ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Долго ли еще падать <br />
отечественному <br />
машиностроению?
12.07.2015
Строительная техника

Долго ли еще падать
отечественному
машиностроению?

В Москве в рамках 16-й Международной специализированной выставки «Строительная техника и технологии 2015» (СТТ 2015) прошел круглый стол по теме «Качество в строительстве. Строительная техника и технологии», посвященный проблемам возрождения российского строительно-дорожного машиностроения.

Мы еще падаем?

Выступая с основным докладом, Сергей Николаев, д.т.н., профессор, действительный член Академии проблем качества, заявил, что российское машиностроение переживает системный кризис, который выражается в том, что по многим позициям продажи отечественной техники упали в десятки раз, и это падение еще продолжается. Импорт покрывает спрос внутри страны в среднем  на 80%, по некоторым позициям уже до 100%.

Одна из основных причин — неудовлетворенность потребителей качеством отечественной продукции. Низка производительность труда на заводах, она до десяти и более раз ниже, чем в передовых зарубежных странах.

В мировой практике сложилось, что большую роль в развитии отраслей играют торговые и общественные ассоциации и организации  производителей. Они занимаются продвижением продукции на внутреннем и внешнем рынках, разрабатывают стандарты и т.д. У нас же их роль слабо прописана в федеральных законах «О некоммерческих организациях», «О промышленной политике», в проекте закона о стандартизации. Много претензий можно предъявлять к качеству ГОСТов и стандартов.

У нас разрушена прежняя система борьбы за качество продукции, и не осваивается лучший международный опыт делового совершенствования, например, не разработаны методические указания по постоянному улучшению работы предприятий, не внедряются принципы бережливого производства и т.д. И, по мнению докладчика, наше государство не оказывает должного внимания развитию машиностроения.

Куда идет господдержка?

Этот упрек постарался отвести представитель Департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Сергей Силантьев. По его словам, сегодня поддержка производителям отечественной техники и оборудования оказывается по четырем основным направлениям.

Во-первых, по линии постановления Правительства РФ № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных служб». Сейчас готовится в развитие постановления новый документ, который будет включать перечень по внедрению технологических операций на предприятиях, которые претендуют на господдержку.

Во-вторых, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 640 будет возмещаться часть затрат по уплате процентов по кредитам при реализации инвестиционных и инновационных проектов. Сергей Силантьев призвал те предприятия, которые могут рассчитывать на поддержку, обращаться в Минпромторг.

В-третьих, вышло постановление № 214, которое предусматривает компенсацию затрат по кредитам, привлеченным для пополнения оборотного капитала.

И, в-четвертых, это же постановление предусматривает поддержку предприятий через компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 — 2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Докладчику тут же возразили. Например, по первому пункту, как заявил генеральный директор одного из предприятий, даже Минобороны обходит этот запрет, покупая импортную технику. По мнению Юрия Шемчишина, вице-президента СРО (НП) «Производителей дорожно-строительной и наземной аэродромной техники «Спецавтопром», если в законе не прописано все детально, тот, кто хочет, найдет лазейки. Так, не прописано четко, кого можно назвать российским производителем, поэтому так много нарушений.

А профессор Николаев заявил, что только выделением денег проблем не решить, нужно спрашивать, насколько эффективно они потрачены. У нас есть примеры, когда в возрождение какого-либо предприятия закачивались огромные средства, а отдачи никакой.

Во многих докладах звучали тревожные слова о том, что в условиях санкций и объявленной политики импортозамещения вместо того, чтобы поддерживать развитие собственного машиностроения, мы переключаемся на закупки техники из Китая, которая порой не соответствует требованиям российских стандартов, особенно техника б/у, которой завозится все больше.

Как заявил один из выступающих, может, уже через год на выставке СТТ 2016 России будет нечего представить. У нас сегодня самые высокие в мире цены на металлы, банковские кредиты поднялись до 28%, тогда как в Китае они составляют  4— 5%!

Для кого китайцы работают по стандартам…

Самой большой интригой круглого стола, пожалуй, стала дискуссия между отечественными и китайскими производителями техники и оборудования. Открыл ее Виталий Монкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП). Сам союз был создан в 2009 г. и главной целью ставит развитие сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе — привлекать на российский рынок качественную технику, открывать в России совместные производства, обеспечивающие создание новых рабочих мест. Так, недавно на Челябинском тракторном заводе начали выпускать трактора с китайскими двигателями. Можно привести и другие примеры. Китайское машиностроение развивается семимильными шагами. В каждой серьезной компании есть научно-исследовательский институт.

На круглом столе выступил представитель китайской компании «Зумлион». Он сказал, что лет 20 — 25 назад ситуация в Китае напоминала нашу. Тогда около 95% техники на внутреннем китайском рынке составлял импорт. Теперь, наоборот, 95% — своя техника.

Представителей китайской стороны спросили, а есть ли у них в стране система государственной стандартизации, почему они поставляют некачественную технику или не соответствующую российским требованиям. Например, нарушаются требования технических регламентов, регулирующих выбросы в атмосферу вредных веществ двигателями внутреннего сгорания. При проверках зачастую выясняется, что машины, рассчитанные на бензин Евро 5, на самом деле соответствуют Евро 2.

Юрий Шемчишин рассказал о недавнем случае, когда перевернулся китайский бензовоз и загорелся автобус, бензовоз был обследован, и оказалась, что толщина стенки его резервуара составляла 4 мм, тогда как по российскому стандарту должна быть 9 мм. На что последовало объяснение, что в самом Китае очень жесткая система проверки качества техники и оборудования, и если положено, чтобы толщина стенки бензовоза была 9 мм, она такой и будет. Это беда России, что у нас таможня пропускает на территорию страны технику, не соответствующую стандартам. Наше государство должно защищать свой рынок и поддерживать своих производителей. У китайского правительства на сегодня это получается лучше.

Прозвучал и такой вопрос. Сегодня в России действуют несколько крупных китайских банков, как они взаимодействуют с российскими финансовыми структурами? На что был получен ответ, что действительно на территорию России пришли три китайских банка, которые взаимодействуют с Центробанком, Сбербанком, другими финансовыми институтами. Но если мы ждем, что они будут выдавать кредиты под 4 — 5%, как в самом Китае, это напрасно, поскольку они работают по российским законам и правилам. 

И снова — объединим усилия?

Участники круглого стола приняли решение направить в государственные структуры свои предложения, в том числе по приведению в нормальное состояние цен на металлы, обуздание процентных ставок на кредиты, запретить ввоз в Россию техники б/у, запретить эксплуатацию техники старше 15 лет и т.д.

Прозвучало также предложение объединить усилия и создать координационный совет, в который бы вошли те, кто готов бороться за возрождение отечественного строительно-дорожного машиностроения, возможно при Минпромторге. Правда, это прозвучало несколько наивно, потому что всевозможных комиссий создано немало, а эффективность от их защиты отечественного рынка пока невелика. Но, с другой стороны, как говорится, капля камень точит…    

  Надежда ЗИМИНА

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо