Чем будем строить российские дороги?
28 сентября в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Перспективы импортозамещения в дорожно-строительной отрасли».
Провел мероприятие заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов, а участие в нем приняли представители Минпромторга России, Минтранса России, Минстроя России, Департамента градостроительной политики города Москвы, а также государственных корпораций, коммерческих организаций, общественных объединений и НКО.
Как напомнил Константин Долгов, процент импортной дорожно-строительной техники, используемой подрядчиками, традиционно был высок и доходил во многих организациях до 80–90%. Поэтому после ухода из России ряда иностранных компаний поначалу возник дефицит техники, а также сложности в обновлении иностранного ПО.
Но в 2023 г. география стран-производителей несколько изменилась. Теперь происходит процесс замещения продукции из недружественных стран поставками из других государств. Импортная техника все также превалирует в некоторых сегментах дорожно-строительной отрасли, при том, что ее вполне могут производить российские компании. Например, доля импортной продукции среди фронтальных погрузчиков составляет 94%, экскаваторов – 81%, автогрейдеров – 70%, дорожных катков – 65%.
При этом Минпромторгом утверждена дорожная карта по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники на период до 2024 г. Она предусматривает увеличение уровня локализации производства техники и компонентов, а доля отечественной самоходной техники для строительства и обслуживания дорог, зданий и сооружений по сравнению с 2020 г. должна возрасти с 25% до 45% к 2024 г.
Отдельно стоит отметить, что за 7 месяцев 2023 г. импорт строительно-дорожной техники в Россию в денежном выражении достиг 254,1 млрд руб., а в годовом выражении вырос на 66,4%. При этом, по данным «Росспецмаш», в прошлом году отечественные заводы в 2,1 раза нарастили отгрузки экскаваторов, на 42% – фронтальных погрузчиков, на 18% – кранов-манипуляторов, на 12% – автогрейдеров, на 6% – мини-погрузчиков и гусеничных бульдозеров.
Эффект от мер поддержки уже есть: за первое полугодие отечественные производители отгрузили на внутренний рынок на 21% больше продукции в денежном выражении, чем за аналогичный период прошлого года. А общее производство дорожно-строительной техники российскими заводами выросло на 31%. Однако из-за малого объема производства она зачастую дороже иностранных аналогов, да и качество не всегда соответствует необходимым требованиям.
Поэтому, чтобы исключить проблемы с комплектующими, перебои с поставками и частые жалобы на качество сегодняшней импортной техники, необходимо развивать свою компонентную базу. Таким образом удастся повысить количественное выражение потребления отечественной продукции.
В результате доля российской техники в дорожном строительстве уже в следующем году может приблизиться к 50%. Кроме того, госкорпорации во многом уже обеспечивают свои потребности за счет отечественных производителей.
Как рассказал заместитель Министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, принятые в отрасли меры поддержки охватывают весь жизненный цикл – от НИОКР до конечной реализации проектов. Кроме того, Агентством по технологическому развитию реализуется программа, нацеленная на создание собственной компонентной базы – а это приоритет с точки зрения обеспечения технологического суверенитета. Также активно поддерживаются инвестиционные проекты.
В свою очередь заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Ренат Гайнетдинов отметил, что ведомство ведет работу по увеличению объема отечественных дорожно-строительных машин в парке подрядных организаций. Поэтому крайне важно увеличить выделение средств на поддержку НИОКР по созданию отечественной дорожно-строительной техники, не имеющей аналогов в России.
Добровольно-принудительная закупка
По словам Альберта Каримова, строительный рынок растет большими темпами, и отечественные производители за ним не успевают. Поэтому сегодня важно наращивать темпы роста производства – для этого есть и инструменты, и меры государственной поддержки, чтобы в момент импортозамещения отечественные производители заняли свою нишу на рынке.
А чтобы стимулировать внутренний спрос на российскую дорожно-строительную технику, Минпромторг планирует скорректировать механизм госзакупок и прописать обязательную долю закупок отечественной техники для парков крупных компаний. Так, в 2024 г. планируется запуск новой подпрограммы с увеличенной суммой грантов для спецтехники, для чего сейчас активно работает Фонд развития промышленности, выдавая льготные займы, и программа стимулирования спроса с помощью льготного лизинга.
А как считает Константин Долгов, механизм госзакупок в этой сфере обязательно нужно менять в пользу отечественных производителей, иначе скоро не они будут конкурировать друг с другом, а поставщики из дружественных стран. Поэтому Фонд развития промышленности не должен ждать, пока к нему придут, а через свои региональные отделения мониторить ситуацию и производителей, выстраивая цепочки поставок. Так появится реальная поддержка, особенно среднего бизнеса, потому что крупные компании в итоге сами найдут выход на рынок.
Острый дефицит
По данным Минтранса, ведомство ведет активную работу над тем, чтобы парк подрядных организаций пополнялся отечественной техникой. При этом, как рассказал Павел Малахов, по оценке НОСТРОЙ, потребность в дорожно-строительной технике на ближайшие 4 года составляет около 38 тыс. единиц. И если этой техники будет недостаточно, то темпы и объемы дорожного строительства снизятся.
В то же время в Москве готовится карта предприятий промышленности строительных материалов столичного региона в Московском территориальном строительном каталоге (МТСК). По словам начальника отдела в Управлении научно-технического обеспечения развития строительной отрасли Департамента градостроительной политики города Москвы Светланы Марченковой, в перечень дефицитных импортных строительных ресурсов попали дорожно-строительная техника и строительные инструменты. А с помощью МТСК можно повысить эффективность логических цепочек и выявить дефицитные стройматериалы.
И в этой связи предложение Рената Гайнетдинова от лица Минтранса РФ допускать к ремонту федеральных дорог только компании, имеющие в своем парке отечественную технику, идет несколько в разрез с озвученными цифрами и запланированными показателями. По его словам, сегодня процент присутствия отечественной техники в парке подрядчика не снижает доступ к федеральным заказам на дорогах. При этом переход будет плавным и продлится с 2025 по 2028 гг., в результате доля отечественной техники должна составить 60%.
К слову, это предложение поддержал Константин Долгов, отметив, что изначально речи о полном импортозамещении в сфере спецтехники не шло.
Спорные меры
Чтобы выполнить стоящие задачи по объемам строительства и обеспечить бесперебойное выполнение дорожно-строительных работ, Павел Малахов озвучил ряд разработанных НОСТРОЙ мер.
В первую очередь необходимо учесть вопрос, связанный с Техническим регламентом о ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», который сегодня согласовывается «на полях» Евразийской комиссии и откроет российский рынок для стран Евразийского экономического союза.
Второй мерой может служить льготный ввоз бывшей в употреблении техники, который позволит не снижать объемы строительства. Это связано с тем, что сегодня 98% техники, находящейся в эксплуатации у строителей, – импортного производства. Она требует обслуживания, и одномоментно заменить ее на отечественную невозможно. Поэтому решение позволит поддерживать этот банк.
Третья мера связана с Каталогом импортазамещения, который ведет НОСТРОЙ совместно с Минстроем и Минпромторгом. Сегодня этот Каталог реализуется в Реестр добросовестных производителей и поставщиков. И Павел Малахов предложил рекомендовать всем отечественным производителям дорожно-строительной техники войти в этот Реестр, чтобы популяризировать продукцию и заявить о себе. Причем на сегодняшний день Реестр стал самым популярным бесплатным сервисом для отечественных производителей, на площадке которого они сообщают о своей продукции, способной заменить импортную.
Константин Долгов согласился с позицией НОСТРОЙ в части обеспокоенности бесперебойной работы действующей дорожно-строительной техники. Несомненно, импортозамещение – это поступательный процесс, но есть критически важные позиции, по которым пока либо нет аналогов, либо их существует недостаточное количество. И временной мерой поддержки в этом случае может выступать параллельный импорт. Поэтому сейчас полностью от использования импортной техники отказаться невозможно. И именно на критически важных позициях – как техники, так и материалов – сконцентрированы усилия государства. В то же время Совет Федерации категорически не поддерживает льготный ввоз подержанной импортной техники.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации, нацеленные на дальнейшее активное развитие отрасли.
Галина Крупен
Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_10_2023_pc.pdf