ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Bauma CTT RUSSIA:  Возвращение на строительный подиум
18.07.2021
Выставки

Bauma CTT RUSSIA: Возвращение на строительный подиум

Bauma CTT RUSSIA оказалась единственной выставкой 2021 года в сети Bauma NETWORK

Bauma CTT RUSSIA наряду еще с пятью строительными выставками других стран входит в состав Bauma NETWORK. В этом году, кроме России, они больше нигде не запланированы. В 2020 году выставка не состоялась и у нас. И было видно, как люди по ней соскучились.

 

Китай забыть себя не позволит

Понятно, масштабы нынешнего мероприятия оказались скромнее, чем прежде. Количество участников сократилось едва ли не вдвое – с 603 в 2019 году до 344 в нынешнем. Площадь экспозиций уменьшилась с 55 тыс. кв. м до 35 тыс.

Присутствовали лично участники из 16 стран (вместо 55 в 2019 году). Тем не менее было много немецких и турецких компаний. Работали три национальных павильона – Германии, Турции, Финляндии.

Отсутствие тех, кто не смог появиться лично, с успехом компенсировали отечественные дистрибьютеры. Разумеется, было нереально пересчитать все выставленные на стендах иностранные образцы. Но создалось впечатление, что их было больше отечественных. Во всяком случае, не меньше. И, конечно, не дал о себе забыть Китай. Сами китайские компании отсутствовали. Но их продукцию – в большом количестве и самую разнообразную – можно было видеть и в уличной экспозиции, и в залах.

Не все участники представляли строительный комплекс. Ряд стендов принадлежали нефтяникам, аграриям, железнодорожникам. По их словам, они не работают ни со строителями, ни в строительной сфере. Но если приезжают сюда, значит, видят в том смысл.

А вот экспозиций региональных администраций не наблюдалось. Как правило, администрации организуют поездки предпринимателей на такие мероприятия в рамках Федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса. Судя по другим строительным выставкам, программа весьма популярна. Ведь ее участникам оплачивается аренда и обустройство выставочной площади. Цель поездки выбирают сами предприниматели. Отсюда можно сделать вывод: региональный малый бизнес СТТ-2021 не заинтересовала.

Похоже, посетители радовались выставке больше, чем участники. Их количество уменьшилось не так заметно – с 22 726 до 18 863 человек. Более того, в Крокус Экспо, как говорится, побывали люди из всех уголков страны. Обычно на московские выставки неохотно едут те, кто живет восточнее Урала. А тут добрались даже с Дальнего Востока.

 

 

Автотранспорт на любой вкус и кошелек

Сокращение размеров выставки не сказалось на разнообразии экспонатов. Это косвенно подтвердил конкурс «Инновации в строительной технике в России». В позапрошлом году победители определялись в семи номинациях, сейчас – в десяти. (Список победителей есть на сайте выставки). На стендах были широко представлены бетонные заводы, экскаваторы, разнообразные погрузчики и краны, бульдозеры, то есть то, что мы могли видеть на предыдущих выставках.

Самую большую площадь в уличной экспозиции, как и в 2019 году, занимала китайская компания XCMG. Она привезла совершенно новую модель крана-манипулятора. Кран имеет стрелу с отрицательным углом наклона, то есть она опускается ниже земли. Можно пробурить отверстие, закрутить винтовые сваи на глубину до семи метров. Стрела Z-образной формы имеет меньший вес в отличие от тросового исполнения и занимает мало места.

Дебют крана оказался успешным. Как сказал Ильмар  Мубаракшин, технический директор «Интехкрансервис», организации, представляющей XCMG, на протяжение выставки были проданы три единицы.

После долгого перерыва на выставку приехала компания «Цеппелин Русланд». И стала центром уличной экспозиции, собрав на своей площадке немало народа. «Конферансье», сотрудник компании, забравшись на погрузчик, развлекал публику викториной, где победителям вручались призы. Вроде и не расхваливал свою продукцию, но после окончания представления вокруг погрузчика, грейдера, экскаватора и прочей техники Цеппелина столпились заинтересованные посетители.

Очень много было на выставке автотранспорта. Мощные немецкие машины специального назначения красных оттенков (спецавторанспорт должен выделяться на дорогах!), всевозможные самосвалы, прицепы, полуприцепы, цистерны… Как говорится, на любой вкус и кошелек.

Компания «Сеспель» (Чебоксары) повесила на свой полуприцеп для перевозки битума плакат: сделан полностью из отечественных материалов и комплектующих. Сейчас это редкий факт. «Зато надежно, всегда все можно купить в России», - сказали представители компании.

К сожалению, некоторые виды техники с выставки исчезли. И вряд ли во всех случаях виновата пандемия. Внимание посетителей всегда привлекали башенные краны. Еще несколько лет назад они присутствовали на СТТ в натуральном виде. Потом производители заявили, что их дорого возить. И стали показывать краны на фотографиях и в проспектах. А теперь уже и фотографии никто не показывал. Между тем, опросы организаторов выставки свидетельствуют: башенные краны стабильно входят в первую пятерку интересов посетителей.

 

Как жаль, что этого не было на БАМе

Особенно внимательно хотелось присмотреться к отечественным экспонатам.

Галичский автокрановый завод – неизменный участник выставок. Транспарант, закрепленный на одном из кранов, гласил: продукция завода выпускается при финансовой поддержке Минпромторга РФ. Такую поддержку надо заслужить. Галичане постоянно показывают что-то новое. К этой выставке конструкторы усовершенствовали модели, которые на СТТ-2019 позиционировались как новинки.

Успешным предприятие было не всегда. Там помнят времена, когда зарплату не платили. Положительный сдвиг произошел после объединения с Клинцовским автокрановым заводом, тоже переживавшим не лучший период. Образовалась машиностроительная группа «Кудесник», которая стала развиваться по единому плану. Кстати, Клинцовский завод также представил в Крокус Экспо новые автомобильные краны.

А теперь в «Кудесник» влился еще Камышинский крановый завод. У руководства объединения есть планы по выпуску на предприятиях взаимозаменяемой продукции. Представители Галичского завода с огромным уважением отзывались об инициаторе этих преобразований Олеге Зеленском. Он возглавляет советы директоров всех трех заводов.

Посетители выставки по-разному оценивали отечественную технику. Часто это зависело от их возраста. Молодежь настроена более критично. Сравнивает наши машины с лучшими мировыми брендами, до которых нам далеко. Люди старшего поколения российскую продукцию в основном хвалят. Они помнят времена, когда своей дорожно-строительной техники в стране вообще не было.

Заведующий кафедрой Военной академии материального-технического обеспечения из Санкт-Петербурга, профессор Иван Веприняк, отметил представленное на выставке семейство внедорожников «URALNEXT», которое отличает более высокий уровень надежности и функциональности. А крановую установку КС 55733 «Челябинец» грузоподъемностью 32 тонны он и вовсе назвал уникальной. По его мнению, уникальность автокран приобрел благодаря своей самой низкой массе в данном сегменте техники и высокой грузоподъемности – 32 тонны.

К инновациям, внедренным на крановой установке, относится трехсекционная технологическая стрела новой серии. Низкие нагрузки на оси позволяют сохранить отличную управляемость и проходимость.

 «Эти инновационные подходы имеют огромное значение при работе на стесненных строительных площадках в сложных геологических условиях со слабыми грунтами. К примеру, при строительстве и реконструкции мостовых переходов», - объяснил Иван Алексеевич.

Иван Веприняк участвовал в строительстве БАМа. И очень сожалеет, что в то время не было таких технических средств. При их наличии многие технологические процессы можно было бы выполнить проще и качественнее.

 

Мини-техника почти как в Японии

На прошлых выставках демонстрировалась японская и китайская мини-техника – миниатюрные погрузчики, экскаваторы. Особенно впечатляли японские модели. На вид прямо игрушечные, а объемы работ выполняют большие.  Производители привозили единичные экземпляры: полагали, что желающих их купить не будет. Однако спрос на них оказался ажиотажный.

И вот в этом году на выставке появились две отечественные компании со своей мини-техникой – «Митракс» и «Техоснова». Обе из Санкт-Петербурга.

Рассказывают, организатор «Митракса» Николай Рыжов служил на морских грузовых судах. Побывал в Японии, где и увидел миниатюрную технику, и загорелся идеей делать такую же на Родине, хотя сам не является машиностроителем. Замысел свой реализовал. Компания изготавливает мини-трактора, мини-погрузчики, гусеничную приставку и др. На СТТ «Митракс» представил новинку – мини-погрузчик с телескопической стрелой. Машина удобна в использовании за счёт установленного джойстика управления телескопической стрелой, а на каждом колесе есть гидромотор.

Компания «Техоснова» показала мини-экскаватор «Katrina». Он способен копать землю на глубину до 2.4 метров, в том числе мёрзлые и сложные грунты. Уникальным изобретением авторы конструкции считают расширяющуюся гусеничную базу, которая существенно повышает проходимость «Katrina». Вес машины 920 кг. Специалисты компании сказали, что более легких экскаваторов у нас в стране не делают.

Миниатюрные машины незаменимы в жилищно-коммунальном хозяйстве, обустройстве ландшафта, при работе внутри помещений. С их помощью копают траншеи под инженерные сети, ухаживают за стадионами и газонами. Запрос на мини-технику в стране очень большой. Стенды «Техосновы» и «Митракса» собирали каждый день толпы посетителей.

Правда, визуально наши машины заметно крупнее японских. Их так и хочется назвать не мини-, а миди-техникой.

 

По новым дорогам из старого асфальта

Традиционно на выставке присутствовала тема строительства и ремонта дорог. В этом году она даже расширилась. В конкурсе «Инновации в строительной технике» была впервые введена номинация «Ресайклер года» (машина для реконструкции дорог). Победителем стала немецкая машина BOMAGRS 600.

Просторная экспозиция принадлежала компании D&G Machinery (Китай). Это давний партнер России. У нас реализовано более 50 его проектов. «Китайские асфальтосмесительные установки работали на строительстве трассы Чита – Хабаровск. Такие установки сейчас работают на строительстве трассы «Таврида» в Крыму», - сказал менеджер Владимир Жабин.

Компания изготавливает и установки для переработки асфальтовой крошки (гранулята). При ремонте дорог старый асфальт можно не выбрасывать, а вновь пустить в дело. В итоге ремонт дорог удешевляется.

В каждом конкретном случае объем добавляемой крошки должен рассчитывать специалист – с тем, чтобы не пострадало качество покрытия, объяснили представители компании. Можно добавить и 10%, а можно и 60. Специалист также должен решать, что в данном случае экономичнее – купить новую установку или новый материал для покрытия.

Но технология очень и очень перспективная. В Китае намерены к 2023 году заменять при ремонте дорог весь асфальт старым гранулятом. Однако тут есть нюанс. Тот материал, который снимают и вновь пускают в дело, должен быть изначально качественным. Другими словами, нельзя повторно использовать асфальт, пролежавший годы на дороге какого-нибудь райцентра.

В условиях России такая технология хороша для федеральных трасс с современным покрытием. И там она уже начала применяться. Но доля дорог с высококачественным покрытием у нас невелика, и ставить такие цели, как Китай, мы пока не можем.

Дебютантом выставки стал завод «Татмаш». Он будет выпускать асфальтосмесительные установки. Производство организуется на базе бывшей передвижной механизированной колонны в Чистополе. Как знать, может со временем завод станет достойным конкурентом китайским коллегам.

 

Хорошие технологии, как и рукописи, не горят

Компания «Строительные Технологии и Машины» (АО «СТМ») из Хвалынска Саратовской области представляла технологию безопалубочного виброформования железобетонных изделий. Этот метод считается значительно дешевле экструзии, широко применяемой сейчас при производстве ЖБИ.

Взять хотя бы такой пример. Специалисты знают, насколько важно при экструзии выдержать размеры зерен песка и щебня – инертных заполнителей бетона. Они должны быть максимально одинаковы. Поставщикам это удается обеспечить далеко не всегда. И заводы ЖБИ сами доводят частицы заполнителей до нужных параметров, затрачивая немалые силы и средства. При виброформовании к размерам зерен песка и щебня столь строгих требований нет. И это существенно удешевляет бетон.

Технология безопалубочного виброформования была разработана еще в 1958 году под руководством профессора Иосифа Ахвердова в Белорусском институте строительства и архитектуры. Но случилось так, что его изобретение нашло применение не у нас, а в Германии и других европейских странах. И сначала советские, а потом и российские строители использовали импортное оборудование. С 1980 по 2020 годы в нашей стране было закуплено более 200 различных иностранных технологий такого назначения из десяти стран.

И вот теперь патенты профессора Ахвердова востребованы. С 2010 года компания «СТМ» осуществила более 30 поставок. «Наше оборудование имеет ряд преимуществ перед импортным, - говорит Сергей Копша. – В частности, экономится до 100 кг цемента на один кубометр бетона. Изделия армируются высокопрочной проволокой, что увеличивает надежность изделий. А стоимость технологии дешевле европейских аналогов на 20%».

«Хотелось бы знать перспективы развития виброформования в стране, сколько заводов ЖБИ уже имеют соответствующее оборудование и какое (отечественное или импортное), сколько предприятий собирается его установить», – говорит менеджер компании Антон Заикин. Сейчас он собирает и анализирует такую информацию. По его словам, в строительной отрасли наблюдается недостаток официальной статистики. Даже точное количество заводов ЖБИ неизвестно.

 

Купить или ремонтировать?

По данным организаторов, 47% посетителей интересовались запчастями. В прошлом году таковых было 29%, в сфере интересов посетителей это была четвертая строчка. Нынешние приоритеты определила пандемия. Из-за падения объемов строительства на покупку чего-то нового многим денег не хватает. Предпочтение отдается ремонту старого.

Выбор запчастей на выставке был на любой вкус – и для российской техники, и для импортной. Фирма «Zipteh Servis» традиционно демонстрировала широкий выбор запчастей для дорожно-строительных машин. Дефицита посетителей не испытывала. А тут еще в экспозиции компании каким-то образом оказался робот. Робот ушел со стенда и бродил по залу, предлагая всем встречным погадать. Не знаю, у кого как, но у меня его предсказание сбылось.

 

Елена Бабак

 

Этот материал опубликован в июльском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо