ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Выставка «СТТ» открывает новую страницу своей истории
18.06.2023
Выставки

Выставка «СТТ» открывает новую страницу своей истории

23-26 мая в Москве, в выставочном центре «КРОКУС ЭКСПО» с успехом прошла XXIII международная выставка строительной техники и технологий «СТТ-2023». Мероприятие 2023 года побило рекорды по числу участников и посетителей.

Три выставки в одном флаконе

– Какая живая выставка! На такую мы и на следующий год приедем! – главный конструктор Клинцовского автокранового завода Кирилл Гаврилов явно доволен мероприятием.

Уличная экспозиция в Крокус Экспо по многолюдности напоминала московское метро в часы пик. Статистика говорит, что нынешняя выставка стала самой посещаемой за всю ее 23-летнюю историю. Количество гостей превысило 62 тысяч человек. Приехали и делегации крупных российских компаний, и деловые партнеры участников, и обычные граждане. Как всегда было много детей, которым тут разрешается даже посидеть за пультами управления строительной техникой. Не отставали от них и взрослые. Было забавно смотреть на солидных мужчин в галстуках, которые с детским восторгом фотографировались в кабинах экскаваторов и погрузчиков.

Напомним, ранее СТТ входила в состав группы Bauma NETWORK. Но год назад Bauma ушла из нашей страны. Выставку второй раз проводит российская компания, которая сейчас называется Sigma Expo Group. В истории СТТ начался новый этап, и этап довольно успешный.

Прошлогодняя выставка была весьма оживленной. А сейчас в Крокус приехали в четыре раза больше компаний – 1268. Три зала павильона были забиты полностью, чего не случалось несколько лет подряд. Уличная экспозиция протянулась вдоль всех трех павильонов выставочного комплекса. Говорят, последний раз такую площадь она занимала в 2014 году.

Однако между 2014 и 2023 годами есть существенное различие. Девять лет назад почти вся представленная техника была строительного назначения. Нынешняя выставка объединяет сразу три направления: строительная техника (СТТ Expo), коммерческий транспорт (COMvex), запчасти и послепродажное обслуживание (CTO Expo). Так сказать, три выставки в одном флаконе.

Такой формат СТТ сохранится и на будущее, он устраивает и участников, и посетителей, говорят организаторы. Уже сейчас количество поданных заявок на 2024 год превышает запланированную выставочную площадь. Экспозиция на уличной площадке увеличена на дополнительные сектора и полностью забронирована. И, видимо, одного павильона не хватит. Скорее всего, стенды придется размещать и в другом.

Китай готов заменить всех и вся

Практически каждый опубликованный в СМИ отчет о СТТ-2023 начинается с китайской тематики. Участие Китая в этой выставке всегда было очень активным. Но в этот раз оно буквально достигло апогея. Приехали 612 компаний. (Турцию, вторую по количеству участников зарубежную страну, представляли 100 компаний.) На их стендах можно было видеть все разнообразие экспонентов – от самых маленьких запчастей до огромных машин.

Кое-кто из посетителей (да и российских участников) изумлялся китайской гегемонии. Но выставка лишь наглядно отразила реалии жизни: весьма сильную зависимость отечественного стройкомплекса от машиностроения пусть дружественной, но все-таки другой страны.

Ушедших в прошлом году из России западных брендов заменили китайские. Соответственно, китайский импорт вырос. По оценке Андрея Ловкова, директора аналитической компании ID-Marketing (он выступал с докладом в рамках деловой программы выставки), за январь-март текущего года доля Китая в импорте техники составила 77%.

В сегменте фронтальных погрузчиков импорт Китая достиг 98,9%; в сегменте средних экскаваторов – 88,7%. Компания XCMG – партнер выставки – более чем втрое увеличила ввоз своей продукции всех видов: экскаваторов, дорожно-строительной техники, погрузчиков и многого другого. На выставке у XCMG был самый большой по площади стенд, где стояли более 30 образцов.

Компания SANY занимает второе место среди китайских импортеров. За год она увеличила поставки своей продукции на 383%. Экспозиция SANY была также одной из самых больших. Впечатлял своими габаритами экскаватор для добычи угля весом 96 тонн и с ковшом вместимостью более шести кубометров.

Концерн Lonking представил более 20 различных моделей техники, в том числе 12 видов фронтальных погрузчиков. Один и тот же погрузчик при замене навесного оборудования может использоваться в разных хозяйственных сферах – от городского хозяйства до лесных делянок. Специалисты концерна говорят, что их техника очень проста в обслуживании, ее легко ремонтировать. И считают это одним из ее достоинств.

Из Поднебесной производство переедет к нам

В беседах с представителями китайских компаний звучало четко: все они имеют амбициозные цели – еще больше расширить свое присутствие в нашей стране.

Компания LiuGong и вовсе объявила перезагрузку на российском рынке. Ее техника у нас давно известна. Но в ближайшие два года LiuGong планирует занять одну из лидирующих позиций в России, расширив модельный ряд всей своей продукции. Новинки впервые представила на СТТ Expo 2023. Среди них – экскаватор 923FN. Обозначение «N» в названии означает «Narrow» – габаритный или узкий: ширина шасси и верхней платформы не выходят за транспортировочные габариты. Фактически это первый экскаватор в линейке производителя, специально сконструированный для нашей страны.

Китайские конструкторы вообще всегда стараются создать технику с учетом ее работы в условиях России, отмечают наши специалисты. Создается впечатление, что глобальная зависимость строительства от внешних поставок никого не волнует.

Отечественные производители не в состоянии полностью обеспечить строителей техникой. Так, по данным аналитической компании ID-Marketing, в прошлом году в России были выпущены асфальтоукладчики в количестве … двух штук. Более того, российские производители, приехавшие на выставку, рассказывали, что и металл для своих изделий они покупают в Китае. У нас в стране металла достаточно, но там он дешевле!

Почему бы нам не поучиться у китайских коллег?

Возможно, эффект принесет локализация китайских предприятий в России. На выставке присутствовала компания NFLG (Санкт-Петербург). Она продает асфальтобетонные заводы и грунтосмесительные установки из Китая. А сейчас организует в Казани совместное российско-китайское предприятие для производства грунтосмесительных установок. В компании объяснили, что из Казани проще транспортировать готовые установки по России. Плюс правительство Татарстана с удовольствием размещает на территории республики производственные мощности. В итоге установки станут дешевле, чем привезенные из Китая. Да и сроки их доставки сократятся.

Башенные краны появились, мини-техника исчезла

Среди 12 иностранных участников выставки были и компании из стран, объявивших санкции – Германии, Бельгии. На уличной экспозиции люди окружили стенд MB CRUSHER (МБ Рус) с навесным оборудованием – дробильным и просевающим ковшами и многим другим. Компания итальянская. О ковшах рассказывал синьор Ivanmatteo (так он написал свое имя), он говорит по-русски почти без акцента. Его спросили, как правительство Италии относится к тому, что компания не присоединилась к санкциям? Синьор дипломатично ответил, они уже 10 лет в России, все понимают – жалко обрубить наработанные связи. Тогда почему бы компании не открыть у нас свое предприятие? Тут синьор ответил без всякой дипломатии: высокое качество MB CRUSHER известно во всем мире. Руководство компании опасается, что в России его поддержать не смогут. Не знаю, кому как, а мне слышать такое было очень обидно.

Конечно, невозможно написать обо всем, что было представлено в Крокус Экспо. Тут были и заводы по производству бетона, и системы магнитной опалубки, и даже новый «Москвич», который еще мало кто видел. А вот мини-техника исчезла. Раньше ее привозили японские и российские компании, она пользуется большим спросом. Даже подержанные японские мини-экскаваторы покупаются на вторичном рынке с большим удовольствием. Были на выставке китайские мини-погрузчики,  но по сравнению с японскими они выглядят, как богатыри.

Зато впервые с 2018 года «приехали» башенные краны. Один из них привезла компания XCMG. Он не передвигается по рельсам, как мы привыкли видеть; закреплен в земле, до нужного груза дотягивается стрелой, ее длина 65 м. На днях российские СМИ обошло трагическое сообщение – в Новосибирске упал башенный кран

У крана, закрепленного в земле, вероятность такого ЧП минимальна. Компания хотела представить свое детище в полный «рост» – 180 м. Но получила разрешение от организаторов выставки только на 40 м. Жаль. Такие объекты привлекают множество народа. А тут далеко не все посетители знали, что они есть на выставке. Их было не разглядеть среди остальных, далеко ненизеньких машин.

Еще один тренд выставки – производители стали уделять больше внимания условиям труда тех, кто управляет строительной техникой. Рычаги в кабинах экскаваторов заменяются джойстиками. Окна кабин проектируются таким образом, чтобы у водителя увеличился обзор. Даже ступеньки, по которым человек поднимается в кабину, стали делать нескользкими. По словам менеджеров LiuGonga, для покупателей при выборе конкретной машины все чаще решающим фактором является комфортность рабочего места.

Об условиях труда заботятся как иностранные, так и отечественные производители. Компания «Giraff» из Челябинской области демонстрировала на выставке новую кабину башенного крана. Чего там только нет! Держатель для мобильника, полка для микроволновки, турник над рабочим местом – для упражнений по разгрузке спины. Да и само кресло крановщика раскладывается, превращаясь в подобие тахты. В перерыве можно полежать.

Вернулись на свое место

Приверженность российских предприятий к импортным поставкам создала им в прошлом году очень большие трудности. В результате санкций далеко не все постоянные участники СТТ успели подготовить новые модели и, соответственно, до Крокуса не доехали. Некоторые не появились и теперь. Но ведущие бренды на выставку вернулись.

Санкт-Петербургский тракторный завод создал за это время новую модель колесного бульдозера «Кировец». Огромная машина весом 22 тонны и мощностью 235 л. с. может использоваться в районах Крайнего Севера. Скорость движения колесного экскаватора в четыре раза превышает скорость гусеничного.

Предприятие также осталось в прошлом году без привычных импортных запчастей. Теперь 95% комплектующих нового бульдозера – отечественные. «Мы и не ожидали, что так быстро восстановимся», - сказали представители завода.

Вернулся «Кудесник». 25 автокранов этого холдинга встали на ту самую площадку, которую он занимает из года в год. Все три завода, входящие в холдинг, привезли новые модели.

Одна из новых моделей Камышинского кранового завода – кран КС-55729-5К-31. Предназначен для широкого спектра погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах. Кран универсален и может применяться как в стесненных условиях города, так и вдалеке от населенных пунктов. По словам Романа Боброва, первого заместителя генерального директора Камышинского завода, прямо на выставке были куплены пять машин.

Новинка Галичского автокранового завода – автокран КС-55721-2В серии «Пионер» имеет стрелу сечения «овалоид» длиной 33,2 м. Его грузоподъемность 35 тонн. Крановая установка смонтирована на трехосном шасси, что дало возможность снизить затраты на этапе производства и поможет удешевить их в процессе эксплуатации.

Клинцовский автокрановый завод представил коленчато-телескопический автогидроподъёмник АГП-45-5К на полноприводном шасси КАМАЗ-43118 с высотой подъёма до 45 метров и рабочей платформой грузоподъёмностью 450 кг. Данная модель не имеет аналогов на рынке РФ. На заводе также разработана целая линейка Z-образных краноманипуляторных установок с грузовым моментом от 3 до 32 тонно-метров – для гражданского рынка. Ранее они изготавливались только для государственных силовых структур.

Как говорят специалисты холдинга, соотношение используемых импортных и отечественных деталей до прошлого года составляло в среднем 50/50. Гидравлика была в основном немецкая и итальянская.

И вот санкции, немецкие поставки прекратились. Как же заводы вышли из положения?

– Заменили отечественной гидравликой. Ее вполне достойно делают несколько предприятий в Екатеринбурге – Пневмостроймашина, Гидронт и АйЭмГидро, – отвечает Кирилл Гаврилов, директор по перспективным направлениям-главный конструктор Клинцовского автокранового завода.

Скажем санкциям спасибо?

ООО «АйЭмГидро» тоже присутствовало на выставке. Название расшифровывается как «я люблю гидравлику». Подобно многим другим отечественным компаниям, АйЭмГидро начинало с продажи импортной техники. А уже потом было организовано производство гидравлических клапанов, многофункциональных гидравлических блоков и другой спецтехники. Теперь выполняет заказы Россельмаша, Петербургского тракторного завода, уральских предприятий. Достичь надлежащего качества изделий было действительно трудно, столько раз приходилось делать и переделывать, рассказал сотрудник компании Андрей Шарков.

А ведь от многих участников и посетителей выставки можно было слышать, что в России гидравлику делать не умеют и, скорей всего, никогда не научатся

В рамках выставки второй раз проводилось онлайн-голосование на лучший экспонент. Впервые за два года лучшими были признаны отечественные изделия – гидроцилиндр АО «Елецгидроагрегат» и шинный манипулятор ООО «Сибирские технологии».

…А иные специалисты говорят: давно надо было устроить нашей промышленности небольшую шоковую терапию, чтобы не рассчитывала только на зарубежные поставки, а умела обеспечивать себя сама.

Елена Бабак

Этот материал опубликован в июньском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_06_2023_pc.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо