Независимая оценка квалификации: от суперзнаний до шпаргалки в калькуляторе
Напомним, что предыдущая конференция по аналогичной тематике состоялась в конце августа 2023 г., и на ней были показаны не только успехи развития системы независимой оценки квалификации (НОК), но и уловки, к которым прибегают некоторые центры оценки квалификации (ЦОК), чтобы гарантированно и за немалую дополнительную плату обеспечить своим «клиентам» прохождение НОК. И хотя организаторы наглядно, в видеоролике показали, что любой экзамен отсматривается, и факты списывания или внешнего управления сдачей экзамена обязательно будут замечены, желающих проверить, так ли это, пока не уменьшается. И грешат этим не только строители, но и архитекторы, проектировщики и изыскатели.
В конференции приняли участие представители ЦОКов и СРО многих регионов России – от Юга до Дальнего Востока, а в качестве «рулевых» и идеологов НОК выступили президент НОСРОЙ Антон Глушков, президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Николай Алексеенко и вице-президенты НОСТРОЙ Александр Ишин, Антон Мороз и Аркадий Чернецкий.
Открывая конференцию, Антон Глушков обратил внимание собравшихся на тот факт, что сегодня в Национальном реестре специалистов строительной отрасли (НРС) содержатся сведения почти о 270 тысячах специалистов, которым необходимо будет пройти независимую оценку квалификации. Очевидно, что этот процесс растянется на несколько лет в зависимости от окончания срока действия удостоверения о повышении квалификации, но тем не менее, около 70-80 тысяч специалистов должны сдать НОК в ближайшее время. Однако, памятуя о сжатых сроках, в которые на первом этапе формировался НРС (2017-2018 годы), в него вошли самые разнообразные специалисты, часть из которых сейчас превратилась в «мертвые души». По самой первой прикидке уже выявлено не менее 500 таких человек, которые должны были сдать НОК в 2023 году, но не проявились, не сдали и на предупреждения НОСТРОЙ не отреагировали. И если в 2023 году НОСТРОЙ таких специалистов из НРС не исключал, то с 1 января 2024 года эта процедура будет запущена. Так что НРС постепенно будет вычищен от тех, кто попал туда случайно или кому членство больше не нужно – в силу разных причин.
Очевидно, что у компаний, где будет меньше 2 специалистов, состоящих в НРС, начнутся трудности – они не смогут состоять в СРО и не могут получать госзаказы (об этом мало кто помнит и думает). Самая большая трудность состоит в том, что пока НРС и Реестр членов СРО не взаимоувязаны, и поэтому НОСТРОЙ не может направить в СРО информацию, что специалисты именно их компаний находятся под угрозой исключения из НРС. Так что СРО должны активно включиться в информирование своих членов и проверку актуальности информации о включенных в НРС специалистах. А то отток компаний из СРО может поставить под угрозу и их статус.
Где и как сдать НОК?
Еще один крайне важный вопрос – организация самой процедуры сдачи экзамена по независимой оценке квалификации. СПК в строительстве при поддержке НОСТРОЙ удалось создать систему ЦОКов по всей стране, и сейчас практически любой желающий может сдать экзамен в своем или соседнем регионе. Сегодня полномочиями по проведению НОК по профессиональному стандарту «Специалист по организации строительства» наделены 64 центра оценки квалификации (ЦОК), 137 экзаменационных центров (ЭЦ) в 74 регионах страны и 1 ЭЦ в Белоруссии. Всего на данный момент подано более 96 тысяч заявок на прохождение экзамена, из них свыше 80 тысяч соискателей уже прошли профессиональный экзамен в рамках НОК, в том числе более 66 тысяч подтвердили свою квалификацию (84%) – это очень хороший процент сдачи, и за год он увеличился почти на 15%.
Постоянно актуализируются и оценочные средства для проведения экзамена – первые 500 вопросов уже стали практически общеизвестны, так что СПК актуализировал оценочные средства, добавив 300 новых вопросов и убрав 200 устаревших, неактуальных или некорректных. Таким образом, количество вопросов выросло до 600, 50 из них случайной выборкой достанутся соискателю на экзамене. Кстати, сразу стоит предупредить тех, кто при подготовке к НОК пользуется услугами посредников, обещающих за солидные деньги раскрыть все вопросы «от автора вопросов». Тесты – плод коллективного труда многих специалистов и институтов, у них нет единого автора, так что такая «заманушка» - чистой воды мошенничество и попытка заработать деньги на доверчивости или лени соискателей.
В последующем оценочные средства будут изменяться в сторону большей предметности и ориентира на практику. Кроме того, по мнению руководителя СРО «ГЛАВКУЗБАССТРОЙ» Ирины Кузевановой, нужно уходить от вопросов на запоминание номера и даты принятия документов: такие вопросы не несут никакой практической нагрузки и только засоряют тесты и мозг. Специалист должен знать содержание документов и понимать, где он может найти актуальную информацию, а не зубрить реквизиты.
Еще один вопрос, который волнует и ЦОКи, и строителей, - будет ли введена специализация при прохождении НОК – ведь сегодня и дорожники, и лифтовики и гражданские строители отвечают на одни и те же вопросы из одной общей базы. По мнению Ирины Кузевановой, нужно определить довольно широкие отраслевые ниши, и предлагать часть вопросов на экзамене сдавать именно в рамках специализации. Очевидно, что сейчас НОК функционирует в рамках ГрК, но вопрос отраслевой направленности имеет право на жизнь.
Стоит отметить, что специалисты со стажем от 5 лет, которые теперь могут быть включены в НРС после сдачи экзамена по НОК, как правило, сдают экзамен очень хорошо и с первой попытки – еще свежи знания из института и рутина не затянула молодой мозг. А вот для ряда специалистов, которым нужно проходить НОК для подтверждения членства в НРС, даже само компьютерное тестирование представляет проблему, настолько возрастными оказываются эти организаторы строительства. Так что, по предложению представителя одной из СРО, имеет смысл сначала таких специалистов обучить элементарным навыкам работы за компьютером и прохождения тестов, а уж затем заводить на экзамен.
При этом, как сообщил Антон Глушков, в ближайшее время нагрузка на ЦОКи может существенно вырасти – сейчас в Минстрое принято решение о том, что все эксперты и специалисты стройконтроля подведомственных ему организаций будут проходить аттестацию 1 раз в два года, а не в пять лет, как сейчас. И дебатируется вопрос, не нужно ли и НОК перевести на 2-летний цикл. В конце концов, высокий профессиональный уровень специалистов – это залог безопасного и качественного строительства. Николай Алексеенко эту инициативу поддержал, а вот у присутствовавших в зале это заявление вызвало оторопь и шок. И сейчас-то с трудом удается подтолкнуть специалистов к экзамену, а в случае 2-летнего периода сдачи НОК очень многие просто не захотят его сдавать, пусть и с потерей должности или части зарплаты. Даже врачи проходят аттестацию 1 раз в пять лет, звучало из зала, - зачем же строителей заставлять делать это гораздо чаще? В общем, инициатива эта весьма и весьма неоднозначная.
В целом же, по словам Александра Ишина, к необходимости сдачи НОК строители привыкли, и поэтому всерьез готовятся к экзамену и достаточно успешно его сдают. Правда, не все. Кому-то, как всегда, хочется найти «дырку в заборе».
Осторожно! «Дырка в заборе» забивается!
Еще летом участникам конференции показали видеоролик, смонтированный с видеодорожек камер, установленных в ЦОКах и ЭЦ: там были видны и шпаргалки, и использование мобильного телефона, и внешнее управление сдачей экзамена, когда соискатель делает вид, что шевелит мышкой, а на экране все «сдается само». Уже тогда Александр Ишин предупредил, что прохождение каждого экзамена перед утверждением его результатов отсматривается специалистами СПК, и все нарушения видны и выявляются. Однако желающие смухлевать не перевелись, и на нынешней конференции был представлен второй ролик, где более четко показали и факты нарушения процедуры НОК, и самих нарушителей – начиная от экспертов, которые закрывают своим телом списывающего соискателя, и заканчивая вполне взрослыми и по виду неглупыми мужчинами, которые любыми путями хотят списать ответы или заплатили за откровенную фальсификацию результатов. Мужчины прячут шпаргалки в носовые платки и очешники, в сигаретные пачки и под дно калькулятора, пишут какие-то формулы на руках и закрывают их рукавами рубашек (почему-то дамы на списывании не попались – а то было бы развлечение членам СПК отсматривать шпаргалки под мини-юбкой). В общем, демонстрируют хитрость и смекалку гораздо большую, чем нужно для сдачи экзамена по НОК.
На самом деле, это только на первый взгляд выглядит смешно, а потом становится страшно и противно: ведь по факту все эти 40-50-60 летние мужчины по факту отвечают за безопасность строящихся объектов, подписывают главные документы стройки, несут ответственность за то, что дом не завалится на головы его жильцов – и при этом откровенно лгут, мошенничают и покупают результаты главного профессионального экзамена. Что же тогда они вводят в эксплуатацию, и с каким качеством?
Увы, ЦОКи потакают таким обманщикам: уже 21 ЦОК (30%) получили предупреждения о недопустимости нарушений (то есть экспертов и соискателей «застукали» за нарушениями), из них шесть вместе с семью экзаменационными центрами лишились аккредитации, а результаты десятков экзаменов были аннулированы. Все желающие могут найти список этих ЦОКов в протоколах заседания СПК по строительству. А Анвар Шамузафаров рассказал уже и о судебном иске к СПК архитекторов, который аннулировал результат экзамена такого нарушителя. Суд принял сторону ответчика и указал, что такие решения находятся вне ведения суда и являются внутренним делом профессионального сообщества.
Кстати говоря, массированная реклама посредников с услугами по подготовке и прохождению НОК привела к тому, что НОСТРОЙ, НОПРИЗ и депутаты Госдумы провели так называемые контрольные закупки, по фактам которых и рассматривались более пристально экзамены в ряде ЦОКов. И в целом, как рассказал Антон Глушков, НОСТРОЙ сейчас разрабатывает новые механизмы блокировки недобросовестных действий пользователей платформы, что позволит, в том числе резко сократить возможность управления экзаменом извне.
И последнее: очевидно, что большинство нарушений на экзаменах невозможно без активного или пассивного участия экспертов – членов экзаменационных комиссий. Именно они закрывают собой камеры, проносят шпаргалки, выдают правильные ответы на вопросы. Довольно часто на экзамене вместо 3 положенных по закону экспертов присутствуют 1 или 2 – это причина для аннулирования результатов экзаменов. Именно поэтому не возымели действия просьбы от представителей ЦОКов и СРО разрешить части экспертов не лично быть на экзамене, а удаленно. Закон установил единые правила для всех ЦОКов, вне зависимости от отрасли, и их нужно выполнять. Именно поэтому все эксперты должны работать в ЦОКе по основному месту работы, а не по совместительству, своевременно приезжать на экзамен в необходимом количестве и вести себя соответственно.
Подводя итоги конференции, Антон Глушков подчеркнул, что перед строительной отраслью очень остро стоит вопрос повышения производительности труда. На фоне глобального дефицита кадров в стране экстенсивный путь развития отрасли исключается – нужно строить запланированные объекты тем количеством сотрудников, которые есть в наличии. Именно поэтому НОК как элемент повышения профессионального уровня специалистов способна повлиять и на рост производительности труда. Поэтому альтернативы НОК нет – все специалисты должны это понять, начать реально учиться и получать знания, чтобы успевать за быстро меняющимися требованиями и технологиями.
Лариса Поршнева
Фото: НОСТРОЙ
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_12_2023_pc.pdf