ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Цена и стройка: строители слишком много просят?
18.07.2021
Экономика

Цена и стройка: строители слишком много просят?

Строители и чиновники по-разному оценивают действующую систему ценообразования

Мало информации от регионов, отсутствие Рейтинга, нежелание работать во ФГИС ЦС, постоянно растущие цены на стройматериалы – в таких условиях предстоит совершенствовать закупки.

24 июня состоялось расширенное заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России и Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ.

Темой мероприятия стали «Перспективы совершенствования государственных и муниципальных закупок в строительстве: ценообразование, конкурентные процедуры, сроки приемки и оплаты, обеспечение исполнения обязательств, квалификация и рейтингование строительных компаний, усиление роли СРО». А участие в нем приняли представители Минфина, ФАС России, Минстроя, НОСТРОЯ, Главгосэкспертизы, субъектов и строительных организаций.

Как отметил, открывая заседание, Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, раньше понятия оценки деловой репутации, ценообразования и законодательства о закупках рассматривались порознь, но сегодня стало ясно, что это звенья одной цепи, связанные с контрактной системой. А действующая система, где доминирует стоимость контракта, нецелесообразна и неудобна. Поэтому появляется необходимость в альтернативных вариантах, таких как рейтингование строительных компаний, где «вес» параметров может быть выше, чем цена.

И объективно говоря, то, что сегодня происходит в заключенных контрактах в рамках 44-ФЗ, приводит к тому, что действующие подрядчики фактически остаются без прибыли, и в большинстве случаев надлежащее исполнение этих контрактов приводит к банкротству или значительным убыткам компаний. И связано это с выросшей за последние полгода общей стоимостью строительства на 10-30%.

Поэтому так необходимо, чтобы была возможность корректировать действующую твердую цену в пределах 10%, что позволяет 44-ФЗ, и в большинстве случаев этого достаточно, чтобы сделать уже начатые контракты, по крайней мере, не убыточными. Но большинство заказчиков опасаются принимать такие решения, боясь контроля со стороны правоохранительных и надзорных органов. В результате несколько недель назад появилось трехстороннее разъяснительное письмо о том, что делать это нужно, однако оно не решает всех сложившихся проблем в сфере закупок.

Этого явно недостаточно, необходим легитимный механизм, чтобы заказчики и подрядчики смогли сделать корректировку в кратчайшие сроки. Так, сейчас по инициативе НОСТРОЯ Минстрой заканчивает разработку методических рекомендаций для заказчика и подрядчика, и в ближайшее время планируется их принять.

Кроме того, сейчас вносятся изменения в 841 приказ Минстроя. И, как сообщила директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина, изначально ведомство предлагало распространить изменения на все контракты без исключения, вне зависимости от их стоимости и сроков исполнения, и уполномочить Правительство РФ на утверждение правил подтверждения стоимости контрактов, которые по заявлению заказчика возрастают исключительно за счет повышения стоимости стройматериалов.

Однако эта позиция не была поддержана Минфином, и изменения в 841 приказ стали срочной временной мерой. Все, что планировалось утвердить на уровне Правительства, было погружено в этот приказ отдельным разделом и сейчас находится на доработке. Причем в нем есть пункт про фактические договора на закупленные стройматериалы не на этапе формирования документации.

Так, сейчас возможность корректировки цены распространяется на контракты свыше 100 млн руб. и сроком от 1 года. Однако Минстрой подготовил проект изменений в постановление № 1186, предложив вместо критерия в 100 млн руб. установить 15 млн руб. И по данным Казначейства РФ, объем таких контрактов на федеральном уровне составляет 67,62%, почти такой же на региональном, а на муниципальном более 79%. Таким образом, пока останутся неурегулированными контракты сроком менее 1 года.

Неквалифицированная отрасль

Сегодня качество и безопасность строительных работ вышли на первый план. И главное препятствие для их достижения – недостаточная квалификация рабочих и инженерно-технических кадров, что влечет за собой крайне негативную статистику травматизма. Так, в 2020 г. на стройплощадках погибло 134 работника. И более 70% всех несчастных случаев связано с ненадлежащей организацией работ, а 30% с техническими причинами. Также слабая квалификация влечет за собой неисполнение госконтрактов – в прошлом году было расторгнуто 29,6 тыс. контрактов на общую сумму 313 млрд руб.

Да, НОСТРОЙ ведет Национальный реестр специалистов, куда входят 230,7 тыс. человек, и Единый реестр членов СРО в области строительства – 225 СРО и 96,7 тыс. строительных организаций. Но попадание в них носит формальный характер, когда специалисту предъявляются требования только по стажу работы и наличию профильного образования. А в членском реестре 2 специалиста от организации абсолютно не отражают полную ее характеристику. Кроме того, оба реестра не гармонизированы между собой и никак не связаны.

Поэтому, по мнению НОСТРОЯ, необходимо создать один общий реестр, что позволит сформировать цифровой профиль подрядной организации с указанием выполненных объектов, портфелей заказов, принятых в данный момент на себя обязательств, реестр заключенных договоров и количество квалифицированных специалистов в организации. Также можно будет сформировать специализированный кадровый ресурс специалистов, в котором отражать информацию об опыте, образовании, наличии подтвержденной квалификации, в том числе и для иностранной рабочей силы, от которой пока нет возможности отказаться.

В итоге появится рейтинг строительных компаний, который будет базироваться на фактических цифровых показателях, содержащихся в профилях строительных организаций. Это позволило бы избежать демпинга, появилась бы возможность использования альтернативных форм заключения контрактов в рамках конкурсных процедур. Эти изменения были бы удобны не только для государственных, но и частных заказчиков.

Так, оценка деловой репутации подрядных организаций должна включать в себя разные аспекты деятельности – и финансовое состояние, и опыт работы по государственным контрактам, включая специализацию по ранее выполненным контрактам, и квалификацию, и наличие достаточного кадрового потенциала и персонала, и имидж. Эти данные должны быть открытыми и могут загружаться как из открытых источников, так и сотрудниками организации. После этого они пройдут проверку и произойдет рейтингование в буквенном эквиваленте от «ААА» до «С».

Напомним, во второй пакет поправок к 44-ФЗ была добавлена деловая репутация поставщиков во всех закупках, но во 2 чтении ее исключили. Однако ничего не мешает работать в этом направлении и дальше. Тема рейтингования набирает все больше актуальности, чтобы победителем на закупках не стала компания с крайне низким рейтингом только из-за того, что предложила цену на миллион ниже, чем добросовестные компании.

Свободу информации!

Совершенствование системы ценообразования – крайне злободневная тема. Застройщикам стало слишком сложно работать в связи с беспрецедентным ростом цен на строительные материалы. И сегодня Главгосэкспертиза вместе с Минстроем ставит во главу угла нивелирование тех негативных процессов, которые видит рынок. К росту цен на металлопродукцию «подтянулись» товары абсолютно с ней не связанные – полиэтиленовые трубы, окна ПВХ, минерало-ватные маты и др. Поэтому необходимо активнее проводить пересчет Индексов для перехода на ресурсно-индексный метод.

В данный момент пересчитаны Индексы для 76 субъектов, во II кв. они будут пересчитаны еще для Красноярского края. Сейчас регулярно выпускаются Индексы по объектам строительства «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения», по «РЖД», нефтяной отрасли, аэродромам гражданского назначения. Также до перехода на ресурсно-индексный метод будет расширяться линейка Индексов по высоковольтным линиям электропередач. Разработаны отдельные Индексы по космической отрасли, заканчивается разработка Индексов по грунтовым дорогам и скоростным автодорогам. Всего в следующем квартале выйдут в свет около 4-6 новых Индексов. Кроме того, для Краснодарского края началось формирование отдельного Индекса на спорткомплексы преимущественно из металлоконструкций. Есть примеры совместной региональной работы – так, Чукотка и ЯНАО вместе прорабатывают Индекс по автодорогам и аэродромам с грунтовым покрытием.

Но есть проблемы с пересчетом Индексов для некоторых субъектов, которые до настоящего времени ни разу расчетным методом не пересчитывались – таковых сегодня 9. Это Москва и Санкт-Петербург, Ленинградская, Воронежская и Ульяновская области, Республики Ингушетия и Кабардино-Балкария, Еврейская автономная область.

Кроме того, с I кв. регионы должны были уже предоставлять данные по новой номенклатуре ценообразующих ресурсов, но 24 субъекта такую информацию не предоставили.

И все-таки в рамках ресурсно-индексного метода основой мониторинга должна быть единая автоматизированная система, в которой уже заработали личные кабинеты поставщиков строительных ресурсов и субъектов. Планируется, что вся работа в части автоматизации подачи Индексов, согласования заработной платы, верификации перечня юрлиц, включения и исключения юрлиц будет вестись через личные кабинеты. Таким образом, всю работу по ценообразованию можно будет проводить, не выходя из системы.

Однако пока наполняемость системы оставляет желать лучшего – всего 184 оптовых поставщика, поставляющих строительные ресурсы на территорию 47 регионов, зарегистрированы в личных кабинетах ФГИС ЦС.

Не без проблем

В результате сегодня назрел самый главный вопрос: как подтвердить изменение стоимости? Система ценообразования строится по блочному принципу – на каждом этапе инвестиционно-строительной деятельности рассматривается своя система. На этапе инвестиций – это предполагаемая (предельная) стоимость на основании укрупненных показателей либо объектов-аналогов. На этапе архитектурно-строительного проектирования формируется сметная стоимость. В дальнейшем она плавно перетекает в контрактную стоимость, на которой формируется стоимость сметы контракта, и которая ложится на плечи заказчика. А в конце реализация. И пока каждый из этапов будет рассматриваться отдельно, не бесшовно, не появится ясность, как и с чем сравнить.

Кроме того, на практике даже отчетная организация, которая направляет результаты мониторинга, не знает, какая цена ресурсов пошла в расчет Индексов, ведь результаты проверки нигде не публикуются.

Также необходимо понимать, какой процент роста будет основанием для пересчета. Ведь, как известно, в составе сметной документации есть материалы, рост цен на которые даже в 2-3 раза никак не повлияет в целом. Поэтому необходимо сформировать перечень материалов.

При этом, когда речь идет о пересчете действующих контрактов, почему-то забываются контракты, которые сейчас планируется выставлять на тендер – они же рассчитаны с Индексом IV кв. 2020 г. и проверяются с Индексами I кв. 2021 г. И понятно, что сегодня они уже не соответствуют действительности, а выставленная на торги документация отыграна не будет, т.к. денег недостаточно. Но самое важное, что цены на стройматериалы поднимаются каждый месяц, а этого недостаточно для расчета Индексов.

И все-таки, по мнению НОСТРОя, необходима корректировка 44-ФЗ. Сегодня стало очень сложно найти подрядную организацию, строители встали «на стоп» и отказываются от участия в торгах в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Хотя с этой позицией абсолютно не согласны ФАС и Минфин. По мнению ведомств, проблемы существуют не с 44-ФЗ, а с отраслевым законодательством, которые этот закон вскрывает.

Как напомнил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, совсем недавно был принят большой пакет поправок по 44-ФЗ. А за 2 последних года поправок по нему для строительства было внесено больше, чем по какой-либо другой отрасли, плюс ко всему были даны исключения. Теперь же отрасль просит еще больше, и Минфин считает, что это уже слишком, а любые предложения нужно основывать на анализе ситуаций. Новая модель не проработала еще двух лет, и не нужно пытаться уже сейчас ее менять, вносить изменения по поводу пересмотра условий контрактов, иначе конкуренция ухудшится еще больше.

Галина Крупен

Этот материал опубликован в июльском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо