Энергоэффективность становится составной частью глобальной климатической повестки
В Форуме приняли участие более 100 гостей, а также представители Минэкономразвития России, аппарата правительства России, Ростехнадзора, Мосгостройнадзора и других ведомств.
Традиционное трехдневное мероприятие, которое прошло на теплоходе «Санкт-Петербург», включало в себя не только панельные дискуссии и круглые столы, но и третий этап бизнес-игры, в ходе которой профессионалы старались применить свои знания об энергоэффективности на практике и даже запланировать будущее запроектированных ими поселений. Но все по порядку.
Уже на открытии Форума «Энергоэффективная Россия» стало понятно, что разговор выйдет далеко за рамки энергосервисных контрактов, классов энергоэффективности зданий и даже «дорожной карты» по энергоэффективности. Как буквально с первых слов заявил президент НОЭ Леонид Питерский, наконец-то энергоэффективность и экология рассматриваются вместе, как единый механизм. Потому как энергосбережение и энергоэффективность – это составная часть глобальных экологических и климатических программ.
Если не спиной, то боком
Хотя, нужно сказать, государственная политика в области энергосбережения ведет себя… разнонаправлено. Конечно, были приняты некоторые законы и постановления Правительства, однако в рамках работы «регуляторной гильотины» все эти требования должны были быть уничтожены. Минстрой России, по словам начальник отдела электроэнергетики, атомной, возобновляемой энергетики и теплоснабжения Департамента энергетики Правительства России Виталия Ковальчука, вообще хотел упразднить требования по энергоэффективности при строительстве зданий и сооружений – к счастью, эту инициативу удалось нейтрализовать. Сейчас внесен на рассмотрение проект закона, регулирующий требования к энергоэффективности зданий – в июле этого года и он сам, и подзаконные акты могут уже вступить в действие. Кроме того, до 2035 года продлевается программа по развитию возобновляемой энергетики.
При этом Минэкономразвития, к которому перешли вопросы энергоэффективности, констатирует, что до сих пор не достигнуты показатели, которые были заложены еще в 2009 году. Так, к 2020 году снижение энергопотерь в результате внедрения требований по энергоэффективности должно было быть на уровне 40% - а на самом деле составило только 14%. По этим показателям Россия существенно отстает от Европы, США и Канады. У нас в последние годы строили много и максимально дешево – какие уж тут энергоэффективные технологии!
Однако Минэкономразвития всерьез занялось энергоэффективностью – об этом сообщил директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии МЭР Петр Бобылев. Ведомство подготовило новую «дорожную карту» по энергоэффективности, в ней 50 пунктов, и, хотя замечаний к ней много, идет активное обсуждение документа. Всем нужно понять, что энергоэффективность и энергосбережение буквально в каждом доме – это не лозунг, а требование реальности, потому что электричество и теплоснабжение по факту занимает самую большую долю в счетах за ЖКХ.
Кроме того, в последнее время энергоэффективность напрямую связывается с экологией и объемами выбросов углекислого газа (СО2). Россия не может стоять в стороне от этих процессов – мы часть мирового сообщества, а там нарастает движение по минимизации углеродного следа во всех товарах и отраслях экономики. Человечество начинает задумываться о том, какую планету оно передаст следующим поколениям.
Роковая тайна «углеродного следа»
Ключевым мероприятием Форума можно считать развернутый доклад Петра Бобылева, посвященный климатической политике в мире и ее влиянии на российскую экономику. Можно сказать, что участникам Форума был представлен глобальный взгляд на проблемы климата, в которых энергоэффективность и энергосбережение занимают одно из ключевых мест.
Как показывают данные, температура на планете растет: за 10 лет она в целом выросла на 0,18С, при этом в России +0,5С, а в Арктике - почти на 1С. Среднегодовая температура растет постоянно, и встает вопрос, как человеку адаптироваться к этим условиям? При этом, по данным исследования, которое охватывает 1998-2018 гг., 6 наиболее развитых стран выбрасывают более 50% всех парниковых газов на планете, на первом месте – Китай (13 млрд тонн в эквиваленте СО2), Россия на пятом месте (1,6 млрд тонн СО2). При этом с 1991 года Россия сократила выбросы почти на 50% (с 3,1 млрд тонн).
Увы, природа уже не справляется с поглощением СО2, в том числе и леса России, которыми мы так гордимся и которые так откровенно не бережем. Мало того, что состояние лесов очень плохое – они гниют, болеют и разрушаются – так они еще и горят. Лесные пожары в России ежегодно генерируют в атмосферу 200 млн тонн СО2 – больше, чем все сельское хозяйство страны.
И еще одна очень показательная цифра: 80% всех выбросов парниковых газов в России дает сжигание первичного топлива – а значит, энергетика и ЖКХ. И здесь – самое широкое поле для энергосбережения и экономии природных ресурсов, как бы странно это не звучало на фоне российских запасов нефти, газа и угля. Однако Европа уже массово отказывается от угля, а это одна из статей экспорта России. На очереди – газ. И эта политика Европейского союза проводится в жизнь с завидным упорством. Более того, 7 европейских стран создали консорциум по отказу от двигателей внутреннего сгорания – а это отказ от нефти и ее производного – бензина. И вполне может настать время, когда огромные природные ресурсы России окажутся невостребованными у стран-экспортеров. А все товары из России, в которых будет присутствовать «углеродный след», будут облагаться существенными пошлинами и налогами.
Пока все это с российского берега кажется далеким будущим, но первыми европейскую климатическую и углеродную повестку почувствуют на себе металлурги, которые будут вынуждены платить от 25 до 50 евро за тонну экспортируемой продукции с «углеродным следом». Эксперты оценивают потери российского бизнеса от таких налогов минимум в 2 млрд евро в год, а реально 4-6 млрд евро ежегодно.
Некоторые шаги Россия к углеродной нейтральности уже делает: пишется Стратегия социально-экономического развития России с низкоуглеродными выбросами, принят закон о парниковых выбросах. Пока ни о каких квотах или штрафах для компаний речи не идет, однако вводится углеродная отчетность для крупных эмитентов. Однако не стоит успокаиваться – это только первые шаги, а затем дело дойдет и до квот, и предприятий стройиндустрии это может коснуться не меньше, чем всех остальных.
На этом фоне НОЭ как площадка для взаимодействия органов власти и профессионального сообщества становится особенно ценной: здесь можно будет не только обсуждать европейские тенденции, но и формировать конкретные документы для российских производителей, а с помощью сводов правил и ГОСТов регулировать тот самый «углеродный след».
Чем стройка ответит климату?
Очевидно, что климатическая повестка повлияет и на строительную отрасль: проектировщики должны будут создавать проекты с учетом реальных, а не для «галочки» энергоэффективных технологий и изменений климата (и здесь опять же нужно пересматривать основные СП и ГОСТы), а строители – учиться строить по новым проектам, не экономя ни на окнах, ни на стеновых панелях с высоким коэффициентом энергосбережения.
Конечно, «пассивный дом» с нулевым потреблением внешней энергии, который сейчас активно внедряется в Европе, для России – вещь нереальная: и климат не тот, и доходы населения не позволяют массово строить такие дома. Они реально очень дорогие, потому что строятся с использованием уникальных материалов, технологий и инженерных систем. Единственный «пассивный дом» в России, построенный в Белгородской области «на показ», как раз и показал, насколько такие технологии дороги, и насколько в России отсутствуют специалисты, способные с этими технологиями работать.
И последнее: пока в России действует закон 44-ФЗ о контрактной системе и над здравым смыслом довлеет принцип самой дешевой цены, об энергоэффективности на объектах госзаказа говорить не приходится. Вся она будет срезана в ходе торгов и последующей подгонки проекта под выигранную цену – или будет убита органами госэкспертизы, перед которыми также стоит задача удешевления объектов госзаказа. Ну не за счет же несущих перекрытий ее снижать?
В общем, с этой точки зрения для Национальных объединений строителей и изыскателей и проектировщиков открывается новый фронт работ: формирование нормативной базы для перехода российской строительной отрасли на реальную энергосберегающую основу. Задача непростая, но пора заканчивать со строительством фонящих во все стороны теплом и светом бетонных коробок. В конце концов, нефти и газа осталось не больше, чем на 25-30 лет, и нужно уже сейчас думать, как будут обогревать дома наши внуки.
… Ну, а бизнес-игра, конечно же, прошла очень активно и с большой пользой – как для играющих, так и для жюри. Потому как полет фантазии игроков позволил реально запроектировать и агро-город в Липецкой области, с замкнутым циклом производства и нулевыми отходами, и традиционное дагестанское село, куда будут приезжать вышедшие на пенсию уставшие вирусологи из наукограда в Томской области. Пока новая климатическая повестка с трудом находит себе место в таких проектах, и это значит, что на следующем Форуме игрокам будет, что обдумать и подсчитать.
От первого лица
Впечатлениями от Форума «Энергоэффективная Россия» с главным редактором Отраслевого журнала «Строительство» поделился вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус:
- Я для себя на этом Форуме открыл много нового, например, «углеродный след» и влияние климатической политики на различные отрасли экономики. Для меня это все безумно интересно. Формат, в котором проходит Форум «Энергоэффективная Россия» - наиболее интересный и полезный, когда ты получаешь информацию совсем с другого вектора развития экономики, профессионального бизнеса и человеческого сообщества.
В чем я вижу на сегодня колоссальную проблему? В том, что в России энергоэффективность, по большому счету, «на земле» никому не нужна. Наша задача – приблизить эту тему «к земле».
Как преподаватель МГСУ, который работает со студенческим составом самого высокого уровня, я стараюсь говорить о самых разных проблемах. Те новеллы, которые были озвучены в ходе Форума, думаю, будут интересны и моим коллегам. Для меня были очень неожиданными цифры о том, что Россия снизила выбросы за последние 20 лет в два раза – и не потому, что мы вдруг стали экономить, просто наша промышленность по большей части остановилась. И я могу сказать своим студентам, что перед нами стоит задача, чтобы страна развивалась, промышленность поднималась, но не в ущерб той среде, в которой вы живете и будете строить.
Мне очень нравится этот Форум, я участвую в нем второй раз и вижу, как серьезно поменялась повестка дня, от частностей – к глобальным общечеловеческим проблемам.
Лариса Поршнева
Прочитать или скачать свежий номер журнала вы можете здесь, а также непосредственно на планшет или смартфон в магазинах мобильных приложений Google play и App Store.