Саморегулирование должно дойти до каждой стройплощадки
К тому же отрасль находится не под государственным регулированием, а выстраивает свою работу в рамках системы саморегулирования. Каким образом система СРО может помочь строителю на стройплощадке? Об этом мы беседуем с президентом Национального объединения строителей Николаем КУТЬИНЫМ:
- Николай Георгиевич, мы встречаемся с Вами накануне Дня строителя, и поэтому первый вопрос традиционный: как Вы в целом оцениваете состояние строительной отрасли и ее ближайшие перспективы?
- Состояние строительной отрасли целиком зависит от состояния страны. Если в стране налажен процесс подготовки грамотных специалистов для всех отраслей, это первый залог успеха. Второй – это уровень законодательных требований к объектам строительства, к применяемым технологиям. И если государство закладывает высокие требования к безопасности, это сказывается и на строительной отрасли. Если экономика государства развивается, то существенная часть бюджета – это стройки, развитие инфраструктуры, жилищное и промышленное строительство. Поэтому строительная отрасль – это зеркало того, что происходит в государстве.
Могу сказать, что сейчас ситуация далека от идеальной: мы видим, что в госпрограммах на строительство объектов заложены одни суммы, а в реальности необходимы совершенно другие. Строителям жизненно необходимо, чтобы инвесторы и заказчики в лице государства дали более ясно понять, какие программы будут реализовываться, что мы будем строить. Строительные компании должны четко понимать, какая у них перспектива, как им жить завтра, сколько держать сотрудников и на какую зарплату, какое оборудование необходимо иметь для выполнения поставленных задач.
Если объемы строительства будут сокращаться, строителям надо к этому готовиться, сокращать расходы, планировать закупки оборудования, обслуживание кредитов и так далее. Поэтому во многом развитие отрасли зависит от правильно поставленных задач и от прозрачности тех решений, которые принимаются инвесторами и государственными заказчиками.
- Строительная отрасль более шести лет работает в условиях саморегулирования. На Ваш взгляд, каковы итоги работы этой системы и удалось ли сделать ее именно такой, как планировалось при запуске?
- Да, прошло достаточное количество лет для того, чтобы подводить первые итоги внедрения саморегулирования в строительстве.Напомню, что саморегулирование в целом начало активно развиваться в начале 2000-х годов, когда заговорили о возможности введения этого нового гражданского института.Это было подхвачено и руководством Минрегиона России, где в саморегулировании увидели возможную замену лицензирования. И в 2006 году Президентом России было принято основополагающее решение – заменить в строительстве лицензирование на саморегулирование, чтобы дать профессионалам возможность самим определять, кто из них может работать на рынке и отвечать за это решение.
Очевидно, что саморегулирование в строительствеимеет очень четко выраженную специфику. Строительное саморегулирование описывают специальные статьи Градостроительного кодекса, членство в СРО является обязательным для тех строительных компаний, которые хотят получить допуск на стройплощадки и выполнять определенные виды строительных работ.
Удалось ли за пять лет сделать такую систему? Да, удалось. Удалось ли заменить систему лицензирования на систему выдачи допусков? Да, удалось.Ни одна из строительных компаний сейчас не может пожаловаться, что по каким-то бюрократическим причинам не может получить допуск. Но тут пошел обратный процесс, на который все жалуются – продажа этих допусков, поскольку в условиях рыночных отношений появились люди, которые создают более благоприятные «рыночные» условия для получения допуска – за час, за полчаса, в зависимости от скорости работы принтера.
- Это было неизбежное зло – торговля допусками и появление так называемых «коммерческих СРО»?
- Как показывает правоприменительная практика даже самых хороших законов, всегда найдутся люди, которые умело создадут условия для дополнительного получения прибыли. Но мы или пишем драконовские законы, которые всех «строят», или мы пишем законы для демократического общества? Если закон написан для разумных людей, которые честно хотят жить и работать в обществе, тогда все законы написаны хорошо. А если нет, начинается выстраивание системы заградительных барьеров.
В нашем случае это вылилось в поправки в Градостроительный кодекс, вводящие новую систему контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. И поручено это не чиновникам, а самой системе саморегулирования. На самом деле, это лишнее подтверждение того, что федеральная власть доверяет системе саморегулирования и по-прежнему настроена на то, что эта система должна существовать. Это очень важно, потому что периодически появляются различные монологи отдельных чиновников по поводу того, что система СРО скоро будет ликвидирована.
Поэтому система СРО функционирует, у нее есть детские болезни, они проявились, и сейчас государство дало возможность саморегулированию излечиться самому. Это хорошо, потому что у НОСТРОя нет цели и плана по сокращению количества СРО. Нам нельзя делать слишком резкие шаги, надо стараться соблюдать баланс: нельзя допустить полной безнаказанности и вседозволенности, но нельзя и допустить зачистки.
- В чем же проявились главные трудности работы системы СРО?
- Главные трудности у нас на стройплощадке. Здесь на самом деле саморегулирование себя еще не показало, хотя задачи у нас общие: нам нужно качественное строительство и качественные стройматериалы для того, чтобы заказчику передавать качественные объекты. И вот здесь возникают большие проблемы, поскольку мы наблюдаем одновременно две негативные тенденции.
Первая тенденция заключается в том, что в стройку оказалось втянуто огромное количество непрофессионалов. Бывших военных, например, - они хорошие офицеры, у некоторых есть дипломы инженеров, но они в большинстве своем не строители. После сокращения в армии они, а также люди других специальностей, увидели в строительстве привлекательное место, начали организовывать строительные компании, создавать бригады и такой армией двинулись на стройку. У нас сейчас на строительном рынке работает более 220 тысяч строительных компаний – это огромное количество! И что, они все профессионалы? Конечно, нет! Настоящих профессионалов, хороших инженеров, высококлассных специалистов рынок знает, что называется, в лицо – их несколько сотен на всю страну, которые действительно понимают, что они строят, могут читать чертежи, проектную документацию, правильно поставить задачу перед работниками и потребовать ее качественного исполнения. Отсюда и идет низкое качество строительства.
Вторая проблема не менее тяжелая – это возникновение огромного количества непрофессиональных заказчиков. Директору школы дали денег на проведение капитального ремонта – и он выступает как заказчик строительства! Но разве директор – специалист в строительстве? А он принимает объемы работ, подписывает договоры, акты и так далее. И так – на любом уровне, вплоть до министерства. А ведь через таких неквалифицированных заказчиков на стройку идут триллионы рублей!
И в итоге получилась гремучая смесь: один – неквалифицированный заказчик, второй – неквалифицированный исполнитель. Они встретились, и что мы получили? Переток денег, субподряды, откаты, попытки договориться. Счетная палата в голос кричит: количество денег, освоенное в строительстве, не компенсируется качеством и объемом выполненных работ. У нас самое дорогое строительство в мире, и далеко не всегда качественное.
Поэтому не зря речь идет о создании единого государственного технического заказчика, который сможет качественно выполнять свои функции в интересах всех министерств и ведомств, принимая и проверяя строительные работы.
- Чем система саморегулирования может помочь для разрешения этой ситуации?
- Роль саморегулирования здесь самая непосредственная. Во-первых, мы должны предложить новые модели взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком. НОСТРОЙ в течение года разрабатывает законопроект о строительном подряде. Надеемся, что мы сможем заложить в нем справедливые отношения, при которых договоры подряда будут содержать понятные для всех единые требования и понятную справедливую цену.
В связке с этим законом идет ценообразование, которое должно отвечать современным запросам отрасли, потому что безоглядное снижение цены – это снижение качества и долговечности строительства, а бесконтрольное повышение цены – это нездоровое обогащение отдельных лиц, создание коррупционных возможностей и снижение количества объектов, которые можно построить за установленные объемы финансирования.
Третье – это создание новых понятных квалификационных требований к инженерно-техническому составу, к рабочим специальностям и установление единой системы оценки соответствия работников этим требованиям. Оценка квалификации должна проводиться добросовестно и открыто, чтобы на стройке оказались только специалисты. Только подняв квалификационный уровень строителей, руководителей строительства, в том числе заказчиков, мы добьемся того, что на стройке будет все в порядке.
И вот тут роль саморегулирования очень важна, потому что мы работаем как две системы в одной: система нижнего звена – это сами СРО – осуществляют деятельность по разработке стандартов и проверку деятельности своих компаний. А верхний уровень – Национальное объединение строителей – концентрируется на диалоге с властью по вопросам принятия единых документов и требований на общероссийском уровне.
Сейчас мы обсуждаем предложения по разработке и внедрению единой, пока рекомендательной, методики по договорам подряда. Мы надеемся, что нам в диалоге с Минстроем удастся это сделать. Кроме того, мы ведем работу по разработке образцов подрядов на отдельные виды работ и надеемся, что конкретные проекты договоров осенью этого года увидят свет. Это то, чем мы должны и обязаны заниматься. Кроме того, НОСТРОЙ постоянно разрабатывает стандарты в области квалификации специалистов. Я уверен, что эта работа с течением времени принесет необходимые плоды.
- Николай Георгиевич, завершая нашу беседу, предлагаю Вам накануне Дня строителя высказать Ваши пожелания российскому строительному комплексу.
- Самые теплые слова в адрес строителей, мне кажется, должны сказать заказчики, своевременно и в полном объеме выплатив им заработанные деньги. А я могу только пожелать, чтобы заказчики были щедрые и добросовестные, работа шла в хороших условиях, чтобы солнце всегда было над головой, чтобы строители всегда имели заказ, а семьи строителей были счастливы и благополучны. С праздником, дорогие коллеги!
Лариса Поршнева