ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Цифровизация и ТИМ – это комплексные цифровые решения
18.09.2023
Цифровое строительство

Цифровизация и ТИМ – это комплексные цифровые решения

В профессиональной среде все яснее звучит запрос перехода на комплексные цифровые решения. О необходимых шагах в этом направлении говорим с Валерием Черезовым – генеральным директором компании «АЛАНС», в копилке которой десятки сложных реализованных проектов в области геодезии, геологии, аэрофотосъемки и цифровой картографии:

- Валерий Владимирович, цифровизация и автоматизация в топе тем для обсуждения. Однако во многих инструментах руководители не видят эффекта, продолжая использовать традиционные методы. А купленные дроны, дорогие сканирующие тахеометры, ГНСС-приемники и прочие чудеса техники пылятся на складах.  В чем причина?

- Во-первых, человек чаще доверяет привычному, потому что это не требует больших усилий: не нужно учиться новому, нанимать специалистов. Все риски известны, все эффекты посчитаны.

Во-вторых, инструмент инструменту рознь. Возьмем технологии информационного моделирования. Это действительно очень  перспективное направление, но многие разработчики ТИМ, не являясь специалистами в области геодезии и проектирования, «строят дом с крыши». Они заостряют внимание не на функциональности, а на внешнем виде. В итоге получаются красивые, но малоэффективные «картинки», имеющие мало общего с реальностью. Для создания рабочей модели недостаточно иметь хороших программистов и дизайнеров – цифровизация, можно сказать, должна начинаться «с поля».

- Как, на ваш взгляд, сделать эти «картинки» эффективными, пригодными для дальнейшего использования?

- Любой объект, не важно, небольшое здание или огромное месторождение, обладает точным пространственным местоположением. Его положение должно быть известно в заданных системах координат и высот. К сожалению, сегодня общее количество местных систем координат измеряется тысячами. Положение объектов в разных системах часто не совпадает. Порой нестыковки достигают нескольких метров – согласитесь, это неприемлемо.

Мое твердое убеждение: построение качественной ТИМ-модели объекта невозможно без точной координатной привязки. Поэтому работу по 3D-моделированию и созданию планов и карт мы начинаем с создания на объекте единого однородно-точного координатного пространства.

Заходя на объект, мы обследуем расположенные на нем пункты государственной геодезической сети (ГГС). Большинство пунктов создавались полвека назад. За это время значительная их часть утратила актуальность под воздействием природных сил, некоторые попросту уничтожены, плюс кратно возросла точность геодезических приборов.

По итогам обследования пунктов ГГС планируем и производим наблюдения, создаем спутниковую геодезическую сеть. Она позволяет нам добиться точности 1-2 см в плане и  по высоте в системе координат WGS-84. К сожалению, согласованность исходных пунктов ГГС в местных системах координат как минимум на порядок хуже. Но мы используем алгоритмы, ослабляющие влияние ошибок исходных данных на однородную точность в пространстве объекта, оставаясь в заданных системах координат и высот.

Далее выполняем аэрофотосъемку и воздушное лазерное сканирование. Для этих целей задействуем собственный легкомоторный самолет С-44Ф и беспилотник Геоскан-401. Полученные данные аппаратно обрабатываем и создаём 3D-модель объекта съёмки, цифровые ортофото- и топографические планы.

Имея картографические данные, созданные в едином координатном пространстве, заказчик получает достоверную информацию об объекте: истинный рельеф, точные данные для проектирования строительства, расчета запаса древесины и планирования лесоустроительных работ; возможность четко спроектировать размещение буровых скважин и маршруты движения техники, определить места расположения отвалов пустых пород и многое другое, в зависимости от потребностей.

- Всё больше компаний работают исключительно с БПЛА. Однако для вас дрон не является основным средством при аэрофотосъемке. В чём причина?

- В опыте. Мы работаем в геодезии с 1999 года, выполняли аэрофотосъемку ещё на плёночных фотокамерах, с 2008 года используем аэросъемочный комплекс для воздушного лазерного сканирования (ВЛС) и цифровой аэрофотосъемки (ЦАФС). С воздуха отсняли и отсканировали десятки тысяч квадратных километров различных территорий.

Да, «беспилотник» звучит современно. Но мы в первую очередь исходим из целей проекта и объема работ. Основные ограничивающие факторы применения БПЛА на больших объектах – малое время и высота полета. Лётное время дрона – до 40 минут, самолета – 6 часов. Поэтому для нас выбор очевиден - исходим из объемов выполняемых лётно-съемочных работ, выбирая соответствующее оборудование.

Но порой и беспилотник в выигрыше. Если объект компактный и требуются более детальные данные, БПЛА - оптимальное решение.

- Насколько востребованы сегодня ваши услуги?

- Все наши отделы работают на полную мощность. Мы ведем два крупных газовых проекта с завершением в 2025 году плюс несколько проектов поменьше.

Каждый наш проект уникален. Поэтому в штате группы компаний, насчитывающем более 300 человек, не только геодезисты, геологи и специалисты по аэросъемке, но и экологи, земле- и лесоустроители, IT-отдел. У нас свои грунтовая и агрохимическая лаборатории, обширный парк колесной и гусеничной техники.

Сегодня в России остро стоит вопрос с кадрами, особенно в нашей узкоспециализированной нише. Но благодаря сложившемуся костяку специалистов старой школы и молодым талантам, мы эффективно совмещаем богатый технический опыт с преимуществами современных технологий и уверенно движемся вперед, ежегодно наращивая темпы.

Добавлю в заключение, что все наши реализованные проекты успешно проходят все виды государственных и ведомственных экспертиз, подтверждая высокий уровень качества выполняемых нами работ.

В частности, в августе наш технический отчет с целью проектирования особо опасных объектов для золотоносного карьера, расположенного в Восточной Сибири, получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Для нашей компании это существенное достижение.

Сложность в том, что законодательная база по применению данных ЦАФС и ВЛС находится в стадии формирования. Нормотворчество не успевает за техническим развитием, и до установления четкого государственного регулирования этой сферы могут пройти годы. Контролирующие органы предпочитают традиционные способы, хотя объективно сегодня данные ВЛС и ЦАФС обладают точностью, сопоставимой с наземной, и активно применяются в инженерно-геодезических изысканиях для строительства.

Наши специалисты в течение месяца общались с коллегами из Главгосэкспертизы буквально в режиме 24/7. В итоге нам удалось доказать, что полученные нами данные соответствуют всем необходимым требованиям, и добиться положительного результата.

СПРАВКА:

ООО «АЛАНС» осуществляет комплекс работ по инженерным изысканиям. Группа компаний успешно ведет свою деятельность на территории Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Компания располагает производственными мощностями в Иркутской области (Иркутск, Братск, Тайшет), а также Республике Саха (Якутия) (Ленск).

Этот материал опубликован в сентябрьском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_09_2023_pc.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо