ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Стройка – в погоне за квалифицированными кадрами. А их нет
19.09.2023
Кадры

Стройка – в погоне за квалифицированными кадрами. А их нет

Август и сентябрь – традиционные месяцы для отраслевых дискуссий по самым насущным темам: тут тебе и День строителя, и финалы отраслевых конкурсов профессионального мастерства, и пул тематических конференций – от цифровизации до охраны труда. Но на всех этих мероприятиях и дискуссиях красной нитью шла одна тема: «Кадры. Кадры! Кадры!!!!».

Сегодня для эффективной работы строительному комплексу, по разным оценкам, не хватает от 500 тысяч до 1 млн человек – от рабочих до инженеров и ТИМ-менеджеров. Дефицит рабочих и инженеров всех специальностей стойкий и в последние два года только растет. Обвал рубля привел к тому, что иностранные строители едут работать в Южную Корею, ОАЭ и даже Монголию, низкие (за исключением столиц) зарплаты проектировщиков и инженеров-строителей не могут прельстить молодежь идти на стройплощадки, где, с точки зрения организации труда, ничего не менялось последние 50 лет. Работодатели в погоне за прибылью, объемами и сроками давно перевели работников на 12-часовой рабочий день и экономят на охране труда и бытовых условиях строителей (что-то по этому поводу не слышно голосов ни «борцов за права трудящихся» от КПРФ, ни профсоюзных боссов). Так что особых причин идти на российскую стройку ни у молодежи, ни у иностранцев, ни даже у безработных из глубинки России не наблюдается.

Ученье – свет! А что потом?

Конкурс в архитектурно-строительные вузы в последние годы заметно вырос – и это не мудрено: все-таки здесь, как правило, дают очень достойное образование даже на базе бакалавриата. Кроме того, сейчас практически на всех специальностях студентов обучают работать с цифровыми продуктами и информационными моделями. А очередь из работодателей позволяет выпускникам выбирать компанию по душе. В среднем более 70% выпускников строительных вузов идут работать по специальности. Другое дело, что нет статистики, сколько из них остаются на стройке через 2-3 года – и здесь очень многое зависит от работодателей, от их состоятельности и ответственности.

А вот со средним строительным образованием дело обстоит далеко не так хорошо. Конечно, есть лидеры, где конкурс составляет более 10 человек на место: это колледжи в Великом Новгороде, в подмосковном Королеве, в Москве и еще нескольких городах. Здесь студенты знают, что у них по окончании будет хорошо оплачиваемая работа и возможность дальнейшего поступления в вузы. И те студенты, которые приходят учиться в колледж после 11 класса, могут рассчитывать на такой «учебный путь». Однако на большинство чрезвычайно востребованных рабочих специальностей – каменщика, арматурщика – студентов принимают после 9 класса, и тут Минпросвещения просто подложило «свинью» стройке: с 2023 года сокращен на год срок обучения студентов, поступивших в колледжи после 9 класса. Теперь они должны  освоить программу средней школы и обучиться рабочим строительным специальностям за 1 год 10 месяцев. Качественно сделать это практически нереально, кроме того, довольно часто выпускникам по окончании колледжа еще не исполняется 18 лет, и работодатели их на стройку взять просто не имеют права. Из-за этого интерес к рабочим специальностям у абитуриентов существенно упал. Об этом с тревогой говорила на заседании Комиссии Общественного совета Минстроя России по кадрам директор МЦК – Техникум имени Сергея Королева Ираида Ласкина. Но пока никто никакого выхода из этой ситуации не предложил. Поэтому после колледжей на стройки идет не больше 40% выпускников – к великому негодованию чиновников и «общественности». Не зря же звучат предложения вернуть распределение для «бюджетников», не разрешать увольняться первые три года, привязывать к стройке служебным жильем, кредитами и прочими административными штучками.

Работодатели, кстати, распределение в целом поддерживают – а вот о служебном жилье говорить не торопятся: работники из стран Центральной Азии таких требований не предъявляют, живут, где и как попало, без всяких социальных пакетов. Работодатели просто отвыкли от обязанности создавать работникам нормальные условия для труда и отдыха. И это тоже говорит не в пользу выбора строительной профессии.

Стройка  - не карьерная лестница, а черная дыра

Привлечение иностранных рабочих вообще сыграло злую шутку со стройкой – здесь прервался процесс карьерного роста от строителя до директора или главного инженера компании. И если раньше в той же Москве были программы привлечения рабочих из других регионов России, которые затем вырастали до руководителей, то ни один мигрант не стал начальником. Об этом говорила на Урбан-форуме председатель правления Ассоциация инвесторов Москвы Любовь Цветкова.

Кроме того, сейчас работа на стройках Москвы и других городов очень часто строится по вахтовому методу: из регионов России на стройки Москвы приезжают бригады, которые работают за очень высокие зарплаты и никогда не станут частью коллектива компании. Да и в целом постоянный кадровый состав готовы держать только очень крупные компании, остальным он не по карману. Поэтому поменялась вся система взаимоотношений на стройке – сложившегося коллектива нет, привязанностей нет, «плюшки» в виде ипотеки не работают. Куда, собственно, должны прийти молодые рабочие?

Кроме того, как показало исследование РАНХиГС, молодое поколение 20-25 летних работников, в отличие от старших, уже не намерены «раньше думать о Родине, а потом о себе»: они предъявляют требования к работодателю по организации высокотехнологичного, комфортного и безопасного труда. Их всех интересует профессиональное долголетие и профессиональное здоровье, стабильность и возможность кадрового роста. При этом стройка по производственному травматизму традиционно находится в лидерах: на нее приходится 13% несчастных случаев в целом и 20% происшествий со смертельным исходом. Это явно не совпадает с тем, что хочет видеть от своей будущей профессии молодое поколение.

И если говорить более предметно об охране труда строителей, то весьма знаковое мероприятие прошло 5 сентября в Московской конфедерации промышленников и предпринимателей. На заседании Комитета МКПП (р) под председательством Михаила Викторова был поднят вопрос о причинах роста травматизма и смертей на московских стройках. Председатель профсоюза строителей Москвы Валерий Лаптев привел страшные цифры: в 2023 году на стройках Москвы произошло 60 несчастных случаев, 4 из них – групповые, погибло 32 строителя, еще 35 получили травмы, причем довольно тяжелые. Количество погибших увеличилось почти в три раза! Есть вопиющие случаи, когда строитель из Таджикистана погиб на стройплощадке в первый же день выхода на работу – он упал в вентиляционную шахту. То есть, с одной стороны, нет нормального инструктажа рабочих по технике безопасности, а с другой стороны, неправильно организована сама стройплощадка. И таких случаев – десятки. В лидерах по травматизму – один из крупнейших московских застройщиков, который чуть ли не поездами завозит иностранных рабочих на свои объекты. В такой ситуации молодые – и не только – строители хорошо подумают, нужна ли им такая опасная работа.

Производительность труда? Ах, оставьте!

Для того чтобы выполнить все намеченные в Стратегии развития строительной отрасли показатели, стройкомплексу необходимо привлечь дополнительно 150 тысяч рабочих. Взять их неоткуда, единственный выход – повышать производительность труда. А вот с этим как раз очень большие проблемы.

Если говорить о привлечении иностранных рабочих, то российские стройки, как правило, едет неквалифицированная иностранная рабочая сила. Все попытки НОСТРОя организовать обучение иностранных рабочих «на месте», еще до пересечения границы, пока не увенчались успехом: процесс идет, но очень уж неторопливо. Да и рабочим из Узбекистана или Таджикистана проще, нежели учить русский язык и сдавать экзамены по профквалификации, уехать на стройки в Южную Корею или Эмираты.  А те разнорабочие, которые все-таки приезжают в Россию, явно не смогут обеспечить рост производительности труда. Вот и буксует стройка на уровне 70-х годов прошлого века.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков на Урбан-форуме призвал работодателей активнее использовать средства механизации, современный инструмент и даже роботов. А пока доля ручного, грязного и весьма тяжелого труда на российской стройке очень высока. Но признаемся честно: что выберет работодатель или собственник компании между роботом по вязке арматуры или 30 иностранными рабочими? Купит пять штукатурных станций или наймет пять бригад штукатуров на 3 месяца? Озаботится покупкой современного иностранного инструмента и удобной, комфортной одежды или закажет все это в артели «Честь труду»? Ответ очевиден, не правда ли?

Что уж говорить о такой экзотике, как цифровизация и цифровые продукты на стройке? Пока это внедряется только у 10-15 крупнейших компаний, да и то на уровне инженерного состава и офисов. Прораб с планшетом – выставочный экспонат, экзотика, а не повседневность. И цифровые метки на одежде и касках строителей, которые позволяют отслеживать все передвижения и нарушения в процессе работы, тоже пока появляются только в презентациях. А ведь «цифра» позволяет не просто картинку с видеокамер отсматривать – она на основе собранных данных способна выстроить оптимальную логистическую схему передвижения машин, людей и грузов на стройплощадке, проверить правильность выполнения работ и обустройства площадки с точки зрения безопасности, провести инструктаж сотрудников для выполнения конкретного вида работы. Продукты – есть, технологии – есть. Работодатели пока помалкивают.

И немного о деньгах…

Никто не убедит молодого человека идти на стройку, если в соседнем кафе на доставке заказов он заработает гораздо больше. Да, зарплаты в строительстве существенно выросли, по данным НОСТРОя, почти на 30%. Средняя зарплата в строительных компаниях по Москве составляет около 90 тысяч рублей – не так уж и плохо на первый взгляд. Однако дело в том, что это среднее арифметическое между зарплатой «офиса» и «стройплощадки», а на последней строители получают заметно меньше. А молодым специалистам, выпускникам колледжей на такую зарплату в принципе рассчитывать не приходится.

На фоне массового привоза на стройки мигрантов все острее встает проблема высококвалифицированных рабочих – сварщикам, монтажникам оборудования, электрикам работодатели готовы платить огромные зарплаты – 150-200 тысяч рублей, но их просто катастрофически мало. Об этом в Санкт-Петербурге на конференции «Российский строительный комплекс» говорил директор одной из подрядных компаний, которая специализируется на сварке. Для выполнения заказа они ищут сварщиков по всей стране на те самые 150 тысяч рублей, но найти их практически невозможно: крупные промышленные стройки – АЭС, нефтянка, металлургия – оттянули на себя все кадры, а новых практически не приходит. Казалось бы, отличное направление для выпускников колледжей, - но возвращаемся к самому началу нашей статьи: кто пустит на стройку сварщика моложе 18 лет? Вот и замкнулся круг…

Экономика России растет по многим направлениям, появляются новые производства, услуги и сервисы. При этом работоспособное население страны стремительно сокращается, безработица зафиксирована на уровне 3%. А это означает, что на рынке труда ожесточается конкуренция за сотрудников. И если стройка не сможет предложить достойные условия труда и зарплаты, то работников придется искать уже не в Центральной Азии, а где-то подальше.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в сентябрьском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: http://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_09_2023_pc.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо