ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Деловая разведка <br />
и информационные войны <br />
в строительном бизнесе
27.04.2015
Безопасность

Деловая разведка
и информационные войны
в строительном бизнесе

Интернет сегодня — это поле битвы между мошенниками и деловой разведкой

Сегодня мы живем в информационном обществе. Постепенно уходят в прошлое особенности индустриального и постиндустриального развития. Главную ценность все больше приобретают не средства производства, а информация.

Действительно, если в индустриальном обществе именно монополия на средства производства могла позволить сформировать эксплуатирующий класс, то сегодня это делает монопольное обладание средствами информации и управление ими. В то же время повсеместное развитие средств информации позволяет сейчас обойти границы государств, религий, языковых общностей. Сегодня каждый может быть средством массовой информации и управлять этой информацией так, как считает нужным. Сегодня каждый может донести до общества свою точку зрения. Но не только донести, а еще и отстоять свое мнение в свободном споре с такими же, как и он, пользователями сети.

 

Возможности Интернета — на службу безопасности

По мере того, как вместе с информационным обществом формируется и информационное поле, мы можем констатировать, что данное развитие не лишено недостатков. В первую очередь информационное поле стало прибежищем и рынком для преступников. На конец 2014 года, согласно статистике ФНС, каждая 20-я сделка в России совершалась с целью мошенничества, каждая пятая проверяемая компания имеет признаки неблагонадежной. Почему об этом говорится именно в связи с информационным полем? Очень просто. Рынок мошенников, «кидал» и преступников также начинает свой "переезд" в сеть.

Приведем один из классических примеров современного мошенничества через Интернет. Итак, некое ООО "НоуНэйм" открыло свой сайт в Интернете, создало рекламные объявления о продаже строительных материалов, запустило активную рекламу в электронных СМИ. Цены, по которым предлагался товар, были ниже рыночных на 30%, поэтому отбоя в аудитории потенциальных покупателей не было. Люди охотно выходили на контакт с менеджерами, заказывали строительные материалы, оплачивали счета ООО "НоуНэйм". Собственно на этом их сотрудничество и заканчивалось. Оплаченные материалы заказчикам не поступали. Недовольные покупатели начинали "пробивать" своих контрагентов (своевременно, да?) и обнаруживали, что ООО "НоуНэйм" отсутствует по адресу юридической регистрации, также их офиса нет и по адресу, который заявлен на сайте. Все телефоны, по которым велись переговоры, являются интернет-телефонами, а документооборот осуществлялся через Интернет посредством электронной почты. Т.е. у пострадавшей стороны нет ничего, кроме ощущения того, что их "кинули".

К сожалению, отечественные правоохранительные органы еще не в полной мере освоили методы оперативно-розыскных мероприятий в Интернете и поэтому заведомо проигрывают преступникам. Именно для случаев, когда преступление совершалось посредством Интернета, мы изобрели метод "интернет-розыска", который заключается в поиске, дополнении и анализе признаков-идентификаторов интернет-пользователей.

Поясню, что это нам дает. В указанном выше примере у пострадавшей стороны сохранятся признаки-идентификаторы злоумышленников (адреса почты, имена, аккаунты в соцсетях, номера факсов и т.д.). При всем этом, сами личности злоумышленников остаются анонимными. Их требуется деанонимизировать, т.е. привязать к реальной личности, совершавшей те или иные действия.

 

Подрядчики с криминальным уклоном

С помощью "интернет-розыска" мы делаем это посредством мониторинга сети с выявлением известных признаков-идентификаторов. Далее по известным идентификаторам мы вытаскиваем неизвестные. Приведу пример такой работы. Во время строительных работ в поселке произошла кража дорогостоящих строительных материалов. Изучив исходные данные и данные видеонаблюдения, было установлено, что в указанный период времени в поселке проезжал единственный автомобиль серебристого цвета марки ХЕНДЭ. Отсюда возникло предположение, что на данном грузовике и были вывезены строительные материалы. Номер автомобиля прочитать было невозможно, лицо водителя также было не рассмотреть.

В связи с тем, что признаков взлома домов зафиксировано не было, но проникновение туда и вынос стройматериалов присутствовал, то также было выдвинуто предположение о том, что кража была осуществлена при содействии подрядчиков, которые были связаны с установкой окон или дверей в поселке. По параметрам автомобиля (марка, цвет, приметы, схожесть номера) он был выявлен в Интернете на одном из объявлений о продаже автотехники. По фото мы точно установили номер автомашины, имя владельца и его контактный телефон. При помощи общедоступных ресурсов Интернета (www.gibdd-base.info; www.nomer.org/; www.numplate.ru/search) нами были получены установочные данные на владельца автомобиля.

Далее, осуществив поиск данного автолюбителя в социальных сетях, мы выявили его и всех его ближайших родственников и друзей. Данные на всех этих лиц сразу же устанавливались и проверялись при помощи общедоступных источников интернета (www.telkniga.com; www.telespravka.com; www.nomer.org; www.telpoisk.com; www.infobaza.org). При изучении же социальных сетей был установлен факт работы установленного лица, а также его отца на одном и том же предприятии, деятельность которого была связана с проведением строительных работ. Дальше все было уже совсем просто - выявленная компания оказалась в списке предприятий-подрядчиков, проводивших строительные работы в поселке.

В результате телефонного звонка в офис компании были получены рекомендации наших предположительных злоумышленников (ранее попадались на мелких кражах), помимо этого на сайте ГАС «Правосудие» был зафиксирован факт привлечения найденного владельца автомашины к ответственности за нарушение ПДД в непосредственной близости от места кражи, а информационная система ФССП указала нам на повод совершения кражи - в отношении обоих подозреваемых были открыты исполнительные производства на крупные суммы в связи с невозвратом кредитов. Последующая работа правоохранительных органов и решение суда доказали обоснованность результатов нашей аналитической работы.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о первой причине, почему строительному бизнесу (как и любому другому) требуются услуги деловой разведки. Вывод этот в том, чтобы обезопасить возможные сделки и своевременно выявлять возможных интернет-мошенников, а также находить их в реальном мире.

 

Любые возможности — под микроскоп

Теперь следует сказать о второй причине, почему деловая разведка должна быть востребована рынком. Деловая разведка - это эффективный (а также законный, что немаловажно) метод получения значимой для бизнеса информации. Не стоит связывать деловую разведку с деятельностью службы безопасности. Их сферы совершенно разные. И если специалисты деловой разведки могут быть эффективными безопасниками, то обратное утверждение уже не будет иметь силы.

Деловая разведка - это адаптированные к бизнесу, рынку и предпринимательству методы работы специальных служб и их подходы по получению информации и информационно-аналитическому сопровождению управленческих задач и проектов бизнеса. Деловая разведка, которая анализирует вертикальные и горизонтальные информационные потоки, может своевременно выявлять риски и возможности для бизнеса.

Попробуем также привести примеры деловой разведки в бизнесе. Одним из рисков для ведения предпринимательской деятельности может быть "подрывная" (или мошенническая) деятельность сотрудников предприятия. Она может заключаться в хищении товарных или материальных ценностей, краже и передаче конкурентам инсайдерской информации, диверсиям, провале тендеров, подставным тендерам.

В нашей практической работе был примечательный пример выявления риска при приеме на работу топ-менеджера сферы ИТ в одну из крупных корпораций. Риск этот заключался в том, что под будущую должность проверяемого лица его однокурсник и близкий друг создал в другом городе предприятие. Приступив к исполнению обязанностей, топ-менеджер сразу вписал в первый тендер предприятие своего однокурсника и несколько подставных контор. Мы же предсказали этот риск за пару месяцев до его наступления.

Другой пример связан с хищением и последующей продажей похищенных строительных товаров через Интернет. Проверка велась по заказу одной из розничных строительных сетей. По совпадающим описаниям и фото товаров с сайта сети мы выявили аналогичные объявления (с более низкими ценами) от физического лица на популярных интернет-досках объявлений. Поиск по признакам-идентификаторам позволил в дальнейшем выйти на продавца и выявить его связи внутри компании заказчика.

Иным применением деловой разведки в бизнесе является выявление возможностей. Иными словами, в результате мониторингово-аналитической работы мы можем предсказать возможные сферы приложения для достижения прибыли или эффективности. Анализируя законодательство, новости, правоприменение и иные сведения из открытых источников, мы смогли предсказать одному из текстильных производств возможность в виде государственного заказа, на который никто не обратил внимание. В другом случае мы предсказали строительной компании возможность для расширения в связи с выявленным контролируемым банкротством их конкурента.

 

С клавиатурой наперевес

Третьей причиной востребованности деловой разведки является повсеместное использование в конкурентной борьбе т.н. технологий информационных войн в Интернете. Развитие информационного общества не могло не отразиться и на средствах ведения войны. С начала XX века одновременно с развитием информационных технологий развивается и информационное оружие. Сегодня мы можем созидать и разрушать деловую репутацию через Интернет.

Приведем пример, набивший уже оскомину. Москва. 22 мая 2010 года. INTERFAX.RU: «Роспотребнадзор приостанавливает продажу пяти видов кофе Nestle в 100-граммовых банках, в которых могут содержаться частицы стекла», - сообщил "Интерфаксу" в субботу глава ведомства Геннадий Онищенко». Но что предшествовало этому решению?

В конце 2009 - начале 2010 гг. в российских социальных сетях начала активно обсуждаться тема отравлений, связанных с употреблением кофе из 100-граммовых баночек Nestle. В данных банках с кофе предположительно содержались частицы стекла.

По мере развития тема обрастала все новыми подробностями и ужасающими фактами. Масштаб бедствия, если оценивать его исключительно по социальным сетям, был близок к свиному гриппу. Далее тема начала обрастать еще более интересными подробностями. В социальных сетях, блогах, форумах, сайтах начали появляться фиктивные заявления отдельных государственных чиновников и просто известных лиц, требовавших или напрямую запрещавших употребление продуктов Nestle.

Здесь мы остановимся, чтобы уточнить наиболее интересные моменты. Во-первых, почему именно 100-граммовые баночки кофе? Очень просто. Согласно всем опросам и данных о продажах, этот вид товара является самым массовым и покупаемым у Nestle. Во-вторых, почему частицы стекла? Человеку свойственно бояться, любому и каждому. Страх за здоровье своё и своих близких, пожалуй, самый основной. Частицы стекла в сознании потребителя рисуют самые удручающие картины проблем со здоровьем. В-третьих, почему первые публикации появились именно в социальных сетях? Потому что это территория свободного мнения! И информацию в них можно распространить достаточно быстро и бесплатно. Особенно, если эта информация «горячая».

А теперь результаты! В итоге информационного воздействия Nestle потеряла за первый год 20 млрд долларов США. Только через пять лет корпорация смогла полностью восстановить свою деловую репутацию и доверие потребителей. По факту отравления людей стеклом проводились многочисленные проверки. Доказать связь этих отравлений с деятельностью Nestle не удалось.

Попробуем представить, какие конкурентные преимущества таят в себе технологии информационных войн в Интернете для строительного бизнеса. Мы можем запустить информацию о том, что конкурент строит здание на месте старого хранилища химических отходов, радиоактивной зоне, на стройке произошел разлив ртути и цена квадратных метров пойдет вниз. И, напротив, информация о скорейшем строительстве рядом станции метрополитена, озеленении, развитии инфраструктуры и пр. повысит стоимость жилья.

Недостаток только один. Начав информационные войны, мы можем только победить. Но победив, мы должны оставаться анонимными. Никто не должен знать заказчиков и исполнителей информационной атаки. В противном случае, все ее воздействие обратится против нас.

Игорь БЕДЕРОВ,

частная разведывательная компания "CABIS"

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Анонсы
5-9 августа. Онлайн
Всероссийский медиапроект «Строим будущее России» 2024
• • •
8 августа. Москва.
V Строительный форум-выставка «Индустрия 4.0»
• • •
13 августа. Москва, ВДНХ, Павильон «Умный город»
VIII-я Конференция «Цифровизация в девелопменте. Стадии Проектирование, строительство»
• • •
20 сентября. Санкт-Петербург, гостиница «Космос Прибалтийская»
XV Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс
• • •
1-4 октября. Екатеринбург.
IV Международный строительный чемпионат и XI Международный форум и выставка 100+ TechnoBuild
• • •
2-4 октября. Самара. Выставочный Комплекс «Экспо-Волга»
Межрегиональная специализированная выставка-форум «Комфортная среда 2024»
• • •
11 октября. Москва
Пятая конференция «Цифровизация в строительном бизнесе»
• • •
21-25 октября. Москва. Центр международной торговли
Московский Международный жилищный конгресс-2024
• • •
5 по 8 ноября. ЦВК «Экспоцентр»
Выставка MITEX 2024
• • •
12 по 14 ноября. Москва. Гостиный Двор
VIII Международная выставка BUILD SCHOOL 2024
• • •
13-15 ноября 2024 г., Москва. Отель Marriott Imperial Plaza
Международный строительный форум «АРКТИКА»
• • •
11-14 февраля. МВК «Новосибирск Экспоцентр
Siberian Building Week
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо