ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Строители просят главную меру поддержки – деньги!
18.04.2022
Саморегулирование

Строители просят главную меру поддержки – деньги!

Финансирование и господдержка строительной отрасли в условиях кризиса отстает от рыночных реалий

Волатильный и непредсказуемый рынок приводит в замешательство его участников. Добавить к этому подорожавшие стройматериалы, отсутствующую технику, высокие ставки по кредитам, отстающие индексы и огромные штрафы – и все, строительный сектор на грани коллапса.

 

В рамках деловой программы XXI Съезда Национального объединения строителей состоялись два круглых стола, темы которых дополняли друг друга: «Меры поддержки строительной отрасли» и «Роль СРО в развитии системы ценообразования в строительстве». На обоих круглых столах речь, по сути, шла об одном – где взять деньги для строителей. Модератором мероприятий выступил президент НОСТРОЙ Антон Глушков, отметивший, что хотя круглые столы носят больше информационный характер, но в результате планируется сформировать содержательные и актуальные предложения, ведь сейчас идет разработка нового пакета мер по поддержке строительной отрасли.

Говоря о мерах поддержки, Антон Глушков подробно рассказал о том, что уже сделано для обеспечения госзаказа в строительстве. Например, сегодня существенно сокращен срок оплаты по выполненным работам. Если ранее он был 7 дней и доступен только для федеральных ГРБС, то теперь эта норма действует и для регионов.

Другая мера поддержки довольно двоякая – сегодня запрещено включать в реестр недобросовестных поставщиков подрядные организации, если они обосновали, что невыполнение ими обязательств было связано с объективными условиями. И хотя пока не понятно, как эта мера будет реализована на практике, но звучит она однозначно хорошо. То же самое касается меры, по которой заказчики должны списывать с подрядчиков неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов. Подрядчикам такая формулировка, безусловно, нравится, и, конечно, она в каких-то случаях объективна, но обе эти меры не должны в дальнейшем превратиться в спекуляцию.

Что касается подготовки четвертого пакета мер по поддержке отрасли, то НОСТРОЙ предлагает сформировать Каталог отечественных строительных материалов и оборудования, машин и механизмов, причем главная роль в его формировании путем взаимодействия с подрядными организациями будет лежать на СРО. Также необходимо разработать временный упрощенный порядок ввода объектов в эксплуатацию в 2022 г. в случае нехватки какого-либо оборудования, которое не влияет существенным образом на качество объекта. Необходимо и взаимодействие с высшими должностными лицами регионов и руководителями ГРБС по личному контролю за реализацией постановления правительства РФ №1315.

Следующее предложение крайне актуально сегодня – рассмотреть возможность временного освобождения от уплаты таможенных пошлин на импортные строительные материалы, машины и оборудование. А также необходимо обеспечить доступ к б/у технике, которая есть в Европе – а отсутствие поставок новой. И сегодня альтернатив этому предложению не существует.

В целом НОСТРОЙ предлагает ряд мер поддержки рынка жилищного строительства, налогообложения, кредитования малого предпринимательства, субсидирования проектного финансирования, а также по оптимизации градостроительных процедур. И, как заметил Антон Глушков, все эти предложения «земные» и возможны к реализации в течение месяца.

 

Что делать с ценами?

Еще 2 года назад было большое количество споров, должен ли НОСТРОЙ заниматься вопросами ценообразования, и как это влияет на работу самих СРО. Сегодня же, наконец, видны результаты этой работы. Так, если раньше вопросы ценообразования были аспектами доходности и рентабельности строительного бизнеса, то теперь на первый план вышло сохранение строительных организаций и их деятельность на рынке.

 А, как заметил председатель Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ Эдуард Дадов, ценообразование – самый злободневный, важный и актуальный вопрос, который волнует все строительное сообщество. Еще год назад многие компании, принимая решение о работе на том или ином объекте госзаказа, очень часто понимали, что  проект находится за гранью экономической целесообразности. Но после предметной и системной работы НОСТРОЙ с властями всех уровней и членами СРО над вопросами ценообразования, такие проблемы почти не возникают. И, хотя объективно, всего того, что намечали, сегодня пока так и не добились, успехи все же есть.

Однако всю картину портит ФГИС ЦС. Так, по словам Антона Глушкова, система в целом не готова к переходу на ресурсно-индексный метод, и связано это с тем, что не у каждого региона есть своя система по сбору данных о стоимости строительных ресурсов. Например, наполняемость базы по Ульяновской области на конец 2021 г. составляла всего 2% - и это критично мало. Хотя, конечно, есть и лидер – ЮФО, заполнивший базу на 60%. Но в этой работе нужно не принуждать, а объяснять, что это выгодно и прибыльно для региона.

То, что процесс движется с пробуксовками, не стал отрицать и заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев. Однако нужно активнее принимать решения, чтобы переход на ресурсно-индексный метод начался  уже в этом году, а для этого необходимо увеличивать смету контрактов, делая систему более гибкой, доступной и понятной.

Так, 23 марта было подписано постановление Правительства РФ №439, которое обеспечило возможность изменения существенных условий контрактов, заключенных до 31 декабря 2022 г., а также списания сумм неустоек, начисленных поставщику, по контрактам, обязательства по которым не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2022 г. цен на строительные ресурсы.

А 4 апреля подписано постановление  Правительства РФ №579, которое внесло изменения в постановление №145 в части экспертизы. Эти основные документы как раз и установили возможность пересчета стоимости контрактов уже в 2023 г. Предстоящий шаг – внесение изменений в методику №841, которая детально распишет механизм и порядок такого пересчета в нынешних условиях.

По словам спикера, проблемы с постановлением правительства России №1315 были, при этом механизм хоть и со скрипом, но работал. Однако учитывая нестабильность рынка и цен на строительные ресурсы, сегодня его необходимо запустить и распространить на 2023 г. При этом механизм должен позволять неоднократно в течение года производить корректировку цены контракта в связи с ростом цен строительных ресурсов. Для этого подготовлен проект методики расчета, подробно расписаны алгоритмы, добавлен ряд уточнении по подтверждению цен на ресурсы - например, могут использоваться не только прайс-листы, но и счет-фактуры, договоры и другие документы.

Подводя итог, Антон Глушков озвучил ряд предложений НОСТРОЙ по совершенствованию системы ценообразования в строительстве:

- рекомендовать региональным органам власти и СРО обеспечить взаимодействие по вопросам ценообразования;

- рекомендовать органам власти направить материалы для расчета индексов изменения сметной стоимости строительства на 2 кв. 2022 г.

- просить Минстрой России провести совещание по вопросам механизма взаимодействия подрядных организаций, заказчиков и ГРБС и новых подходов к изменению цены контрактов;

- рекомендовать СРО проработать список контрактов, попадающих под действие постановления №1315, ведь количество несостыковок огромное;

- просить Минстрой внести изменения в методику расчета зарплаты рабочего 1 разряда, и другие.

 

Есть предложения

Председатель Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере Алексей Белоусов предложил 7 мер поддержки, разработанных строительным сообществом Санкт-Петербурга, которые могут быть легко реализованы в любом регионе:

- предоставить строительным компаниям, реализующим проекты жилищного строительства, отсрочки по оплате налога на имущество организации, земельного налога, на прибыль и на доход физических лиц сотрудников компании;

- установить в 2022 г. льготную арендную плату по договорам аренды земельных участков для размещения объектов социально-культурного, коммунального и бытового назначения.

- ввести изменения в соглашения по строительству социальной инфраструктуры в связи со снижающимся спросом на квартиры.

- усилить контроль за сроками исполнения обязательств организациями, предоставляющими услуги по тепло, энерго- и водоснабжению;

- в  рамках реализации мер по импортозамещению сроки внесения изменения в проектную документацию в случае замены оборудования на аналоги установить не более 3 месяцев, и др.

В свою очередь председатель Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ Максим Федорченко отметил, что сегодня основная проблема – волатильность и непредсказуемость рынка. Речь идет и о рекордно высокой банковской ставке, и о санкционном давлении, из-за чего резко подорожали стройматериалы. И конечно, неизбежны замены оборудования, недопоставки, срыв сроков по объективным причинам и пересчет себестоимости строительства. Это, естественно, скажется на региональном бизнесе, у которого нет собственных запасов.

При этом принимаемые сегодня меры поддержки направлены, в основном, на заказчиков, а подрядчикам пока не отменили ни пенни, ни штрафы. А на штрафы в 10-15% от неисполненного контракта на этот год вообще нужно ввести мораторий.

Другая проблема касается приведения цен к максимально реальным при наполнении ФГИС ЦС. Но и здесь есть два нюанса – плохо работающее программное обеспечение и полная непрозрачность при формировании цены контракта, даже исходя из уже внесенных цен. К тому же сегодня индексы отстают на 2 квартала, в то время как цены меняются галопирующими темпами. Таким образом, любой контракт у подрядчика сразу же требует пересчета, а кто ввязывается в госзаказ  – идет на очень большой риск.

Ну и конечно существующая сегодня 15% ставка проектного финансирования – это критично много для регионов. Причем ставка складывается из основной и спецставки, которая в свою очередь у банков формируется произвольно и растет необоснованно. Поэтому должны быть конкретные рекомендации, как рассчитывается эта величина. Другая непосильная ноша для застройщиков – требуемые банками 30% собственных средств. Конечно, это связано с тем, что банки не понимают, какой спрос будет в течение года. Однако минимальные параметры льготной ипотеки должны быть ясны. И здесь на первый план снова выходит вопрос раскрытия эскроу-счетов, иначе новые проекты начинать будет попросту не на что.

Кроме того, сегодня неизбежна замена строительных материалов и оборудования при импортозамещении. И, по мнению спикера, наша продукция отстает в качестве, что само собой на первых порах повлечет ухудшение качества жилья. Поэтому он предлагает убрать излишние меры, защищающие потребителя, которому важнее получить свою квартиру, чем на данный момент ждать излишней добротности. С этой позицией категорически не согласился Антон Глушков, заметив, что каждый объект должен быть сдан своевременно, с качеством и гарантиями, а также с поддержкой государства.

В целом, к чему пришли участники мероприятий, - государство почему-то все время боится, что строители заработают лишний рубль. Но они сегодня готовы работать, хотят сохранить коллективы и свой бизнес. Поэтому нужна какая-то гибкость, чтобы не затягивать процесс, а также нужно просить как можно больше мер поддержки.

 

Галина Крупен

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо