Цифровизация стройки – это навсегда, и отсидеться в стороне не получится
Мероприятие организовано НИИСФ РААСН и Университетом Минстроя России. Ведущим пленарной сессии «Проблемы и перспективы цифровизации строительной отрасли» выступил президент НОТИМ Михаил Викторов.
Открывая конференцию, Михаил Викторов отметил, что сейчас есть очень большой спрос на информацию о том, как развиваются технологии информационного моделирования, и темп этому продвижению задает, прежде всего, Минстрой России. Работу Минстроя можно сравнить с работой хирурга – именно он может так проложить курс, чтобы не навредить здоровью всех участников процесса. Этот тезис подтвердил доклад замминистра строительства России Константина Михайлика - в нем были очень четко и резко поставлены вопросы: каковы цели цифровизации строительной отрасли, удастся ли ее «пересидеть в чулане» и каким должен быть российский софт, чтобы потребители предпочитали его зарубежному? Ну, а главное, по словам замминистра, всем, кто принимает решения, нужна честная, неприкрашенная информация «с мест» о ходе цифровизации отрасли. А с этим очень часто бывают проблемы.
Поскольку доклад Константина Михайлика представляет большой интерес для профессионального сообщества, Агентство новостей «Строительный бизнес» публикует его почти без купюр:
- Не понимая, какие задачи мы реализуем, говорить об успехе в достижении каких-то показателей вообще не имеет смысла. За последние три месяца произошло очень много событий, которые вынуждают нас принимать соответствующие решения и очень хорошо, что министерство, отрасль, субъекты рынка здраво смотрят на ситуацию и без лишней паники, но достаточно быстро реагируют на изменяющиеся события. Мы научились в очень короткое время, сохраняя общую стратегическую линию поведения, перестраивать отдельные моменты.
Мы хорошо понимаем, что без цифровой трансформации отрасли мы никуда дальше не уйдем. Мы в самом начале пути определили те точки, которые повышают эффект от цифровой трансформации для каждого участника этого процесса, и эта концепция не меняется. Мы идем по пути создания единого методологического обеспечения цифровых продуктов, которые и на федеральном, и на региональном уровне позволяют заниматься единой концепцией градостроительных решений и пространственного развития. Здесь основными инструментами были и остаются системы ГИСОГД – региональные, которые сейчас развиваются в регионах, и федеральная, которая будет вбирать в себя все региональные ГИСОГД.
Второе направление - это инструменты, которые помогают создавать цифровые вертикали на каждом уровне строительного цикла объекта. Это и экспертиза, которая с июня начинает по всей стране выполнять функции платформенного решения, на котором работают региональные экспертизы. Это и надзор, который к концу года должен полностью перейти на «цифру» на базе облачных решений. Для этого дорабатывается АИС Ростехнадзора, региональные системы переводятся в единый формат, чтобы вся исполнительная документация шла в электронном виде. Сейчас мы создаем суперсервис, когда все элементы жизненного цикла объекта попадают в одну линейку микросервисов, связанных друг с другом.
И, конечно, это внедрение технологий информационного моделирования и обучение кадров, которые становятся нашей приоритетной задачей. Все сказанное выше – это наши стратегические задачи, то, к чему мы должны прийти через несколько лет.
Равнение на российское!
Но главный вопрос сегодня – реформирование отрасли в условиях внешнего воздействия. Множество западных игроков, вендоров, разработчиков технологических решений начали уходить с российского рынка. И поэтому возник вопрос: будем ли мы в состоянии продолжать двигаться к намеченным целям или сейчас нужно поставить процесс на паузу, углубиться в другие задачи, а потом, когда воцарится мир, процветание и взаимопонимание, на этой базе развивать цифровые технологии? Совместная работа рынка и государства помогли ответить на этот вопрос: у отечественных компаний потенциал намного больше, чем у коллег с Запада, а возможные решения уже ничуть не хуже. И все, что они делали в рамках разработки программных продуктов и адаптации их в рамках пилотных проектов, просто ограничивалось тем, что исторически был сделан упор на адаптацию зарубежных продуктов. Поэтому российские производители работали в условиях вторичности по отношению к западным игрокам.
Сейчас ситуация перевернулась, и все то, что они сделали за это время, стало востребованным, потому что все продукты и решения, которые разрабатывали российские вендоры, адаптированы к нашему законодательству им особенностям рынка. Сейчас у нас есть решения, полностью соответствующие российским реалиям, да, немного они отстают по функциональности, интерфейсу и удобству по сравнению с Автодеском. Но это значит, что нужно улучшить все эти параметры и довести продукт до мирового уровня. Это и является самой важной оперативной задачей – доработать и сформировать те меры поддержки со стороны государства, которые позволят разработчикам решений создать замену зарубежному ПО. С точки зрения средств это могут быть субсидии, гранты, персональная финансовая поддержка, льготное кредитование и так далее. Все эти меры поддержки помогают внедрять российское ПО.
Сейчас внимание Минстроя России переключается на формирование федеральной ГИСОГД и поддержку градостроительной деятельности на уровне регионов. Мы выявляем, в каких регионах есть решения, которые не удовлетворяют федеральным требованиям, или регионы, которые просто не в состоянии их реализовать. Минстрой запускает целенаправленную программу поддержки, чтобы к декабрю 2022 года, когда заработает федеральная ГИСОГД, в нее могли спокойно влиться ГИСОГД всех регионов на единых российских технологических решениях.
При этом идет очень тесный диалог с регионами, и мы начинаем переходить от бравых лозунгов к реальной ситуации. И если в сентябре на совещаниях все регионы браво докладывали, что все отлично, и мы идем в светлое будущее, то в последние два месяца мы начинаем получать честные ответы: нет денег, нет специалистов, нет материально-технической базы для внедрения «цифры» и ТИМ. Это очень важно, потому что до тех пор, пока мы не получали честной информации, мы строили свои прогнозы и свои выкладки на том, что у нас все здорово. Когда мы получили честную информацию, мы поняли, что сегодня требуется 3 млрд рублей федеральных средств для того, чтобы реализовать задачи, о которых мы уже отрапортовали как о реализованных в регионах.
Всем учиться!
Причем многие проблемы связаны не только с нормативной базой и финансированием – зачастую отсутствует культура развития. Так, несмотря на наличие большого количества бесплатных или недорогих курсов по ТИМ и цифровизации, они не пользуются спросом. То есть, люди упорно считают, что то, чем мы занимаемся, временная игрушка для особо продвинутых. Я не устаю повторять, что это не так. Цифровая трансформация отрасли – это то, с чем нам придется жить еще долгие годы. Она не остановится, и то, в каком вагоне поезда вы останетесь – в начале или в конце, зависит от того, насколько рано вы поверите в эту историю, насколько полно вы подготовитесь к тому, чтобы ее реализовывать, насколько четко и глубоко ваши сотрудники и партнеры погрузятся в эти процессы. А погрузиться в нее можно только через обучение.
Коллеги, обучение – это та минимальная необходимость, с которой вы должны ступать на этот путь. Если вы не будете понимать основополагающие тезисы, термины, разговор с вами всегда будет упираться в вашу ограниченность понимания общей задачи и конкретных деталей. Университет Минстроя России разработал множество программ, и эти программы будут идти дальше и глубже в ТИМ, к конкретным программным решениям и аппаратным комплексам. Те, кто не прошел первые этапы, очень трудно будут проходить второй. Те, кто не попадут на второй этап, вообще покинут этот поезд.
Нужен диалог!
В Минстрое России создана рабочая группа по цифровой трансформации, внутри нее есть подгруппы по ТИМ, ГИСОГД – мы стремимся собрать профессионалов на площадке министерства. Там будут вырабатываться решения, происходить обмен опытом, лучшими практиками, идти экспертный диалог. Не нужно замыкаться в себе, нужно идти на контакт. Все системы, которые мы делаем, открытого типа, и мы рады любым предложениям от сообщества.
Все проекты, которые мы запустили, все стратегические задачи и цели, которые мы поставили, реализуемы только в формате совместной работы. Если будет активно наше отраслевое сообщество, если в рамках рабочих групп мы будем честно делиться нашими проблемами, находить ответы – это отлично. Я категорически против системы каннибализма, недобросовестной конкуренции, я за то, чтобы продукты создавались в конкуретной среде, но это не означает, что кто-то получит преференцию, если прибежит сюда первым. Но при этом те, кто будет активен, и будут востребованы.
Самое главное – выстроить диалог. Это очень тяжело. Очень тяжело поверить друг другу, начать инвестировать в это время, силы и средства. Но никто другой эти пробелы не закроет. Задачи стоят очень амбициозные, крайне интересные, и реализовать их можно только через взаимодействие.
Елена Шинкоренко