Михаил Викторов привел к победе Николая Кутьина
VIII Съезд Национального объединения строителей ознаменовался избранием нового президента, отсутствием дискуссий по основополагающим вопросам деятельности НОСТРОя, а также «щелчком по носу» Правительству России и влиятельной общественной организации «Деловая Россия», который обеспечил уходящий президент НОСТРОя Ефим Басин, отклонив под надуманным предлогом кандидатуру представителя Правительства России в Совет НОСТРОя. Но обо всем по порядку.
25 апреля на Съезд НОСТРОя зарегистрировался 251 делегат из 273 с правом решающего голоса. Таким образом, все опасения о низкой явке оказались преждевременными, и Съезд имел право работать и принимать любые решения. А вопросов в повестку дня набралось много: от довыборов членов Совета и выборов президента НОСТРОя до отчетов президента Ефима Басина, председателя Ревизионной комиссии Ирины Кузьмы и руководителя Аппарата НОСТРОя Ильи Пономарева. И с самого первого вопроса начались конфликты и неприятности.
НОСТРОЙ дважды отверг мнение Правительства России
Национальное объединение строителей остро нуждается в том, чтобы его мнение слышали и поддерживали в Правительстве России и в профильных министерствах. Но, мечтая об этом, НОСТРОЙ делает шаги, которые могут привести к прямо противоположному результату.
Так, на съезде его участники при непосредственном и активном давлении уходящего президента НОСТРОя отвергли кандидатуру представителя Правительства в Совете НОСТРОя под откровенно надуманным предлогом. И все дело, как представляется, в личной неприязни Ефима Басина, поскольку в Совет НОСТРОя от правительства России был выдвинут первый руководитель Аппарата НОСТРОя, а сейчас — советник «Деловой России» Михаил Викторов.
Ефим Басин с подачи юристов Аппарата НОСТРОя заявил, что Михаил Викторов не может занимать в Совете место одного из независимых членов и представлять Правительство России, поскольку является членом коллегиального органа одной из СРО и поэтому «не может быть независимым». И поэтому кандидатура Викторова не принимается.
Заметим, что НИГДЕ, ни в одном из документов НОСТРОя нет никаких требований к независимым кандидатам от федеральных органов власти. Правительство, Федеральное собрание и Минстрой решают сами, кого направить на выделенную им квоту, и НОСТРОЙ не вправе отвергать или обсуждать эти кандидатуры. Так было всегда, начиная с первого съезда НОСТРОя. Более того, два года назад, когда от ГосДумы, но не от профильного комитета, был выдвинут представитель Виталий Южилин и против этого выступила тогдашний председатель Ревизионной комиссии Любовь Аристова, тот же Ефим Басин убедил всех, что НОСТРОЙ не имеет права не принимать выдвинутую на квоту кандидатуру. Но все изменилось, как только таким представителем стал Михаил Викторов.
Таким образом, введя в заблуждение делегатов Съезда, которые, видимо, довольно плохо знают регламентирующие документы собственного Нацобъединения, Ефим Басин создал ситуацию, в которой НОСТРОЙ отверг мнение Правительства России.
Кстати говоря, делегаты, голосуя, и не понимали, какой жест в сторону Правительства России они делают — они просто поверили всему, что говорил действующий на тот момент президент НОСТРОя. И только несколько часов спустя на вопрос: «А вы поняли, что сейчас своим голосованием вы показали Правительству России и Дмитрию Козаку, что их мнение для НОСТРОя — ничто?», до делегатов Съезда начала доходить абсурдность их поступка.
Уже в самом конце Съезда, будучи избранным президентом НОСТРОя, Николай Кутьин постарался вернуть ситуацию в разумное русло, напомнив, что кандидатура Михаила Викторова — это поручение Дмитрия Козака от имени Правительства, а мнение Правительства России отвергать нельзя. Однако Ефим Басин не позволил Николаю Кутьину и съезду вернуться к этому вопросу и тем самым дважды заставил НОСТРОЙ отвергнуть предложение Правительства.
Конечно, Нацобъединение как некоммерческая организация вправе вести себя так, как считает нужным, и не слишком заботиться о том, что думает о нем Правительство. Но как-то сложно представить, чтобы на съезде РСПП или на общем собрании акционеров Газпрома участники этих мероприятий отвергали представителей Правительства. Но, видимо, у НОСТРОя — своя особенная гордость. Остается только посмотреть, как отреагирует на такой демарш Правительство, но вряд ли Дмитрию Козаку понравится, что с его предложением обошлись так бесцеремонно.
Победа Кутьина — заслуга Викторова
Вторая, и главная интрига Съезда НОСТРОя — кто будет новым президентом Нацобъединения — фактически разрешилась в тот момент, когда Михаил Викторов снял свою кандидатуру с выборной гонки.
Нужно сказать, что на Съезде были представлены два варианта возможного развития событий: либо ни один из кандидатов не набирает 137 голосов, и президентом до октября остается Ефим Басин, либо Съезд выбирает нового президента — либо Николая Кутьина, либо Михаила Викторова. На реализацию первой версии работала некоторая часть Аппарата НОСТРОя и, по некоторым высказываниям в кулуарах Съезда, выдвинутый накануне Михаил Воловик. Его роль, как утверждали некоторые делегаты, была только в одном — оттянуть на себя голоса и затянуть выборы вплоть до их отмены.
Заметим, что ни у Николая Кутьина, ни у Михаила Викторова не было необходимого числа голосов, поэтому победа одного из них могла быть только за счет снятия другого. И такой шаг сделал Михаил Викторов. Не желая раскола НОСТРОя, понимая, что только в объединении всех групп и группировок — залог дальнейшего развития Нацобъединения, он предложил своим сторонникам голосовать за Николая Кутьина и вместе заняться созидательной работой, а не борьбой с оппозицией.
И это не продажа или слив голосов — это разумное решение в пользу усиления позиции одного из кандидатов с тем, чтобы кончился полуторалетний застой в работе НОСТРОя. А ведь он готов был затянуться до октября. Нужно сказать, что выступление Михаила Викторова было самым ярким на Съезде, и его проводили шквалом аплодисментов.
Снял свою кандидатуру на пост президента НОСТРОя и Илья Пономарев, и таким образом, в бюллетени были внесены две фамилии: Николая Кутьина и Михаила Воловика. По результатам голосования Николай Кутьин набрал 170 голосов и стал президентом НОСТРОя в первом туре голосования. Но без голосов сторонников Михаила Викторова этот результат было получить практически невозможно. За Михаила Воловика проголосовали 56 человек.
Съезд — не место для дискуссий
На фоне столь жарких баталий по первым двум вопросам на удивление ровно и спокойно прошли и отчеты президента, Ревкомиссии и Аппарата НОСТРОя, и принятие бюджета на следующий год, и утверждение приоритетных направлений деятельности НОСТРОя. Канули в лету те времена, когда каждый документ становился объектом пристального внимания и обсуждения делегатов Съезда, когда к микрофонам выстраивались очереди, а руководители Нацобъединения только успевали поворачиваться под градом резких и неудобных вопросов.
Сейчас же все прошло по-другому, быстро и тихо, хотя одно только исполнение бюджета 2013 года должно было вызвать массу замечаний. Но никто, повторюсь - никто не задал ни одного вопроса. То ли делегаты получили все ответы на окружных конференциях, то ли наступила определенная апатия и нежелание вдаваться в подробности того, что от них не зависит, но делегаты большинством голосов приняли все документы. Попытка питерских СРО высказать свое мнение успеха не имела.
Приятной неожиданностью, которой не было в повестке дня Съезда, стало предложение вице-президента Виктора Опекунова о введении поста почетного президента НОСТРОя и бессрочном избрании на него первого президента НОСТРОя Ефима Басина. Делегаты дружно проголосовали за это предложение, хотя с точки зрения действующего законодательства его можно поставить под сомнение: ведь с 1 января 2014 года действует норма, запрещающая вносить в повестку дня съездов некоммерческих организаций вопросов, не утвержденных советом этой организации. Но будем надеяться, что никто не станет опротестовывать принятое решение.
… А осадочек остался
Общее впечатление от Съезда у многих делегатов и участников осталось не самое благостное. В кулуарах довольно часто можно было слышать вопрос: «Ну как вам наш цирк?».
Да, есть новый президент, от которого кто-то ждет реформы, а кто-то — похорон саморегулирования. Но при этом испорчены отношения с Правительством России и «Деловой Россией», и именно в тот момент, когда НОСТРОю и всей системе саморегулирования остро нужны сторонники и партнеры в самых высоких сферах.
Да, Николай Кутьин с высокой трибуны пообещал не трогать Аппарат и уже переназначил Илью Пономарева в качестве руководителя. Но ведь год работы нынешнего Аппарата вызывал и вызывает у большинства СРО скорее отрицательные оценки, нежели положительные. И здесь-то как раз и нужна реформа.
Поэтому остается дождаться первых шагов нового президента НОСТРОя и посмотреть, куда именно они будут направлены.
По делам их судите их…