Как нам реорганизовать стратегию развития стройиндустрии?
В 2010 году Минрегион России утвердил «Стратегию развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года» стоимостью почти 1,6 трлн рублей. Цель, обозначенная в стратегии, — обеспечить в стране такой объем производства стройматериалов, которого бы хватило на строительство как минимум 141 млн кв. м жилья в год. Таким образом, стратегия ориентирована прежде всего на потребности жилищного строительства.
За прошедшие пять лет многое изменилось. К настоящему моменту эта стратегия и в нормативно-правовом, и организационном плане устарела и требует актуализации либо как самостоятельный документ, либо в составе стратегии развития строительной отрасли. Существуют два варианта проекта последней стратегии, но оба пока не приняты.
Прежде всего, необходимо учесть новые нормативно-правовые документы и инициативы. К ним относятся федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 «Обутверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Протокол о промышленном сотрудничестве (приложение № 27 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2013г. № 40 «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Особенно хочу обратить внимание на п.2 этого решения, который рекомендует государствам-членам осуществлять, при координации Евразийской экономической комиссии, сотрудничество в сфере производства строительных материалов, включая производство цемента и стекла, по ряду направлений, в т.ч.:
— разработке и применении в государствах-членах методологии оценки и прогнозирования развития производства строительных материалов в целях обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий, развития кооперации и определения баланса спроса и предложения строительных материалов на рынке Евразийского экономического союза;
— анализу и оценке целесообразности создания в
государствах-членах новых и модернизации действующих предприятий
по производству инновационного оборудования для сферы производства строительных материалов в целях осуществления рационального импортозамещения;
— созданию совместной площадки для эффективного взаимодействия государственных органов, представителей бизнес-сообщества и научных организаций государств-членов в сфере производства строительных материалов;
— проработке вопроса создания транспортно-логистических
и сбытовых центров в государствах-членах в целях снижения транспортной составляющей в затратах организаций, являющихся производителями строительных материалов, и продвижения на экспорт
в третьи страны произведенных ими строительных материалов.
Хочу обратить внимание, что в соответствии с этим решением до 1 сентября 2015 г. предлагается представить в Евразийскую экономическую комиссию предложения по реализации сотрудничества в сфере производства строительных материалов, включая производство цемента и стекла, по вышеуказанным направлениям, в том числе, по подготовке проектов правовых актов.
Как учесть особенности стройиндустрии?
Еще один момент, который необходимо учесть в стратегии, связан с особенностями промышленности строительных материалов (ПСМ).
ПСМ — одна из наиболее топливо- и энергоемких отраслей — более 20% в структуре затрат. Поэтому проблема энергоэффективности и теплоэффективности существующих и будущих зданий и сооружений требует отдельного особого внимания.
Первая проблема решается путем перевооружения производств и внедрения энергоэффективных технологий. Вторая может решаться только в увязке с концепцией энергоэффективности зданий и сооружений в строительстве. Как пример — принятие СНиПа «О теплозащите зданий и сооружений» привело к буму в промышленности теплоизоляционных материалов и реальному импортозамещению уже в начале 2000-х годов.
ПСМ—одна из наиболее грузоемких отраслей — 25% перевозок строительных грузов в общем объеме российских грузоперевозок ж/д, автомобильным и водным транспортом. Известно, что высокая стоимость и кабальные условия перевозчиков привели к тому, что резко возросли объемы перевозок строительных материалов автомобильным транспортом и, соответственно, снизилась доля ж/д перевозок. В результате в себестоимости перевозимой продукции появился еще один вид затрат, а наши дороги, нерассчитанные для таких нагрузок, ремонтируются еще чаще. Надежды на сознательность перевозчиков никаких, следовательно, нужны соответствующего качества и надежности дороги. А это тоже задача промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
Следует учесть и неравномерность в размещении предприятий строительных материалов. Самодостаточными являются только три региона: Центральный, Приволжский и Уральский. В результате в Сибирь и на Дальний Восток завозится более 90% потребляемых объемов листового стекла и до 80% мягких кровельных материалов. Это действительно серьезнейшая проблема, которая приводит к крайне нерациональному движению грузопотоков, зависимости макрорегионов от Центра, лишним затратам и другим издержкам. В отрасли существуют и другие столь же опасные «перекосы», которые необходимо выделить, отразить в актуализированной стратегии и предложить четкий, всесторонний и обоснованный алгоритм выравнивания пропорций.
В то же время в существующей стратегии не нашел отражения вопрос оптимизации логистической составляющей ПСМ и строительной индустрии, которая также является важнейшим критерием размещения производительных сил и оказывает влияние на себестоимость конечной продукции строительства. В связи с чем предлагается включение в актуализированную стратегию раздела по транспортной составляющей и логистике.
ПСМ— крупнейшая горнодобывающая отрасль:
- потребляет > 20 видов минерального сырья;
- использует > 100 наименований горных пород;
- объем горных выработок превышает объем аналогичных работ в черной и цветной металлургии;
- минерально-сырьевая база насчитывает более семи тысяч зарегистрированных месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
К сожалению, природа очень неравномерно распределила общераспространенные полезные ископаемые — такие как песок, щебень гипс, известь. Но без них не может обойтись ни одна стройка. Подотрасль нерудных материалов находится, наверное, в самом тяжелом положении с точки зрения обеспечения оборудованием. Износ основных фондов выше 50%, стоимость перевозок нерудных материалов порой в разы превышает себестоимость добычи.
Есть проблемы у предприятий строительных материалов, использующих карьеры на условиях долгосрочной аренды. Карьеры общераспространенных полезных ископаемых находятся в ведении субъектов РФ и практически все приватизированы. Несмотря на высокий спрос на качественные нерудные материалы и соответственно их высокую цену, инвестиционная составляющая в ней отсутствует. Местные органы тоже не стимулируют собственников к техническому перевооружению.
ПСМ — уникальный утилизатор промышленных и твердых бытовых отходов. В России сейчас скопилось более 80 млрд тонн отходов. Ежегодно образуется около 2,7 млрд тонн промышленных и 40 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО). По уровню использования отходов в качестве вторичного минерального сырья Россия значительно отстает от развитых стран мира и многих стран СНГ.
В стратегии предлагается использовать их в производстве как дополнительные источники энергии.Однако не предусматривается разработка эффективного механизма экономического стимулирования утилизации техногенных отходов (в том числе, топливосодержащих) как отходообразующими, так и отходоперерабатывающими предприятиями.
Региональный аспект стройиндустрии
Необходимо обратить внимание на развитие и поддержку территорий с учетом сложившейся в них структуры размещения предприятий стройиндустрии, строительных материалов и особенностей самих регионов. В стратегии отмечено, что большая часть рынков стройматериалов имеет региональный характер. На наш взгляд, в обязательном порядке должны быть заложены принципы взаимодействия регионов как между собой с учетом перетоков строительных материалов, так и с федеральным центром, а также подходы регионов к разработке и актуализации собственных аналогичных стратегий. Такая практика начинает складываться, но она должна активно развиваться. Важнейшим вопросом остается распределение финансового участия бюджетов всех уровней в реализации стратегии.
Необходимо обосновать, какие тенденции развития ПСМ и приоритеты в выборе технологий следует развивать и поддерживать, в том числе, при освоении новых территорий. Это позволит оптимизировать инвестиционные вложения и обеспечить устойчивое развитие территорий. Применяемые технологии в ряде подотраслей ПСМ все еще соответствуют уровню 70--80-х годов прошлого века. Технологии, применяемые в индустриальном домостроении, на 10-15 лет отстают от европейских и на 20-30 — от американских.
В то же время именно в индустриальном домостроении при строительстве новых и реконструкции существующих ДСК в России, Белоруссии, Казахстане создано уже более десятка гибких технологических потоков от проектирования до строительства под ключ. И сделано это совместно с зарубежными партнерами с интеллектуальным участием российских специалистов. Во всем мире индустриальное домостроение является приоритетом. Не случайно в Европе раз в два года проводятся инжиниринговые дни, посвященные мировым достижениям тольков области сборного железобетона.
Вот почему при актуализации стратегии необходимо определить приоритетные технологии, дающие мультипликативный эффект, для развития которых поддержка государства в том или ином виде будет наиболее обоснованной и эффективной.
Одним из самых важных направлений стратегического развития отрасли должны стать инновационная и инвестиционная активности предприятий ПСМ. В связи с этим вопрос содействия государства в привлечении инвестиций в стройиндустрию, исходя из существующих потребностей в строительстве и планируемых темпов роста, является определяющим. Этого в стратегии нет. Поэтому необходимо обозначить, какими способами, из каких источников, с помощью каких инструментов и институтов развития будут привлекаться инвестиции в отрасль.
При этом необходимо исходить не только из потребностей в жилищном строительстве, но и программ развития (Дальний Восток, Восточная Сибирь, Северный Кавказ и ряд других мегапроектов, планов развития государственных корпораций, программы ЕАЭС и т.д.). В сегодняшних реалиях необходимо находить оптимальные точки роста, которые позволили бы при минимальных затратах создавать многофункциональные межрегиональные строительные комплексы для реализации проектов организации производств самого разного назначения и при этом соответствовать лучшим мировым стандартам и по производительности труда, и по качеству продукции, и по энергоэффективности, и по стоимости, и срокам строительства.
Кроме того, в стратегии вообще отсутствует вопрос поставок сырья и материалов из смежных отраслей (металлургического, лесопромышленного, химического, целлюлозно-бумажного комплексов) для производства стройматериалов, а также механизмы взаимодействие с крупными государственными корпорациями. В этом направлении существуют серьезные проблемы, препятствующие развитию отрасли ПСМ, и их надо не только рассматривать, а предлагать механизмы и инструменты решения.
Что заместит импортозамещение?
В стратегии должно быть прописано направление импортозамещения. По мнению специалистов, никакое эмбарго на экспорт в Россию строительных материалов не нанесет стройке ощутимого вреда.
Импорт основных строительных материалов никогда не был определяющим для строительства и составлял не более 10-12%. Например, импорт цемента составляет не более 7% от общего потребления, и он продолжает сокращаться примерно на 1-2% в год. А основные поставщики этого материала в Россию — Беларусь, Турция и Иран. В сумме они закрывают более 60% импортных поставок.
Доля импорта строительного кирпича не превышает 4% потребления. И хотя она небольшими темпами растет, в основном импортируется высококачественный облицовочный кирпич, используемый при строительстве индивидуальных домов высшей ценовой категории.
После краткосрочного резкого роста в начале десятилетия импорт строительного стекла стабилизировался на 35%. А с вводом новых стеклозаводов стоит ожидать его дальнейшего сокращения. При этом основными поставщиками, на долю которых приходится более 50% от общего объема, являются Беларусь и Китай.
Импорт отделочных материалов за последнее десятилетие снизился с 80-90% до 25-40%. Отечественные теплоизоляционные, кровельные, гидроизоляционные материалы, гипсокартон, сухие смеси практически полностью способны обеспечить строительный рынок. Существует и всегда существовала проблема с герметиками и добавками-пластификаторами. Однако уже сегодня на рынке начинают появляться отечественные аналоги, которые и по цене, и по качеству превосходят импортные. Важно довести эту информацию до заказчиков и проектировщиков.
«Слабым звеном» в импортозамещении является оборудование для производства этих строительных материалов. Сегодня оно в основном поставляется из-за рубежа. На долю импортного машиностроения для ПСМ приходится в среднем 80%. При этом в цементной и кирпичной подотраслях доля продукции иностранных машиностроителей наиболее высока — 90%. Чуть меньше импортозависимость производителей автоклавного газобетона и нерудных строительных материалов. В наиболее привлекательном состоянии находятся производители железобетона, до 70% оборудования для заводов ЖБИ производится на территории Российской Федерации. Однако технический уровень этого оборудования устарел. В развитых странах практически повсеместно переходят на роботизированные технологические линии. В России такие производства немногим превышают десяток.
Развитие машиностроительной базы по изготовлению современного высокотехнологичного оборудования для предприятий строительных материалов и индустриального домостроения записана в стратегии как ключевая задача. Однако решать эту задачу должна другая отрасль -машиностроение. Поэтому в стратегии было бы целесообразно прописать механизм взаимодействия с этой отраслью. В настоящее время началась проработка вопроса об импортозамещении именно машиностроительной продукции, в том числе, и для промышленности строительных материалов. Так как и одна, и другая отрасли теперь в одном министерстве — Минпромторге, хочется надеяться, что движение начнется. Важно, чтобы все это корреспондировалось также с планами ЕАЭС.
Нормативы — на европейский уровень
В стратегии также не уделено достаточного внимания вопросам научно-технического обеспечения и обеспечения ПСМ и стройиндустрии трудовыми ресурсами и профессиональными кадрами — ни на уровне постановки проблемы, ни на уровне системного подхода к механизмам ее решения.
И последнее направление, без которого невозможно развитие любой отрасли, в том числе, промышленности строительных материалов и стройиндустрии. Для большей интеграции в мировой технологический процесс нам необходимы современные гармонизированные стандарты по производству стройматериалов и ведению строительных работ. Минстрой сейчас прилагает определенные усилия в этом направлении. Однако наши партнеры по ЕАЭС Белоруссия и Казахстан уже нас опережают. Но даже при наличии достаточной нормативной технической базы необходимо совершенствовать механизм рыночного контроля продукции и ввести обязательный входной контроль на объектах строительства. Только так мы сумеем справиться с контрафактной продукцией, которая сегодня в ПСМ достигла 40%.
Сегодня звучат различные оценки состояния отрасли и ее перспектив развития. Но я могу сказать твердо, основываясь на личном практическом опыте: не было и в ближайшие годы не будет спада строительства по причине отсутствия строительных материалов. С 1999 года работа отрасли начала стабилизироваться и, за небольшим исключением, все эти годы характеризовалась положительной динамикой.
Конечно, есть проблемы, которые невозможно решить без участия органов власти различных уровней. Но если инвестор и производитель видит перспективу стабильного спроса на выпускаемую им продукцию, он будет развивать свое производство. Задача государства установить прозрачные и неменяющиеся правила игры и стимулы, направленные на заинтересованность и потребителей, и инвесторов, и производителей в развитии производства и применении прогрессивных материалов и технологий.
Спрос всегда рождает предложение- эту формулу еще никто не отменял.
Лариса БАРИНОВА,
первый заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.