ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
ИИ уже здесь – наступает нейроархитектура!
06.12.2023
Архитектура и проектирование

ИИ уже здесь – наступает нейроархитектура!

Архитектура – это высокая наука и искусство. Однако, как выясняется, она с одной стороны лечит, а с другой – калечит. Чтобы не допустить этого, в игру вступают нейронауки.

7 ноября в рамках фестиваля «Открытый город» в пространстве HSE CREATIVE HUB состоялась дискуссия о нейроархитектуре. Модератором мероприятия выступила главный редактор медиа «Проект Россия» Юлия Шишалова.

На самом деле, дискуссия, хотя она прошла и в весьма ограниченном пространстве, затрагивает один из самых важных вопросов: есть ли в архитектуре и в деятельности архитектора место искусственному интеллекту и новым наукам, которые позволяют совершенно по-новому взглянуть на то, в каких городах, домах и стране в целом архитекторы предлагают нам жить. Можно, конечно, панически бояться ИИ и стараться выжечь его каленым железом из студенческих работ и аудиторий – но с тем же успехом 25 лет назад «ветераны архитектурного труда» боролись с компьютерами и переходом проектирования с кульмана в «цифру». А можно постараться понять и принять новое как этап в развитии одной из самых древних наук человечества.

Сегодня очень часто говорится про нейронные связи и сети, но толком никто не знает, что это и как их правильно использовать. Информационная перегрузка, повышенное внимание к психологическому здоровью и динамично меняющиеся общественные процессы зависят не только от индивидуальных качеств личности. При этом выяснилось, что городская среда и здания, в которых мы обитаем, могут способствовать формированию новых нейронных связей – иными словами помогают нам получать новые эмоции – как положительные, так и отрицательные.

Так, даже в Москве, где постоянно улучшается абсолютно все, говорят о том, как было бы хорошо с точки зрения психологии или биологии понять создаваемую комфортную среду – точно ли она комфортная, и как относятся жители к новым строящимся жилым районам.

Как рассказал профессор Высшей школы бизнеса, академический директор Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Василий Ключарев, нейронаука – это большая наука о том, как работает мозг, как он воспринимает информацию, как она попадает на сетчатку глаза, обрабатывается, вызывает реакцию, осмысливается и вызывает движение. А попутно возникает сознание. Чтобы изучить нейронауку, потребуется огромное количество времени. Но в целом человек – это активность мозга, и все переживания и восприятие информации сводится именно к этому.

Сегодня сложилась некая «нейромания» – всем настолько интересно, что происходит в мозге человека, что проводятся различные исследования на эту тему.

Существует нейробиология, которая в классическом виде используется для лечения различных заболеваний, контроля эмоций. Но есть и неожиданное применение науки – это нейроархитектура.

Есть и нейромаркетинг – он затрагивает все, что касается цвета, осязания, обоняния – в совокупности это все взаимодействует при посещении зданий, различных объектов и влияет на эмоции потребителя.

Нейроэкономика описывает то, как человек принимает решения, например, что влияет на принятие решения при аренде или покупке квартиры, переезде в другой город.

И все это имеет непосредственное отношение к архитектуре и городской среде. Утверждается, что если человек видит вокруг себя красоту, он сам становится добрее, умнее и талантливее. Но пока научно это не доказано, как и то, что конкретно он должен видеть. Поэтому в данный момент происходят исследования, как на мозг человека влияет городская среда.

Настало время нейроархитектуры

В свою очередь архитектор бюро АБ-РИД, доцент МАРХИ, член Союза московских архитекторов Милан Стаменкович отметил, что настал тот час понять, зачем архитекторам нейронауки, потому что к этому есть большой интерес со стороны и специалистов, и простых граждан. Да и к тому же архитекторы зачастую находятся в состоянии «себе на уме» – у них есть своя концепция, которая не всегда про город, а про свою идею. Поэтому нейроархитектура поможет адекватно оценить такие задумки.

Стоит отметить, что коренные горожане эмоционально по-другому привязаны к городу и хотят по-другому развивать городскую среду, чем те, кто приехал в город из сельской местности. Это объясняет теория нейробиологии о привязанности и любви к той среде, в которой человек родился – цвету, местности, рельефу и культуре.

В то же время огромное количество исследований показывает, что то, что красиво в понимании архитектора, совершенно не отражает потребности человека и его положительные эмоции. Поэтому и появилась необходимость измерить желания потребителей.

Но и здесь есть нюансы.

Как заметил руководитель направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борис Бернаскони, к примеру, советские люди думали одно, говорили другое, а делали третье – и это было измерить невозможно. Поэтому сейчас актуален вопрос, какие должны быть метрики измерения, и возможно ли это сделать в принципе.

Для кого это создано?

Как рассказал Василий Ключарев, в мозге человека есть система, отвечающая за то, что ему нравится. Она даже может изменять опасное в сторону привлекательного. При этом при сравнении мозга архитектора и обычного человека выяснилось, что они воспринимают красоту совершенно по-разному. Но самое главное при исследовании – это вычленить то, что не принесет человеку вред.

К примеру, так модные сегодня созданные в абстрактной форме здания вызывают припадки у больных шизофренией. И встает вопрос – для кого это сделано? Это здание может быть «крутым» с точки зрения архитектора, но совершенно не пригодным для проживания пожилого человека с деменцией. Оно может возбуждать фантазию и творческие способности, но не быть пригодным для ребенка с определенными психическими расстройствами. И получается, что такие здания получают призы на различных архитектурных соревнованиях, но наносят психологические травмы людям. А таких групп населения насчитывается до 10%.

С другой стороны, архитектор часто делает то, что просит заказчик – то, что тот сможет продать. Поэтому нужно искать некую «золотую середину», чтобы архитектура стимулировала мозговую активность и была комфортной для всех групп пользователей.

В свою очередь Борис Бернаскони заметил, что есть авторская архитектура и архитектура широкого пользования – но не понятно, где проводить между ними черту. Конечно, архитектура должна позволять выходить из зоны комфорта. Вопрос, в какую сторону.

Так, типовая, тиражная, машинная архитектура советского времени гораздо лучше сегодняшней авторской – в ней есть нечто живое, ориентация на человека – дом, двор, подъезд, дорога рядом. Это измеренные вещи с точки зрения человека, то, что ему нужно и то, что сегодня могла бы повторить нейронная сеть. Она может сказать, что полезно, а что нет. И это нужно использовать.

В то же время авторская архитектура может создавать современные миры, а нейросеть – лишь повторять предыдущий опыт, анализировать его и на основе метрики выделять те или иные преимущества под конкретную аудиторию.

Современная архитектура, о которой сегодня все говорят, под силу только крупному и развитому государству. И именно такую архитектуру в свое время воспроизвел Советский Союз. Но создать целый город, который понравится всем – в принципе невозможно.

Что касается создания терапевтических пространств – здесь архитекторы могут использовать нейроинструменты для воплощения в жизнь идей, которые будут лечить людей на психологическом уровне при различных заболеваниях. В этом случае вступают в игру общие свободные пространства, мягкие перила, высокие потолки, приятные и располагающие к себе цвета, тактильные элементы декора, звуки и запахи. Вместе эти элементы возбуждают эмоции, манипулируют ими и лечат. Это было использовано в СССР, и это нужно использовать в городской архитектуре сегодня.

Например, в США на законодательном уровне закреплено отчисление 1% от стоимости здания в городе на искусство. В СССР это воплощалось в создании мозаик, панно и прочих декоративных элементов, влияющих на эмоции горожан – и эту практику необходимо возрождать.

В целом нейробиология – это возможность архитекторов заглянуть в будущее уже сегодня и создать совершенно иную актуальную и здоровую городскую среду.

Галина Крупен

Этот материал опубликован в ноябрьском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке :https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_11_2023_pc.pdf

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо