ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Госзакупки растут по всем осям координат
04.07.2023
Экономика

Госзакупки растут по всем осям координат

Министерство финансов России опубликовало сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022 г.

Результаты мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2022 г.

В 2022 г. долевое соотношение заказчиков на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, осуществлявших закупки, не претерпело существенных изменений.

 Количество участников закупок, включенных в единый реестр участников закупок, увеличилось на 16%. Аналогичная динамика наблюдается в отношении участников закупок, отнесенных к субъектам МСП: их количество увеличилось на 11%, доля от общего количества участников закупок, включенных в единый реестр участников закупок, составила 82%.

Количество операторов специализированных электронных площадок увеличилось до 31.

В 2022 г. на 3% снизилось количество размещенных в ЕИС планов-графиков закупок при одновременном увеличении на 11% запланированного объема финансового обеспечения закупок. Также на 45% увеличился объем финансового обеспечения на осуществление закупок в целях реализации национальных и федеральных проектов.

На 61% увеличилось количество проводимых процедур общественного обсуждения закупок при незначительном уменьшении их стоимостного объема – в пределах 3%. При этом на 1483 процедурах из 1504 проведенных не присутствовало ни одного участника обсуждений, на 21 процедуре в отношении закупок на выполнение работ по строительству школы, поликлиники, жилых домов, объектов железнодорожной инфраструктуры «под ключ», по инженерной подготовке территории, по строительству и реконструкции автодорог, искусственных дорожных сооружений, объектов улично-дорожной сети, систем водоснабжения и др. присутствовало 144 участника обсуждений.

Уменьшилось на 2,6% количество размещенных извещений об осуществлении закупок при одновременном увеличении на 4,7% их стоимостного объема. При этом на 14,3% уменьшилась доля извещений, размещенных заказчиками федерального уровня.

Также на 5,5% уменьшилось количество закупок, проводимых в форме электронного аукциона, при одновременном незначительном увеличении их стоимостного объема – на 1,7%. При этом электронный аукцион по-прежнему остается наиболее распространенным конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На 33% увеличилось количество закупок, проводимых в форме открытых конкурсов в электронной форме, и более чем в 2 раза запросов котировок в электронной форме. При этом стоимостной объем закупок, проводимых в форме электронного конкурса, увеличился на 67%, в форме электронного запроса котировок – в 4 раза.

Также на 16,1% увеличилось количество и на 27,5% стоимостной объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме.

На 5,6% снизилось количество несостоявшихся закупок при увеличении их стоимостного объема на 11,3%.

Наиболее распространенной причиной признания определений поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися остается подача единственной заявки на участие в закупке – 66%, наименее распространенной – признание заказчиком всех поданных заявок на участие в закупке не соответствующими требованиям – 2,5%.

При этом более 70% несостоявшихся закупок заканчивается заключением контракта, что составляет около 79% стоимостного объема всех несостоявшихся закупок.

В 2022 г. среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило 2,82, в то время как в 2021 г. это количество составляло 3,04.

 

Контрактуемся

На 4% уменьшилось количество контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок, при одновременном увеличении их стоимостного объема на 12%.

На 12% снизилось количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при одновременном увеличении их стоимостного объема на 44%. При этом доля стоимостного объема таких контрактов увеличилась на 4,5% и составила 23,5%.

Совокупный объем российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, поставка которых осуществляется при исполнении контрактов, заключенных в 2022 г., достиг 1705 млрд руб. или 60% от стоимостного объема всех товаров, поставляемых при исполнении заключенных контрактов.

В 2022 г. начислена неустойка (штрафы, пени) на общую сумму 664 млн руб., из которых оплачено 97,3 млн руб.

В 2022 г. уменьшилось общее количество случаев расторжения контрактов и их стоимостной объем. Наибольшее количество контрактов расторгается по соглашению сторон – 97%, при этом на 42% уменьшился стоимостной объем контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке.

Всего в 2022 г. заключено 3 206 863 контрактов с общим стоимостным объемом 11 189,1 млрд руб., в том числе с единственным поставщиком – 891 640 контрактов с общим стоимостным объемом 2625,6 млрд руб. Расторгнуто 295 072 контрактов с общим объемом 664,8 млрд руб.

Кроме того, 67% заказчиков достигли минимальной доли закупок у СМП, а доля закупок у СМП таких заказчиков превышает 25% от совокупного годового объема закупок. Всего признано состоявшимися 50,4% закупок у СМП.

В 2022 г. существенно снизилось количество и стоимостной объем извещений об осуществлении закупок для целей реализации нацпроектов – на 48% и 43% соответственно.

При этом наибольшее количество извещений об осуществлении закупок размещено для реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» -  33%, а наибольший стоимостной объем составили извещения об осуществлении закупок для реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 32%.

Наибольшее количество контрактов заключено для реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» - 30%, а наибольший стоимостной объем составили контракты, заключенные для реализации нацпроекта «БКАД» - 47,3%.

Так, по нацпроекту «Жилье и городская среда» заключено 18 604 контрактов с общим стоимостным объемом 239,8 млрд руб., по нацпроекту «БКАД» - 4110 контрактов на сумму 833,9 млрд руб.

Расторгнуто по нацпроекту «Жилье и городская среда»  1182 контрактов на сумму 16,7 млрд руб., по нацпроекту «БКАД» – 564 контракта на сумму 29,7 млрд руб.

Всего для осуществления закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было заключено – 81 476 контрактов на сумму 3597,8 млрд руб., что на 504 контракта меньше, чем в 2021 г., и на 532,6 млрд руб. больше. Расторгнуто 11 109 контрактов на сумму 178,8 млрд руб., что на 498 контрактов и на 1,1 млрд руб. меньше, чем в 2021 г. Причем 10 150 контрактов в 2022 г. расторгнуто по соглашению сторон, 956 – в одностороннем порядке, 3 – в судебном.

Что касается применения каталога товаров, работ, услуг, то размещено об осуществлении закупок с использованием каталога в разделе работы по строительству, реконструкции, ремонту 13 837 извещений со стоимостным объемом 986,2 млрд руб.

Тотальный контроль

В 2022 г. снизилось количество проведенных плановых проверок и незначительно увеличилось количество внеплановых. Уменьшилось на 31% количество поступающих жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля. А доля случаев признания контрольными органами жалоб обоснованными составила 42%. Более чем в 3 раза увеличилось количество поступающих обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях признания определений поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по итогу 2022 г. содержит 71 528 реестровых записей в отношении 36 661 участника закупок. Это связано с тем, что 1 участник может быть признан недобросовестным одновременно по нескольким закупкам.

В целом результаты мониторинга закупок по итогам 2022 г. свидетельствуют о стабильном функционировании контрактной системы в условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления, в том числе в связи с оперативным принятием комплекса изменений нормативно-правового характера.

Результаты мониторинга закупок товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц за 2022 г.

Количество и структура заказчиков, операторов электронных площадок не претерпели существенных изменений.

Наибольший стоимостной объем закупок зафиксирован в отношении субъектов естественных монополий – 26%. При этом отмечается общее снижение на 13% количества размещенных извещений об осуществлении закупок и на 48% их стоимостного объема.

В структуре закупок превалируют конкурентные способы закупок над неконкурентными, их доля составила 59%. Среди конкурентных закупок, проводимых в электронной форме, наиболее часто используемым по-прежнему остается запрос котировок.

Среди неконкурентных закупок как в количественном выражении, так и в стоимостном объеме по-прежнему превалируют закупки, проводимые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в неэлектронной форме.

Доля состоявшихся закупок составляет 51%. Среднее количество подаваемых заявок на участие в конкурентных закупках составило 1,85, а заявок, которые не были отклонены, 1,67. При этом сохранилась тенденция по уменьшению количества и стоимостного объема заключенных договоров.

Так, доля договоров, заключенных по результатам осуществления конкурентных закупок, составляет 27%, а по результатам неконкурентных закупок – 24%. В сегменте конкурентных закупок наибольшее количество договоров по-прежнему заключено по результатам осуществления закупок в электронной форме, среди которых – запрос котировок. При этом увеличилось количество и стоимостной объем договоров, заключенных по результатам проведения конкурса в электронной форме.

Сохранилась тенденция увеличения количества расторгнутых договоров при одновременном снижении их стоимостного объема. При этом на 21% уменьшилось количество расторгнутых в одностороннем порядке, а по соглашению сторон – увеличилось на 11,5%.

Всего в 2022 г. заключено 1 603 286 договоров на 11 359,6 млрд руб., что на 85 154 договоров и 11 815,6 млрд руб. меньше, чем в 2021 г. Расторгнуто - 53 647 договоров на 194,1 млрд руб., что на 8564 договоров больше и на 260,2 млрд руб. меньше.

По результатам осуществления закупок у субъектов МСП превалировала доля состоявшихся закупок над несостоявшимися, которая составляет 59% от общего количества и 53% от стоимостного объема закупок. При этом увеличилось количество договоров, заключенных с субъектами МСП, при одновременном снижении их стоимостного объема.

В 2022 г. объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП составляет 7,017 трлн руб., с 193 630 субъектами МСП заключено 756 112 договоров. Прирост к 2021 г. составил 2,6 трлн руб. Средняя стоимость договора с субъектом МСП составила 5,67 млн руб.

Лидеры по объему закупок у субъектов МСП среди субъектов РФ - это г. Москва (1291,6 млрд руб.), г. Санкт-Петербург (464,2 млрд руб.), Московская область (225,9 млрд руб.), Свердловская область (163,6 млрд руб.), Республика Татарстан (146,5 млрд руб.).

Объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции за 2022 г. 90 крупнейших заказчиков составил 32,68 млрд руб., в том числе у субъектов МСП 19,63 млрд руб.

Что касается перечня товаров, работ, услуг, наиболее часто закупаемых в отчетном периоде отдельными видами юридических лиц (по стоимостному объему), то в разделе здания и работы по возведению зданий заключено 10 767 договоров на сумму 1 трлн 125 млрд руб. В разделе дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей – 7709 договоров на сумму 404 млрд 116 млн руб. В разделе работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки – 17 068 договоров на 229 млрд 194 млн руб.

По итогам года отмечается сокращение на 24% количества поданных жалоб, при этом доля жалоб, признанных обоснованными, осталась неизменной и составила 28%.

По состоянию на конец года Реестр недобросовестных поставщиков содержит 1122 реестровых записи в отношении 989 участников закупок. 

Эвелина Ларсон

Этот материал опубликован в июньском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_06_2023_pc.pdf

 

Анонсы
11 июля. Москва. TRIUMPH EVENT HALL
Форум «ИНДУСТРИЯ 4.0 Дороги, мосты, тоннели» и Национальная Премия «Дороги России»
• • •
16 июля. Москва. Конгресс-центр Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации
Интеграционный форум «Власть и бизнес - строим будущее вместе: комфортная и безопасная среда для жизни к 2030 году»
• • •
8 августа. Москва.
V Строительный форум-выставка «Индустрия 4.0»
• • •
20 сентября. Санкт-Петербург, гостиница «Космос Прибалтийская»
XV Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс
• • •
1-4 октября. Екатеринбург.
IV Международный строительный чемпионат и XI Международный форум и выставка 100+ TechnoBuild
• • •
21-25 октября. Москва. Центр международной торговли
Московский Международный жилищный конгресс-2024
• • •
5 по 8 ноября. ЦВК «Экспоцентр»
Выставка MITEX 2024
• • •
13-15 ноября 2024 г., Москва. Отель Marriott Imperial Plaza
Международный строительный форум «АРКТИКА»
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо