ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
В законопроекте о потребительском экстремизме пока не найден баланс интересов сторон
27.07.2023

В законопроекте о потребительском экстремизме пока не найден баланс интересов сторон

Законопроект о потребительском экстремизме дольщиков при передаче им построенного жилья пока не готов к внесению в Государственную Думу – об этом заявил журналисту АНСБ председатель Комитета ГД по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов в кулуарах пресс-конференции 25 июля.

Отвечая на вопрос журналиста АНСБ о судьбе законопроекта, который урегулировал бы отношения между застройщиком и дольщиком в случае обнаружения недоделок при передаче квартиры (так называемый «потребительский экстремизм»), Сергей Пахомов отметил, что пока законопроект даже не внесен в Государственную Думу и проходит стадию обсуждения на экспертных площадках:

- Текст этого законопроекта обсуждался, мы думали погрузить его поправками в Градостроительный Кодекс, но не решились сделать это в весеннюю сессию, потому что у нас остались некоторые неурегулированные вопросы. Но мы к нему обязательно вернемся, это очень важный законопроект о взаимоотношениях между покупателем квартиры и застройщиком в момент ее передачи.

У нас на сегодняшний день «рынок споров» при приеме квартиры на 2022 год составил 48 млрд рублей. Столько застройщики выплатили юридическим компаниям, которые вели работу по взысканию с застройщиков денег за недоделки. Сколько при этом дошло до реальных собственников квартир, но явно, что не вся эта сумма. И у нас есть регионы, в которых более 90% домов при сдаче в эксплуатацию вводятся через судебные решения. Это сигнал о том, что здесь есть непорядок. Но тут также встает вопрос баланса между качеством стройки и вариантами претензий. Но согласитесь, неправильно, когда сегодня при сдаче дома все собственники квартир получают смс-сообщения о том, что если они хотят получить 500 тысяч рублей от застройщика за недоделки, они могут дать доверенность юридической фирме и отсудить эти деньги. Это тоже неправильно.

И именно потому, что мы не нашли сбалансированного решения между интересами потребителей и застройщиков, поэтому мы с этим законопроектом и не вышли в весеннюю сессию. В любом случае нужно обязательное досудебное урегулирование претензий, а судебное – только в том случае, если стороны не пришли к каким-то договоренностям. Но обязанность в досудебном порядке попытаться урегулировать все претензии без участия третьих лиц должна быть. Но у нас интересы собственников,  граждан стоят на первом месте.

- Наряду с этим встает вопрос о качестве строительства. Наверно, застройщиков тоже пора приводить в чувство – не было бы брака при строительстве, не было бы и этого рынка претензий.

- Абсолютно правильно.

- Чем можно отрегулировать качество строительства? У нас есть СП, ГОСТы, экспертиза, строительный надзор, контроль, приемка, авторский надзор – «а включаешь – не работает»!

- Вы правы, у нас все требования и процедуры уже давно четко прописаны, нам нужно заставить все эти шестеренки крутиться. Механизмов контроля не просто достаточно – их много, и нужно их уменьшать. Но качество строительства разное, а претензии иногда предъявляются на показатели, которые заложены в СП. Например, бывают претензии на высокую слышимость в квартирах или на температуру в квартире 18С. Но у нас в СП заложена такая температура, а уровень слышимости порой не превышает санитарные нормы. Что делать в этом случае? Видимо, при покупке жилья должны быть прописаны более четкие параметры квартиры, включая уровень слышимости и т.д. И если есть существенные недоделки – это одна история, а если есть небольшие недочеты, а из-за этого арестовываются  счета застройщика, тоже неправильно.

Поэтому мы закладываем в законопроект обязательное досудебное соглашение, независимую экспертизу претензий и в итоге на суд будут уходить только те претензии, которые урегулировать не удалось.

- Кто заинтересован в появлении этого закона, кто его лоббирует в хорошем смысле этого слова?

- Мы получаем из регионов гигантское количество информации, в том числе, и о тех десятках миллиардов рублей, выплаченных застройщиками юридическим компаниям. Если бы из этих 48 миллиардов рублей 45 миллиардов дошли до граждан – это одно дело. Но они уходят именно юристам. А анализ говорит, что не всегда эти претензии не могут быть урегулированы именно при приемке квартиры – потому что это мелкие недоделки.

Но изначально во главе угла должно стоять качество строительства – это даже не обсуждается. И пока мы не поймем, что застройщики готовы строить с высоким качеством, мы не дадим им возможность ущемлять права граждан при приемке жилья. Мы пытаемся искать сбалансированное решение, но то, что проблема есть и она сегодня слишком заметна, это факт.

Лариса Поршнева

Фото: строительство лицея в поселке Семхоз

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо