ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Как закалялась китайская сталь?
02.04.2024
Строительные материалы

Как закалялась китайская сталь?

Яркий пример современного стального строительства – Китай. Становление данного сегмента и действующие меры поддержки застройщиков могли бы стать хорошим подспорьем в поиске путей развития российского рынка.

Ассоциация развития стального строительства провела вебинар на тему «Китайский опыт развития рынка стального строительства». Спикером вебинара выступил директор по устойчивому развитию Eurasia Development Corporate Group Константин Матвеенков.

Как известно, в Китае сейчас происходит бум строительства на стальном каркасе. И у АРСС возник логичный вопрос, с чем связано столь стремительное развитие этого рынка, и какую роль в этом играет правительство страны.

В Китае особое значение придается быстровозводимым зданиям, изготовленным из сборных конструкций и собранных непосредственно на строительной площадке. Они бывают из железобетонных, стальных и деревянных конструкций. И доминируют сейчас именно сборные железобетонные конструкции – это связано с тем, что они дешевле и давно понятны рынку. При этом доля стальных конструкций неуклонно растет.

Так, в 2021 году площадь вновь начатого быстровозводимого строительства в Китае достигла 740 млн кв. м, что составляет 24,5% от площади всех начатых строительных проектов в стране. А с 2016 по 2021 гг. данный рынок вырос практически в 7 раз за счет развития производства металлоконструкций в стране.

Китай – это мировой лидер по производству стали, в год выпускается более 1 млрд тонн или свыше 50% всего мирового объема производства стали. В 2022 г. в Китае было произведено 104 млн тонн металлоконструкций, в то же время существует потенциал для дальнейшего роста, т.к. на металлоконструкции приходится пока лишь 10% от общего объема стального производства Китая. А к 2025 г. доля металлоконструкций в производстве стали должна вырасти до 15%. Для сравнения, в США, Японии и Корее доля возведенных зданий на металлокаркасе уже составляет от 20 до 40%.

В Китае рынок строительства из металла находится на стадии начального развития, что объясняется сложностью и дороговизной технологии. Но, несмотря на это, за последние годы доля строительства на основе стальных конструкций увеличилась в 4 раза. Основную массу занимают промышленные объекты – почти 40%, общественные и социальные здания – 20%, мосты – 12% и жилые дома – 5%. Чаще всего эти конструкции применяются для высотных и сверхвысотных зданий за счет более экономически целесообразного использования и упрощения самого процесса строительства.

Производством металлоконструкций в стране занимаются как государственные, так и частные компании – последние организуют так называемую «большую пятерку», ежегодно выпуская на рынок около 8 млн тонн. В то же время данный рынок в Китае сильно децентрализован, на нем действует большое количество малых и средних предприятий, поэтому доля пятерки лидеров занимает около 6-7%. Для сравнения, в США доля трех крупнейших производителей металлоконструкций составляет 80-90%. Таким образом, созревание данного сегмента непосредственно влияет на развитие строительства на основе металлоконструкций. Поэтому многие китайские производители в последнее время стараются перейти и в статус генеральных подрядчиков с возможностью строить объекты на основе собственных металлоконструкций.

 

Анализ государственного участия

Особенность Китая в том, что он совершенствует политику в области быстровозводимого строительства на нескольких уровнях власти, со множеством участвующих сторон и разными инструментами поддержки.

Так, использование технологии сборных конструкций стало популяризироваться с середины 2000-х годов в связи с растущими затратами на рабочую силу, спросом на энергосбережение и охрану окружающей среды.

В 2013 г. развитие быстровозводимого строительства было официально выдвинуто в 12-м пятилетнем плане зеленого строительства и зеленого экологического регионального развития. Так появились новые документы, регулирующие и стимулирующие развитие стального строительства.

В 2017 г. была дополнительно поставлена цель, согласно которой к 2020 г. 15% ежегодного нового строительства в стране будет осуществляться сборным способом, должно быть построено более 50 демонстрационных городов, 200 промышленных баз, 500 демонстрационных проектов и 30 научно-технических инновационных баз.

Особенность законотворчества в Китае заключается в том, что крупные промышленные политики формируются определенным образом. На самом высоком уровне формируется определенное видение той или иной отрасли, после этого правительство страны перекладывает это видение в более конкретные стратегии и планы развития страны. Но эти планы носят рамочный и декларативный характер, зачастую не имеют механизмов их реализации и конкретных целей. После создания планы спускаются на уровень провинций, которые подходят довольно творчески к их осмыслению и с учетом собственных особенностей формируют на провинциальном уровне соответствующие более конкретные планы, включающие в себя детализированные цели и более подробные механизмы их реализации.

Последний уровень – муниципальный, который получает из провинции документ. И на него ложится самая ответственная часть – формирование бюджетов, конкретных механизмов поддержки и сроков реализации данных проектов.

Таким образом, ответственность за внедрение мер поддержки быстровозводимого строительства в значительной степени лежит на провинциальных правительствах, которые уже издали более 400 политик в данной области. С 2010 по 2020 гг. 22 провинции, 4 города центрального подчинения и 5 автономных районов Китая в совокупности приняли 443 документа в области быстровозводимых зданий.

Наиболее распространенные инструменты поддержки – это формирование благоприятной нормативно-правовой среды – на нее приходится около 80% мер поддержки, развитие самих компаний, занимающихся производством стальных конструкций и строительством с их применением, а также стимулирование спроса.

Чаще всего документы по стимулированию стального строительства применялись в трех провинциях, среди которых Шаньдун и Чунцин – наиболее сейсмоопасные, к тому же с периодическими тайфунами. И это играет дополнительную роль в строительстве на основе стальных конструкций, которые обладают повышенной сейсмоустойчивостью.

В то же время нет провинций, которые реализовали бы все документы в полной мере, но есть 3 провинции, выделяющиеся по количеству принятых мер поддержек и охвату разных их видов – Хэйлунцзян, Шаньдун и Чунцин, где для содействия развитию быстровозводимого строительства использовались все 7 видов мер поддержки.

 

Основные меры поддержки застройщиков

Китай разработал комплексную систему политики в области поддержки быстровозводимого строительства и стального строительства с характеристиками многоуровневости, многосторонности и разнообразия инструментов.

Во-первых, существует комплексный подход и многообразие стимулов. Правительство Китая использует широкий круг инструментов для формирования благоприятной нормативно-правовой среды, последовательного развития предложения и спроса. Например, в провинции Сычуань принято постановление, регулирующее дизайн зданий, а в провинции Гуандун опубликованы атласы быстровозводимых высотных стальных зданий. В провинции Шаньдун был принят план действий по увеличению площади быстровозводимого строительства, а в административном центре Шицаячжуан новые сборные коммерческие городские здания будут получать субсидии до 1 млн юаней. В провинции Сычуань рекомендовано признать производителей стальных конструкций высокотехнологичными предприятиями и платить сниженный налог на прибыль в размере 15% вместо 35%.

В целом большая часть провинций опубликовала цели развития отрасли быстровозводимого строительства, а 10 провинций приняли конкретные планы действий.

Кроме того, многие провинции оказывают помощь при строительстве инфраструктуры и в развитии промышленных баз. Также проводится активная поддержка научно-исследовательской деятельности в области стальных конструкций и строительства на их основе. В некоторых провинциях для поддержания застройщиков принята облегченная процедура предпродаж быстровозводимых зданий, действует льготная земельная политика и проводится профессиональная подготовка менеджеров и инженеров.

Есть и меры в области стимулирования спроса на быстровозводимые здания. В частности, существует требование или приоритезация такого строительства для общественных зданий, сельской местности и сейсмоопасных районов. Например, в Ханчжоу принята директива, обязывающая новые общественные здания с площадью более 20 тыс. кв. м строить из сборных металлоконструкций. Таким образом, для застройщиков формируется гарантированный рынок по строительству. Также региональные правительства ведут активную информационную и PR-деятельность.

Стоит особо отметить, что в Китае строительство из стали особо связывают с экологичностью. После 2020 г. на чиновников всех уровней опустилась задача по сокращению выбросов СО2, отходов строительства. И с этой задачей способно справиться именно стальное строительство. Поэтому образ экологичного, энергоэффективного вида строительства в целом стимулирует развитие данного сегмента рынка.

Экологичность стальных конструкций заключается в том, что здание на 80-90% производится в замкнутом пространстве, в то время как классическое строится на основе песка и цемента за пределами завода. Это приводит к выбросу мелких частиц. Кроме того, при стальном строительстве экономится большое количество воды, повышается безопасность, потому что большинство специалистов, работающих над проектом, не находятся на строительной площадке – опасной среде, а переходят в заводскую среду и работают больше в качестве инженеров, чем строителей. Наконец, стальные конструкции лучше сохраняют тепло, чем железобетон.

Вторая особенность мер поддержки застройщиков в Китае – многоуровневость. В рамках жесткой вертикали власти правительства провинциального уровня активно поддерживают стратегию центрального правительства. В свою очередь муниципальные органы власти обязаны осуществлять соответствующую политику для достижения целевого показателя, установленного провинциальным правительством.

Третья особенность – многосторонность. В формировании мер поддержки стального строительства принимает участие все более широкий круг национальных и местных органов власти Китая. Ряд поддерживающих документов готовятся и публикуются одновременно несколькими правительственными структурами.

Кроме того, стальное строительство поддерживается и через другие, даже косвенные, документы. И, конечно, меры поддержки стального строительства более ярко выражены у правительств национального и муниципального уровней, в то время как на местном уровне они распределяются неравномерно.

 

Краткий вывод

В России используется меньше экономических и финансовых стимулов в сегменте стального строительства и осуществляется упор на стандартизацию, формирование общих принципов и стандартов строительства и поддержку исследований и разработок.

В то же время у китайского и российского рынков стального строительства на данном этапе есть много общих моментов. В обеих странах рынок находится на этапе созревания и поиска путей стимулирования его развития. Китай чуть дальше ушел в формировании мер поддержки, и для России это может послужить хорошим примером, потому что можно в режиме реального времени наблюдать за эффективностью или неэффективностью тех или иных мер, а также попытаться их адаптировать под нашу действительность.

Галина Крупен

Этот материал опубликован в январско-февральском  номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_03_2024_pc.pdf  

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо