ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Современные дороги – это не только асфальт, но и инфраструктура
28.11.2023
Транспортное строительство

Современные дороги – это не только асфальт, но и инфраструктура

Дороги должны быть не просто доступными и комфортными для жителей каждого населенного пункта, а также клиентоцентричными. К сожалению, пока из 1,5 млн км российских дорог далеко не все отвечают этим требованиям.

В Грозном прошел первый Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства «Дорога 2023». Крупнейшее отраслевое событие объединило на одной площадке представителей органов власти, научного и бизнес-сообщества, ведущих экспертов дорожного хозяйства и студентов профильных учебных заведений.

Как подчеркнул заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, автомобильная дорога должна рассматриваться в первую очередь как услуга, которая предоставляется населению. Поэтому очень важно уделять внимание их качеству: состоянию дорожного полотна, обустройству, обеспечению безопасности движения, чтобы дороги были доступными и комфортными для жителей каждого населенного пункта.

При этом важна совместная работа дорожников и населения как, например, в Чеченской Республике: народные контролеры регулярно выезжают на объекты и вносят свои предложения по ремонту дорог.

В то же время при реализации дорожных программ в первую очередь должны учитываться потребности жителей – клиентоцентричность, в рамках которой обращается внимание на маршруты, ведущие к социально значимым учреждениям.

Как отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, переход на эту концепцию – это приоритет для всей отрасли, а также фундамент для эффективного и комфортного взаимодействия человека с государством.

При этом необходимо понимать, что в фокусе внимания не только внешний клиент – граждане, представители организаций и бизнеса, но и внутренний – непосредственно сотрудники Росавтодора и подведомственных ему учреждений. Чем грамотнее выстроен процесс взаимодействия и с теми, и с другими, тем более качественным будет результат работы всего ведомства.

Повышение качества жизни и уровня доверия граждан, простое и быстрое решение их проблем, проактивное информирование о новых возможностях, в том числе за счет грамотной организации и проведения дорожных работ, правильного планирования их в разгар туристического сезона, развития сельских дорог и доступной среды для маломобильных групп населения, создания сети объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон вдоль автомобильных дорог, внедрения трендов по охране окружающей среды – все это и есть суть клиентоцентричного подхода.

Основной акцент при планировании дорожных работ в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» делается на приведение в нормативное состояние трасс, ведущих к социально значимым объектам. А отремонтированные небольшие участки дорог и городских улиц, по которым люди ежедневно ездят из дома на работу или учебу, существенно повышают качество жизни населения.

Так, за 4 года реализации нацпроекта в нормативное состояние привели более 1,9 тыс. дорог, ведущих к медицинским учреждениям, более 3,2 тыс. участков вблизи школ и детских садов, а также около 1,2 тыс. объектов, ведущих к достопримечательностям.

Также в 2023 г. в регионах-участниках нацпроекта планируют привести к нормативам свыше 360 дорожных объектов, входящих в состав туристических маршрутов. Это в общей сложности более 2,2 тыс. км.

В то же время клиентоцентричность – это и безопасность дорожного движения.

Так, за 6 лет проезд по российским дорогам стал не только быстрее и комфортнее, но при этом и безопаснее. За эти годы удалось снизить показатель смертности на 5 тыс. человек – до 14 тыс. в 2022 г.

Не просто асфальт

Как заметил первый заместитель министра транспорта РФ Андрей Костюк, качественные дороги сегодня перестали ассоциироваться исключительно с ровным покрытием. Теперь это комплексная технологическая среда со своей современной и многофункциональной инфраструктурой, а также высоким уровнем сервиса.

Так, только на федеральной сети находится более 14 тыс. объектов дорожного сервиса. При этом необходимо еще больше обеспечить условия для качественного отдыха в пути для сокращения числа ДТП.

В свою очередь председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко обратил внимание, что сейчас дорожники не только строят мосты и магистрали, но и готовят полноценную инфраструктурную услугу для пользователей. И удовлетворенность этой услугой зависит, в том числе от того, насколько чутко отрасль способна воспринимать обратную связь от водителей или перевозчиков.

Сегодня наступило то время, когда при сдаче новых объектов обязательно должны вводиться современные площадки отдыха, удобные АЗС со стабильной мобильной и интернет-связью, магазины, комнаты матери и ребенка, аптеки и т.д. Сейчас на дорогах ГК «Автодор» эксплуатируется 58 многофункциональных зон, но уже до конца года будет 96 таких центров.

По данным переписи населения, которая проводилась в 2021 г., на территории России начитывается 155,5 тыс. населенных пунктов и 99% из них – сельские населенные пункты. Поэтому одна из основных задач государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» – обеспечить комфортную среду для жителей малых городов и сельских территорий. В первую очередь это касается развития инфраструктуры, в том числе и автомобильных дорог.

К примеру, по данным заместителя председателя Правительства – министра автомобильных дорог Чеченской Республики Абубакара Тумхаджиева, общая протяженность дорог в границах республики – почти 13 тыс. км, причем более 9 тыс. км – это местные дороги. При этом на региональных трассах из более чем 3 тыс. км только 59% имеют асфальтобетонное покрытие. В то же время, если в 2020 г. по дорожному нацпроекту только 48,5% автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения соответствовали нормативу, то в 2023 г. показатель достиг 76,9%.

Также определяющее значение для дорожно-транспортного комплекса имеет планомерно проводимая регуляторная политика. В частности, за последние 2 года было разработано 10 законопроектов, 145 актов Правительства РФ, в том числе в отношении МФЗ, применения новых стандартов и технологий в отрасли, совершенствования отечественной дорожно-строительной техники, а также подготовки квалифицированных кадров.

А в рамках реализации плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Росавтодора утвержден ряд нормативных и методических документов, которые устанавливают требования к охране окружающей среды, а также рекомендации по проведению экологических изысканий, учитывающих возможность применения вторичных ресурсов и сырья взамен традиционных материалов природного происхождения.

Кадровый вопрос 

Не обошли стороной и кадровый вопрос. Как рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников, Росавтодор уделяет особое внимание вопросам образования. За последние 2 года была разработана и утверждена Концепция развития дорожного образования до 2035 г., открыта Академия дорожного хозяйства в составе РУТ (МИИТ), подписаны соответствующие соглашения с ведущими вузами страны.

Есть и положительный пример технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова в части интеграции специалистов со средним профессиональным образованием в дальнейший процесс получения высшего образования.

Как рассказал ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов, основной источник проектных идей – это индустриальные партнеры, которые формулируют свой запрос в виде заявки на разработку. Причем заявка содержит не техническое задание, а описание проблемной ситуации, которую студентам предлагается решить любым подходящим способом. Это связано с тем, что проект не может существовать в отрыве от реальности: каждая команда привлекает экспертов из бизнеса и отраслевых организаций для оценки своего решения и получения обратной связи.

В то же время, по данным ФАУ «РОСДОРНИИ», к 2029 г. дефицит специалистов с высшим образованием в отрасли составит около 29 тыс. человек по стране. Одна только Москва заявляет о потребности около 3 тыс. специалистов дорожного хозяйства ежегодно.

Вариантом ликвидации нехватки кадров в транспортной отрасли могло бы стать обеспечение прямого перехода специалиста из вуза на предприятие. Для этого необходимо делать акцент на более тесном взаимодействии профильных учебных заведений с работодателями, проводить конференции по итогам производственной практики, развивать научно-исследовательские проекты. А процесс формирования востребованных специалистов для дорожного хозяйства должен начинаться уже в старших классах школы.

По итогам дискуссии было принято решение о том, что представители всех заинтересованных образовательных организаций смогут принять участие в заседаниях Отраслевого учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства, созданного на базе РУТ (МИИТ) для дальнейшей координации совместных усилий и объединения интеллектуальных, инфраструктурных и информационных ресурсов с целью формирования национальной системы профессионального образования в области дорожного хозяйства.

Стоит подытожить

По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2022 г., 52% респондентов удовлетворены качеством и доступностью автомобильных дорог, а также отмечают улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры.

Как отметил помощник Президента РФ Игорь Левитин, теперь российские автомобильные дороги – это полноценная услуга, которая включает в себя безопасное движение, объекты придорожного сервиса, интеллектуальные транспортные системы, цифровые сервисы, элементы дорожного обустройства и разумный скоростной режим. При этом автомобилистам должно быть одинаково комфортно совершить поездку в пределах своего населенного пункта и отправиться в многодневное путешествие по стране. Для этого требуется провести большую работу, которая подразумевает тщательную подготовку и кооперацию усилий многих ведомств, организаций и общественности.

А Игорь Костюченко резюмировал, что чем больше дорожники информируют людей о результатах дорожного строительства и ремонта, чем чаще вовлекают граждан в процесс развития дорожного хозяйства, чем открытее и прозрачнее эта деятельность – тем выше удовлетворенность граждан качеством и доступностью дорог.

Также на Всероссийском съезде был дан старт движению по двум дорожным объектам. Роман Новиков открыл движение по мосту через левый рукав Северной Двины в Архангельской области и участку строительства Вознесенского тракта от улицы Гвардейской до проспекта Победы в Советском районе Казани в Республике Татарстан.

Кроме того, в рамках Съезда были подписаны меморандум и соглашение в целях развития дорожного образования. В частности, меморандум о сотрудничестве между Российским университетом транспорта (МИИТ) и Грозненским государственным нефтяным техническим университетом им. академика М.Д. Миллионщикова, а также соглашение о сотрудничестве между Российским университетом транспорта (МИИТ) и компанией «ЛЛК-Интернешнл». 

По материалам Росавтодора

Фото: Росавтодор

Этот материал опубликован в ноябрьском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке :https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_11_2023_pc.pdf

Галина Крупен
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо