
Пятая конференция «Цифровизация в строительном бизнесе»
• • •
21-25 октября. Москва. Центр международной торговли
Московский Международный жилищный конгресс-2024
• • •
5 по 8 ноября. ЦВК «Экспоцентр»
Выставка MITEX 2024
• • •
12 по 14 ноября. Москва. Гостиный Двор
VIII Международная выставка BUILD SCHOOL 2024
• • •
13-15 ноября 2024 г., Москва. Отель Marriott Imperial Plaza
Международный строительный форум «АРКТИКА»
• • •
11-14 февраля. МВК «Новосибирск Экспоцентр
Siberian Building Week
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо