Саморегулирование:
взгляд
координатора НОПРИЗ
В последнее время в системе саморегулирования строительного комплекса произошло некоторое смещение акцентов – от центра в сторону регионов. Ключевую роль в оценке деятельности саморегулируемых организаций начинают играть координаторы Нацобъединений в федеральных округах. Своим взглядом на новую роль координаторов с нами поделился Александр Гримитлин, координатор НОПРИЗ по Северо-Западному федеральному округу, член Совета СРО НП «Инженерные системы – проект», д.т.н., профессор.
- В связи со вступлением в силу Федерального закона N359-ФЗ от 24 ноября 2014 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"» ситуация внутри Национальных объединений претерпела кардинальные изменения. СРО получили возможность самостоятельно и без вмешательства государства предпринять все необходимые шаги для искоренения тех недостатков, которые подвергаются наиболее острой критике как со стороны органов власти, так и со стороны профессионального сообщества.
Принимая во внимание определенный негативный фон, сопровождающий саморегулирование в последнее время, на устранение самых больших изъянов системы, а именно – несоблюдение частью СРО требований законодательства, отведено очень небольшое время. Поэтому в кратчайшие сроки мы должны разработать необходимые регламенты, положения и прочие документы для обеспечения эффективности и прозрачности деятельности, осуществляемой нами в рамках реализации N359-ФЗ.
При сохранении традиционных функций, таких как работа «на местах» с представителями проектно-изыскательского сообщества и профильных органов власти, сбор и анализ информации о региональных проблемах и специфике, осуществление представительских функций и проведение мероприятий, на координаторов НОПРИЗ возложена серьезная дополнительная ответственность, связанная с их ключевой ролью в выполнении требований N359-ФЗ.
Именно координаторы в наибольшей степени должны быть информированы о работе саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории их округа, и именно они должны обеспечить формирование максимально объективной и беспристрастной оценки деятельности этих СРО. Круг задач координатора становится очень широким, важнейшая из которых состоит в поддержании постоянной обратной связи между членами Национального объединения изыскателей и проектировщиков и его руководством, в аккумулировании информации о ходе реализации закона и правильности его исполнения.
Координатор лучше знает, кто, что и сколько
Крайне важно обеспечить прозрачность процесса включения или исключения некоммерческих партнерств из реестра СРО. Руководители саморегулируемых организаций должны быть максимально в этот процесс вовлечены, иметь возможность оперативно получать и оценивать всю интересующую их информацию. Безусловно, это предполагает строгую дисциплину и слаженность в действиях со стороны всех участников сообщества, высокий профессионализм аппарата. Но только таким способом будет достигнуто доверие к деятельности НОПРИЗ со стороны его членов, строительных компаний и органов власти. Это единственный путь достижения нашей общей цели: исключения возможности недобросовестного использования Нацобъединением или кем-то из его представителей N359-ФЗ и объективности при принятии решений.
В регионах больше всего информации о работе местных СРО, поэтому подготовка Заключения о возможности внесения или исключения сведений в государственный реестр СРО или рекомендации Совету на первом этапе должна вестись в округе. Оптимальной является ситуация, при которой решение по каждой организации принимается окружной конференцией, но это трудновыполнимо либо по причине наличия в округе большого количества СРО, либо их географической удаленности друг от друга. Но заключение не должно исходить от одного человека, даже обладающего статусом координатора, это может повлечь некую субъективность. Необходимо сформировать консолидированное, коллективное мнение. Поэтому представляется целесообразным создание на выборной основе из руководителей саморегулируемых организаций региональных комиссий при координаторе, функцией которых станет и подготовка соответствующих заключений, и методическая помощь коллегам по приведению деятельности в соответствие с законодательством. Координатор должен как организовать этот процесс, так и донести позицию региона до Совета и президента.
Закон распространяется на всех
Хотелось бы предостеречь ту часть изыскательского, проектного и строительного сообщества, которое считает, что реализация N359-ФЗ их на практике не коснется и является заботой лишь руководства саморегулируемых организаций. Не стоит забывать, что лишение статуса СРО влечет за собой прекращение действия Свидетельств о допуске членов данной саморегулируемой организации, и, соответственно, значительные негативные последствия как непосредственно для этих строительных организаций, выражающиеся в лишении на некоторое время возможности осуществления профессиональной деятельности, так и для их заказчиков, имеющих на тот момент действующий договор, исполнение которого по закону должно быть остановлено.
Руководство Нацобъединений вместе с добросовестными своими членами на протяжении многих лет прилагали усилия для обеспечения законности в работе СРО, но в силу действовавшего законодательства были вынуждены ограничиваться рекомендациями. Были подготовлены различные методические материалы по организации работы в саморегулируемых организациях, оказывалась консультативная помощь. Строителям, проектировщикам и изыскателям говорилось о необходимости крайне тщательно подходить к выбору СРО, а заказчикам – о необходимости обращать пристальное внимание на то, в какой саморегулируемой организации состоит его потенциальный подрядчик. К сожалению, увещеваниям внимали не все, и в строительной отрасли в части саморегулирования сложилась очень сложная ситуация. Могу утверждать с уверенностью, что руководство НОПРИЗ и его президент Михаил Посохин осознают всю глубину проблемы и прилагают сейчас максимум усилий для того, чтобы исполнение требований нового закона повлекло за собой минимум потрясений как для руководства и членов СРО, так и для их заказчиков. При этом высказана твердая позиция о невозможности попустительства процессу незаконной выдачи Свидетельств о допуске и решительное намерение искоренить такие явления.
Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.