ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Тренд цифровизации: от собственных продуктов к цифровой эко-системе
18.12.2022
Цифровое строительство

Тренд цифровизации: от собственных продуктов к цифровой эко-системе

В рамках Четвертого Объединенного Евразийского Конгресса «ТИМ Сообщество-2022» состоялась Панельная дискуссия: «Примеры и опыт цифровизации крупнейших застройщиков: цели, барьеры, решения, эффекты. Разработка своими силами или готовые рыночные решения?».

Мероприятие провела заместитель руководителя Центра компетенций Департамента строительства г. Москвы Елена Звонарева, с самого начала задав необходимый курс: только командная работа может привести к нужным результатам. Как известно, основные исполнители госконтрактов- это крупные застройщики. И важен не только комплексный подход в реализации мероприятий, но чтобы застройщики и подрядчики двигались вместе с государством по заданному направлению.

Как напомнила руководитель направления EXON Gaskar Group Антонина Люляева, недавно принятая Стратегия развития строительной отрасли предполагает серьезную трансформацию административной составляющей и повышение цифровой зрелости на всех уровнях строительства, как и повышение квалификации кадров. Но есть нюанс – отрасль достаточно консервативна. И если взять большую часть компаний, то окажется, что у них процессы выстроены на бумаге, и это всегда долго и дорого. Пока перевозят бумагу – стройка стоит, пока происходит пересогласование и перепечатка – тоже ничего не происходит. К тому же с этой информацией очень сложно что-то сделать в последующем, и очень сложно перейти к ТИМ, если собирать информацию о здании исключительно в бумаге.

При этом для объектов с госучастием переход на ТИМ обязателен с 2023 г., а для долевого участия – с 2024 г. И вроде бы поставлена задача – прийти к цифровому двойнику объекта, но как – пока не очень понятно. При этом должно развиться большое количество цифровых сервисов, а сам облик отрасли серьезно поменяться. И это не простой процесс, с чем сейчас и сталкиваются все участники: объективно мало кто понимает, что нужно делать. К тому же из России ушло большое количество иностранного программного обеспечения. И получается, вроде бы цифровизация шла, но теперь нужно все делать заново. А внедрять отечественное ПО – дело не совсем простое. Любое внедрение – это всегда «больно» и дорого. И тем, кто уже пытался внедрять импортные практики, теперь придется платить еще раз.

В этой ситуации на помощь может прийти платформа EXON, благодаря которой за 3-5 недель можно обучить пользователей и помочь им перейти на цифровые рельсы. Программа уже активно используется в Стройкомплексе Москвы, в частности в объектах социальной инфраструктуры и домах по реновации. Кроме того, компания совместно с Amethyst Group развивает линейку цифровых продуктов для автоматизации процессов в строительстве, которые уже представлены во многих регионах.

Как рассказал руководитель направления цифровой эксплуатации Gaskar Group Александр Гелик, в компании формируют экосистему, которая позволяет работать с цифровой информационной моделью (ЦИМ), в том числе и на этапе эксплуатации. При этом дополнительно формируется база знаний, накопленных по результатам эксплуатации. Это обогащенная ЦИМ, которая используется в качестве источника эксплуатационных данных при проведении тех или иных работ благодаря накопленной базе данных по результатам аварийных ситуаций и инцидентов, которые возникают на объекте, а также проведении технического обслуживания и внепланового ремонта. В итоге удается сформировать стоимость владения оборудованием или сооружением.

В рамках экосистемы выстроена 3-хуровневая система управления: автоматизированная система управления зданием, операционное стратегическое управление процессом эксплуатации и принятие информации с ЦИМ. Таким образом формируется комплексное решение. И все модули могут быть обособленными и внедряться на объектах даже на уровне планирования.

Подобные системы создаются, чтобы сформировать стоимость затрат, эксплуатации и оценки рентабельности, замены оборудования или продолжения проведения ремонтов, а также обслуживания этого оборудования. Для этого сформирован комплекс, который передает информацию с момента строительно-монтажных и проектных работ и момента приема в эксплуатацию непосредственно эксплуатирующей организацией. В системе есть отдельный модуль – личный кабинет эксплуатирующей организации, который предоставляется еще до момента передачи объекта в эксплуатацию, чтобы на стадии проведения работ эксплуатирующая организация могла посмотреть документацию, скорректировать и согласовать ее. Так уже на стадии приемки формируется первый паспорт – первая версия цифрового двойника. В сформированной модели зафиксирована вся информация. Далее она обогащается планами-графиками ремонтов и обслуживания, и так становится понятно, какие затраты предстоят. Кроме того можно запланировать управление предстоящими инцидентами.

В рамках этой системы нижний уровень подразумевает функционирование системы диспетчеризации, когда все инженерные системы мониторятся, показатели передаются в систему, а ситуация классифицируется в соответствии с видом чрезвычайной ситуации и отправляется конкретному исполнителю.

Для работы с персоналом есть мобильное приложение, которое позволяет получить актуальную информацию на данный момент и контролировать выполнение работ с помощью qr-кода. Инженер на объекте может проверить оборудование, какие работы были выполнены в процессе всей эксплуатации и почему произошел инцидент. Время реагирования и устранения инцидентов было сокращено, а показатель по плану выполнения работ в рамках операционного планирования сформирован на уровне 90%. Иными словами, реальность соответствует плану.

 

Пан или пропал?

Как показало время, все застройщики, особенно крупные, пошли по пути разработки собственных цифровых решений. Генеральный директор BuildDocs Евгений Бузлаев в своем выступлении рассказал обо всех плюсах и минусах собственной разработки и готового решения.

Так, по его мнению, готовое решение всегда будет конкурентоспособным, потому что разработчик априори пытается сделать его лучше, оно клиентоориентировано и у него высокая реакция на техподдержку.  При этом разработчик считает свои деньги и применяет только новые технологии, всегда немножко опережая рынок. Но есть и недостаток – отсутствие прямого доступа к бизнесу. Собственные аналитики разработчика по-своему видят развитие продукта. Но когда он попадает к клиенту, происходит адаптация – и в результате в среднем год уходит на то, чтобы продукт полностью удовлетворял клиентов, которые им пользуются. А риски готовых решений заключаются в том, что компания может не выжить на рынке, и не ясно, что тогда будет завтра. Именно из-за этого застройщики с большой опаской берут готовые решения.

Собственная разработка, несомненно, имеет свои плюсы – у нее прямой доступ к бизнесу, она всегда удовлетворяет потребности бизнеса в конкретном месте, она надежна – пока есть компания, которая строит, она и делает для себя свою разработку. Основной минус – отставание от технологического рынка. Иными словами, какое решение принял IT-департамент, так и будет – в этом случае компания – заложник своих же разработчиков. Кроме того, всегда присутствует основная мысль о том, что компания потратила огромные деньги на разработку, и если даже на рынке есть гораздо лучшие решения, компания в большинстве случаев не откажется от своего продукта. В результате из-за отсутствия конкуренции крайне медленно продвигается развитие маленьких продуктов. А чтобы вырваться на рынок должно сложиться много вещей. И именно из-за этого, по мнению Евгения Бузлаева, строительный рынок отстает в развитии.

Так что же выбрать? По мнению спикера, в битве собственной разработки и готового решения проиграют все. Несомненно, у разработчиков должны быть собственные разработки. Но они должны создавать не свои продукты, а цифровую эко-среду, в которую смогут внедрять продукты с рынка или развивать свои маленькие. И победа не за готовыми продуктами, будущее за микро-сервисами, которые решают те или иные задачи – их можно быстро модернизировать и добавлять. А при созданной эко-среде компания может взять абсолютно разные продукты,  не зависящие друг от друга. Кроме того, запуская микро-сервисы не нужно тратить огромные средства на внедрение, а скорость работы выше. Как подчеркнул Евгений Бузлаев, за ними будущее.

 

Своим путем

Как заметила Елена Звонарева, конечно же, нельзя объединять застройщиков и подрядчиков под одну гребенку и пытаться измерить средний градус по больнице. Да, крупные застройщики могут устанавливать свои правила игры. Но не нужно забывать, что в регионах и средние, и мелкие застройщики должны оставаться на рынке, и для них должны действовать механизмы, которыми можно максимально оперативно и эффективно пользоваться.

В своем выступлении руководитель проектов операционной эффективности Группы «Самолет» Александр Падиус рассказал о технологическом скачке, который совершила компания – она не хотела копировать то, что уже существует на рынке, при  этом нужно было создать систему гораздо более интеллектуальную, чем другие.

Для этого было проанализировано 1,5 тыс. IT-решений и составлен список проблем, а также предположительные пути их решения. Так, из 1,5 тыс. решений получилось «закрыть» всего 26 проблем, а 3 проблемы из шорт-листа компании не имели решения вообще. И именно эти 3 проблемы переложили на плечи искусственному интеллекту.

В результате были созданы 3 первые в своем роде системы, основанные на базе искусственного интеллекта: система аналитики хода строительно-монтажных работ, система выявления простоев и предсказания рисков и система фиксации нарушений охраны труда.

Особенность первой системы в том, что она умеет определять тип работ на монтажном горизонте. Для этого в компании научили нейросеть понимать, какой процесс происходит на площадке, и сигнализировать, если он отличается от запланированного. Система определяет каждый подъем крана и понимает, какой груз поднимается, и его вес. Таким образом удалось автоматизировать процесс онлайн-контроля факта выполненных работ с периодичностью 10 сек. При этом ошибки исключены, т. к. система перепроверяет сама себя.

Также система проводит анализ динамики работ, основанный на графике. Она в режиме реального времени анализирует, как идут работы, подсказывает, как нужно их скорректировать и какими ресурсами, и что может помешать. Всего система учитывает 126 параметров строительно-монтажных работ.

Система выявления простоев и предсказания рисков анализирует загрузки дорог, в том числе исторические, погодные условия, численность персонала и многие другие факторы. А одна камера фиксирует до 70 человек в режиме реального времени и понимает, полезно ли работает каждый сотрудник.

У системы фиксации нарушений охраны труда есть ключевая особенность от других таких систем – это идентификация нарушителя, которая всегда была основной проблемой для всех застройщиков. После идентификации автоматически формируется акт нарушения.

В результате работы система компании стала уникальной, не имеющей аналогов в мире.

Как заметил Александр Падиус, основная проблема застройщиков – это презентации своих технологий: да, они красивые, в них есть блок с эффектами. Но потом оказывается, что нет реальных примеров внедрения. В то же время, общий прирост производительности по всем реальным пилотным проектам Группы «Самолет» составил 38,4%. Общий экономический эффект – более 1 тыс. руб./ кв. м. И таких показателей нет ни у кого.

У разработанной системы уже есть 4 мировых предложения, кроме того, она включена в ТОП-100 издания WIRED по IT-технологиям, как лучшее мировое решение по итогам 2022 г.

Подводя итоги мероприятия, Елена Звонарева отметила, что тема применения искусственного интеллекта требует особой поддержки, при этом мировоззрение отрасли нужно менять: осторожно, аккуратно, но настойчиво. И, конечно, будут ошибки, потому что не с теми скоростями и людскими ресурсами отрасль пытается войти в цифровизацию. Нужно обучаться, чтобы разговаривать всем участникам на одном языке. И, несомненно, необходимо подготавливать мотивационные практики. Будет и конфетка, и кнут, подчеркнула она. Те, кто идет по заданному направлению, получат максимальную поддержку, а кто сопротивляется – «вылетит» с этой дороги. Так что отрасли остается только готовиться к неизбежно надвигающемуся будущему.

Галина Крупен

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2022_god_12_2022_pc.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо