ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
BIM - это плохо. Часть I: История государственного BIM в России
10.04.2024

BIM - это плохо. Часть I: История государственного BIM в России

Представляю вам свою большую работу по истории и проблемам отечественного BIM\ТИМ и прежде всего в области государственного BIM\ТИМ. Данная работа представлена в цикле статей и в виде документального фильма, который вы можете найти на YouTube под названием «BIM это плохо. История государственного BIM в России». В документальном фильме вы ещё сможете найти комментарии экспертов и визуальные дополнения к статьям.

 Статьи хоть и содержат множество информации и ссылок, но написаны не в научной стилистике, а в более свободной форме.  Сделано это целенаправленно для того, чтобы в максимально доступной форме донести до читателя текущую проблематику государственного BIMТИМ и самое главное возможные решения. – Автор фильма и проекта Игорь Рогачев.

История государственного BIM в России

  1. Введение

 В 2024 году исполняется 10 лет, как BIM стал предметом государственных инициатив. Десять лет — это более чем достаточно для новых технологий, чтобы можно было делать выводы.

Каких же результатов мы достигли? Удалось ли нам массово перейти на технологии информационного моделирования? Увы, ещё нет, и причин этому несколько. Давайте разбираться.

Я занимаюсь информационным моделированием практически всю свою профессиональную жизнь, еще с тех пор, когда это называлось «специалист систем автоматизированного проектирования». Будучи студентом нефтегазовой специальности, я гораздо больше интересовался САПРами при создании чертежей, нежели самой темой курсовой работы. Уже тогда я понял, что в этих системах есть нечто большее, чем просто помощь в рутине инженера-проектировщика.

И вот прошли годы, теперь я занимаюсь не только САПР, но уже полноценным информационным моделированием и даже цифровизацией строительства. BIM – это мой хлеб, я этим живу и делаю всё, чтобы информационное моделирование активно развивалось. И именно это даёт мне право говорить, что BIM – это плохо. Вот такой получается парадокс.  

Сейчас поясню, что я имею в виду, и расскажу, как мы вообще оказались в такой ситуации. Разговор будет длинный, поэтому заварите чай, кофе, подготовьте вкусняшки и поехали.

Важно отметить, что всё, что я говорю актуально на момент написании статьи, именно на начало 2024 года. Ситуация быстро меняется, и, возможно, через пару месяцев или хотя бы лет мы увидим уже другой ТИМ или BIM.

И ещё небольшой дисклеймер – здесь и далее я приравниваю термин ТИМ и BIM для удобства. Но это не совсем верно - термины близкие, но не тождественные. Об их различиях - в конце ролика. Пока просто примем, что это одно и тоже для удобства повествования. Сам ролик разбит на таймкоды для тех, кому лень смотреть весь материал. Я всё же рекомендую посмотреть его от начала до конца, чтобы получить полное представление о том, что происходит с BIM в России и почему так. Если нет времени на весь ролик, отправляйтесь в разделы «Диагноз отечественного BIM», «Что делать» и «Итоги» - там есть ответы на ваши вопросы.

Я понимаю, что где-то могу быть не прав, где-то не так вижу ситуацию, где-то просто не знаю. С удовольствием приму критику и замечания, а потом запишу ещё один ролик.

Итак, начинаем.

А начать правильнее будет с истории. Сильно погружаться не будем, а только сделаем краткий исторический экскурс, чтобы проследить, как мы пришли к текущей ситуации.

Зачем нам история вопроса, если мы говорим о том, что происходит сейчас и куда мы движемся, в области BIM? А затем, что понимание истории даст нам и понимание происхождения настоящих проблем и самое главное - понимание того, как можно их решить, как я это вижу.

Для удобства разделим историю BIM в России на примерные периоды:

2007 – 2012 «Время энтузиастов»

2013 – 2017 «Восхождение на Олимп»

2018 – 2020 «Стандартное безумие»

с 2021 «Загоняем всех в ТИМ»

  1. 2007-2012 «Время энтузиастов»

Что можно назвать началом BIM в России? Можно по-разному подходить к определению этого отправного момента. Можно делать отсчет со времени появления первых САПР в СССР и разработок в области системотехники, можно с момента появления первых проектов, выполненных на основе объектно-ориентированных САПР, можно с первых официальных документов с упоминанием этого термина.

Но для обозначения проблем, текущего BIM я выделю именно тот момент, когда термин BIM был впервые произнесён публично, со сцены, и началось его продвижение. Прежде всего маркетинговое продвижение. Это как раз тот случай, когда продвижение технического термина началось с маркетинговых мероприятий.

Естественно, говоря о BIM в России, нельзя обойти компанию Autodsek, потому что благодаря усилиям сотрудников Московского офиса термин BIM попал в народ, а потом и в высокие кабинеты. Впервые в мировой истории термин BIM был зафиксирован в 2002 году в виде документа Autodesk Building Solutions. Именно в этом документе впервые был представлен термин BIM. И документ, и термин были созданы для продвижения Autodesk своей крайне удачной покупки продукта Revit. Да-да, вдруг кто-то ещё не знает, всем известный Revit был куплен компанией Autodesk у компании Charls Reever Software. Конечно, нельзя не упомянуть о значительной роли наших бывших соотечественников в появлении этого продукта.

Так вот, если в мире термин BIM появился в 2002, то до России он добрался только через 6 лет, в 2008 благодаря компании Autodesk. Причем если посмотреть историю, то в Россию компания Autodesk пришла в 2007 уже второй раз. Первая попытка была в 90е. Тогда никто даже и не думал, что за софт надо платить, поэтому Autodesk пришлось заходить в Россию второй раз, когда рынок и мышление людей уже были готовыми. В 2007 году сразу был проведен не виданный ранее по размаху 3D Forum, на котором Autodesk продвигал подход цифрового прототипа. Даже сохранилась запись с того мероприятия.

А уже в 2008 году Autodesk привез полноценный BIM на Revit User Day 2008 в Царицино. Вот как это описывает непосредственно участник и, можно сказать, одна из главных популяризаторов BIM в России - Анастасия Морозова.

Пленарное заседание с программным выступлением открывал Джим Линч (вице-президент по маркетингу направления «Архитектура и строительство» компании Autodesk), на котором он сказал очень важные слова.

Главными приоритетами для решений в области архитектуры и строительства является информационное моделирование зданий (BIM), визуализация и симуляция, экологически рациональное проектирование. Информационное моделирование зданий позволяет значительно сократить время проектирования и количество ошибок. Так, по оценкам экспертов, применение технологии BIM ускоряет работу на 40% и на 74% сокращает количество ошибок.

В качестве примера г-н Линч привел здание «Принс-Отеля» в городе Ухане (Китай), где использование BIM-технологии позволило сократить время проектирования от 30 до 60%.

Ну что же, вот и всплыли первые цифры показателей эффективности. Обратите внимание, что прошло уже почти 16 лет, но говорить о массовой эффективности такого уровня можно лишь в девелоперских проектах, которые требуют очень серьезные капиталовложения. Для государственных проектов применение ТИМ пока приводит лишь к удорожанию и доставляет кучу проблем как заказчику, так и подрядчику, да и экспертизе тоже. Хорошо, пока ещё строителей не пинают, хотя, признаться, мне доводилось. Фактически, для многих этих процентные соотношения стали мифическими, но об этом чуть позже. Вернёмся к истории.

Официально BIM в России был представлен в 2008 году и, по сути, он стал флагманом в покорении рынка САПР нашей страны. Надо отдать должное маркетинговой команде Autodesk в России. К тому уровню продуманности, оригинальности и качества маркетинга, который они показывали, никто даже близко приблизиться не мог. Именно благодаря этому уже через 5 лет BIM начал звучать не только внутри передовых компаний и на конференциях, но и в кабинетах чиновников, а это уже серьезно. Но мы немного спешим. Как вы уже, наверное, заметили, я очень много говорю про маркетинг, а что же с технической стороной?

Этот период, как и при рождении любых других новых направлений, можно охарактеризовать временем энтузиастов. Да, к этому моменту уже давно существовали отечественные САПР, здравствовал и консалтинговый бизнес, но именно к концу 2000х годов не только начали появляться эксперты в этой области, но и стало формироваться сообщество людей, которое в последующие десятилетия выступало основой BIM в России и на территории бывшего СССР. Понимая всю ценность этих экспертов, Autodesk вкладывался в их развитие и продвижение.

Но нужно сказать и про сами продукты. С технической точки зрения к нормальному BIM фактически был готов только Revit Architecture и то с очень большими костылями, а также машиностроительные и промышленные решения - но там своя песочница. Все остальные продукты Autodesk представляли из себя заготовки полноценных САПР, которые требовали доработок. Причем дорабатывать их нужно было и с точки зрения региональных стандартов. По моим ощущениям только после 2012 года функционал САПР Autodesk и региональные пакеты адаптации вышли на тот уровень, когда уже можно было начинать полноценную работу в BIM.

Поэтому ценность экспертов, способных заставить работать не всегда готовые САПР, была очень высока. Именно тогда проходили одни из самых ламповых мероприятий, такие как «САПРяжение», «3D форум», когда группы экспертов-энтузиастов ездили по городам России, Белоруссии, Украиныу, Казахстана, Узбекистана, и в каждом из городов они рассказывали про свой опыт как есть, без прикрас, тем самым заряжая людей идеями BIM. Путешествовали они естественно за счет Autodesk. Сложившееся сообщество и мощный маркетинг сделали своё дело. Количество энтузиастов переросло в качество. А когда в направление BIM начали заходить крупные игроки, началось массовое обучение и сформировался внятный опыт внедрения. Кстати, именно в этот период все концентрировались на том, как проектировать, но почти никто не говорил о среде общих данных, информационных требованиях заказчиков, ну и о жизненном цикле. Вернее, о жизненном цикле только говорилось в презентациях, но по факту все концентрировались на том, как запроектировать в 3D.

Почему я так много внимания уделаю именно Autodesk и тем людям, которые говорили про BIM? Потому, что именно влияние этих людей заложило одну из проблем текущего BIM. Я ни в коем случае не обвиняю их, ведь и сам нахожусь в их составе. Эта проблема заключается в том, что с самого начала BIM подавалась как готовая технология - бери и масштабируй, а на самом деле — это не так, но подробности позже. Идём дальше. 

В конце этого этапа все настолько громко и активно говорили о BIM, что нас услышало государство.

Что мы узнали в этом разделе?

Начальные шаги BIM в России делались прежде всего через маркетинг, а не технологию и систематизацию. Ничего удивительного в этом нет: системные подходы по внедрению технологий остались в СССР, а на развалинах старого мира быстро рос новый, у которого были деньги, желание и требование рынка в новых технологиях. 

Это было время энтузиастов и романтиков, которым открылась возможность расти за счет BIM, что они и делали. Несмотря на общую неготовность САПР, к 2013 году уже пошли реальные проекты применения BIM, и рынок осознал, что это подход будущего.

 

  1. 2013-2016 «Восхождение на Олимп»

Этап 2013-2016 я назвал «Восхождение на Олимп», потому что было ощущение, что вот-вот и мы достигнем невероятных высот, когда BIM станет повсеместным. Государство активно нас поддерживало, а компании выстраивались в очередь за этим чудом. 

Начало этого этапа можно охарактеризовать взрывным ростом количества проектов с применением BIM на максимально возможном уровне на тот момент, и самое главное, государство обратило свой взгляд на технологию информационного моделирования, как на то, что выведет неэффективную отечественную стройку на новый технологический уровень.

В марте 2013 года была создана инициативная рабочая группа по внедрению в российскую архитектурно-строительную практику BIM и IPD, позже зарегистрированная как некоммерческое партнерство «Интеллектуальное строительство», впоследствии переродившееся в BuildingSmart Россия. В эту группу входили Марина Король, Олег Пакидов, Владимир Талапов и другие специалисты высокого уровня. Они действительно многое сделали для того, чтобы BIM начал формироваться в виде государственной политики. Конечно, специалисты группы были не единственные, кто продвигал тему BIM, но именно они начали формировать первые документы и приносить их как предложения в различные государственные структуры и лично высоким чиновникам.

Отсчет государственного BIM можно начинать с 5 февраля 2014 года, когда состоялось заседание Консультативного совета Комитета Госдумы РФ по энергетике на тему «Разработка национального плана мероприятий по внедрению инновационных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства».

Буквально через месяц 4 марта 2014 года Д.А. Медведев провёл заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России в сфере строительства, на котором, в том числе, обсуждался вопрос внедрения информационного моделирования в сфере промышленного и гражданского строительства.

По итогам заседания президиума было выпущено поручение разработать план поэтапного внедрения технологии информационного моделирования со сроком выполнения 10 сентября 2014 года.

В августе 2014 года рабочая группа BIM передала в Минстрой проработанный план внедрения BIM на 13 страницах, но этот план оказался слишком комплексным для того, чтобы согласовать со всеми причастными министерствами и профильными ведомствами. Напомню, в этот момент Минстрой был молодым ведомством, созданным менее года назад. Не секрет, что такие решения согласовываются внутри государственной машины сложно и долго, поэтому неудивительно, что такой расширенный и комплексный план не имел официального продолжения.

Тем не менее в этом году был достигнут компромиссный результат в виде ведомственного плана Минстроя.

Тогда мы достигли первую отправную веху, которую стоит запомнить - 29 декабря 2014 года, ну т.е. когда все сроки исполнения закончились и надо хоть что-то выдать перед Новым Годом. Глава Минстроя М.А. Мень подписал приказ «Об утверждении плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства» №926/пр. Ну или для понимания дальнейшего повествования – Дорожная карта номер один.

Он является первым официальным планом внедрения (Дорожная карта) BIM в России. Тогда он ещё именовался BIM. С высоты пройденных лет совершенно очевидно, что план был нереалистичным, он вобрал в себя самые сложные задачи. А именно:

План предусматривал за 3 месяца отобрать пилотные проекты. Я помню, как тогда в аварийном порядке пытались найти хоть какой-нибудь BIM проект. То, что проекты были почти закончены и BIM там использовался лишь частично, никакого не волновало, в результате Минстрой смог выполнить этот пункт собрав всё, что было на рынке.

Затем шло проведение экспертизы за 6 месяцев. Как авторы плана собирались это делать, если ни у кого не было такого опыта, а экспертиза была очень далека от понимания даже принципов работы BIM? Прошу не обижаться все виды экспертиз, но даже сейчас я с уверенностью могу сказать, что практически никто в России из экспертиз не имеет достаточной квалификации, регламентов и ПО для проведения полноценной BIM экспертизы. Возможно, Петербургская экспертиза и приблизилась к этому. Хотя надо признать, в тот момент Мосгорэкспретиза действительно делала серьезные шаги к BIM и готовилась к принятию BIM проектов. Но в плане была указана Главгосэкпертиза. 

Затем следовало провести анализ полученных результатов - это было вроде реализуемо. Потом за 2016 год корректировку нормативных документов и обучение студентов в декабре 2017 года. Всё просто.

В этом первом плане очень хорошо видна ключевая проблема внедрения BIM в России. Я назвал её бюрократически-теоретический подход к внедрению BIM. Это когда BIM воспринимают как готовую технологию, которую нужно лишь описать нормативными документами. На мой взгляд, это главная проблема, о которой я буду говорить ещё не раз. Поэтому особо прошу обратить внимание на неё. Т.е. выбран путь строгой регламентации в рамках привычных бюрократических и устаревших подходов.

В конце того же 2014 года произошло, с моей точки зрения, другое важное событие - образование клуба BIM лидеров. В ноябре 2014 года на АЮ Россия 2014 на базе московского офиса Autodesk были впервые собраны вместе специалисты, достигшие успехов на поприще внедрения BIM. Причем это были не теоретики или разработчики стандартов, а именно технари, которые своими руками создавали успешные проекты. Почему я уделяю этому внимание? Потому что до сих пор члены того клуба BIM лидеров занимают ключевые позиции в российском BIM и определяют его облик вне государственного поля. Именно с этого момента можно начинать отсчет истории негосударственного системного построения BIM.

Что мы имеем на начало 2015 года?

Если провести анализ, то на тот момент государственные чиновники были воодушевлены новым подходом и были уверены в скорой победе BIM. Говорилось:

В реестре типовой проектной документации будут отдаваться предпочтения проектами в BIM. Напомню, только в 2024 году появились первые проекты типовой проектной документации.

В августе 2015 года планировалось разработать план внедрения BIM, уже была создана рабочая группа, завершён отбор 23 пилотных проектов, хотя напомню первая дорожная карта была принята в конце 2014го. Также планировалось, что

До конца 2015 года создадут классификатор строительных материалов из 70 тысяч позиций.

А в 2107м формирование нормативной базы будет завершено!

Тем не менее это ничего сделано не было, но зато в октябре 2015го оптимизм выходил на новый уровень, планировалось, что уже с 2017 года часть государственного заказа на ПИР будет выполняться с BIM, что даст толчок внедрению BIM-технологий.

В тоже время параллельным курсом шли и BIM лидеры. В сентябре 2015 года на базе компании Конкуратор, генеральным директором которой была Марина Король, по заказу компании Autodesk началась разработка открытых BIM стандартов. Надо отметить, что именно Марина Король и компания Конкуратор сделали очень многое для развития BIM в России. Летопись тех событий от Марины, оставленная в интернете, помогла мне восстановить цепочку BIM событий до наших дней.

Так вот, в конце 2016 был выпущен BIM стандарт Autodesk. В написании этого стандарта участвовали одни из лучших на тот момент BIM специалистов. В итоге вышло два документа BIM-стандарт организации – Шаблон для площадных и BIM-стандарт организации – Шаблон для линейных объектов. Тогда эти неуклюжие документы были больше шаблонами – инструкцией по организации работы в продуктах Autodesk, но самое главное - уже имели вендоронезависимую часть, в которой рассказывалось про организацию работы. Конечно, сейчас эти документы выглядят смешно, но тогда это было прорывом, ведь людям на пальцах объясняли, как делать BIM.

Но давайте продолжим с государством. В феврале 2016го уже сообщалось, что работа по корректировке нормативных документов начата и что с 2017го планируется вводить обязательное применение BIM.

В марте 2016го Создан Экспертный совет по вопросу поэтапного внедрения BIM-технологий в области строительства. Туда одно время входили много BIM лидеров и просто экспертов высокого уровня, я тоже там был, и мы быстро потеряли интерес к нему, т.к. ничего кроме говорильни этот совет практикующим экспертам не давал.

17 мая 2016 года произошло важно событие: Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Государственного совета. Одно из поручений звучало так:

б) разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства.

Срок – 1 сентября 2016 г.;

Несмотря на то, что в декабре 2014 года такой план был разработан, Президенту пришлось ещё раз дать поручение, чтобы получить уже по-настоящему работающий план (ДК).

В августе 2016 при поддержке Минстроя России был организован I Всероссийский конкурс «BIM-технологии 2016».

Как вы можете заметить, я несколько ёрничаю над словами чиновников из Минстроя, но делаю это не со зла, а для того, чтобы показать, к чему мы пришли. Но вот инициатива с конкурсом Минстроя «BIM – технологии», сейчас он называется «ТИМ Лидеры», по-настоящему правильная идея, и хочется похвалить за это Минстрой. По больше бы таких инициатив.

По поручению Президента 1 сентября 2016 года должен был быть принят план внедрения ТИМ, чего благополучно не произошло. Скоро расскажу почему.

В октябре 2016 года был представлен проект изменений в Градостроительный кодекс, который подразумевал и внесение информационной модели в юридическое поле строительства. Начались разработки по первым сводам правил и ГОСТ в области информационного моделирования.

Также в 2016 году состоялось первое заседание подкомитета 5, технического комитета 465 «Строительство», которому поручили заниматься разработкой стандартов в области информационного моделирования. 

Прошу обратить особое внимание на этот подкомитет - он ещё сыграет свою роль в будущем.

На нём обсуждались 4 свода правил, которые впоследствии стали нам хорошо известны под именами СП от 2017 года, мы о них ещё поговорим.

На тот момент шла бурная дискуссия о том, как должен выглядеть BIM, какими должны быть документы. Ещё большая дискуссия разгорелась вокруг терминов в области информационного моделирования, ведь тогда не было даже устоявшихся определений. 

Самое сложное было совместить практический опыт реализации проектов информационного моделирования, который тогда был у лидеров рынка, с отечественной реальностью нормирования и процессами строительства. Совместить их было практически невозможно, потому что опыт внедрения строился вокруг западных стандартов и в целом западного ПО и процессов. Причем процессы в строительстве на западе радикально отличаются от наших. Хотя, казалось бы, стройка она и в Африке стройка. Все строители одинаковые. 

Более того, даже словообразование в нашем нормировании отличалось от привычных тогда для нас терминов. В итоге, мне этот период запомнился ломкой привычных терминов и процессов под бюрократическую машину…и постепенно становилось понятно, что ничего хорошего из этого не выйдет. Надежда на государство таяла на глазах. Где-то с 2017го я уже точно осознал, что, если хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Ну т.е. делаем как знаем, а они пусть там в Минстрое развлекаются, как хотят.

Воодушевление и романтизм 2014-2016 годов улетучились довольно быстро. Примерно с того момента я начал терять интерес к государственному BIM и перестал принимать участие в собраниях, заседаниях, рабочих группах и тому подобном. Вектор их развития был очевидно не верен… и считаю это своей ошибкой, потому что были упущены важные моменты. Продолжим.

Не стояло на месте и профессиональное сообщество. В ноябре 2016го был выпущен BIM стандарт – Шаблон для площадных объектов версии 2.0. Это уже был гораздо более серьезный документ: в комплекте к нему шли шаблоны и файлы общих параметров для Revit, которые быстро стали фактически стандартом рынка. Для этого не нужно было писать приказы, собирать экспертные группы, проходить антикоррупционную экспертизу и т.п. Достаточно было дать людям инструмент, который помогал им навести порядок и облегчить жизнь. Вот и весь залог успеха в BIM.

На этом светлом месте думаю можно закончить этот раздел, дальше будет жёстче. Скандалы, интриги, расследования.

Что мы узнали в этом разделе?

В 2013-2016 годах сохранялось радужное настроение у всех участников, хотя уже начали встречаться первые юридическо-бюрократические проблемы и ощущалось легкое разочарование BIM экспертов от первого опыта взаимодействия с государством. Появились первые стандарты: как открытые, так и государственные. Но пока эти стандарты либо были переводами ISO, либо инструкциями к применению продуктов. Можно сказать, что это было затишьем перед бурей, которая вот-вот должна была накрыть отечественный BIM.

  1. 2017-2020. «Стандартное безумие»

Принятые этот период ГОСТы должны были дать основу для формирования подходов датацентричной организации строительства на основе информационного моделирования. Но фактически они пали жертвой внутренних войн людей, которые должны были объединиться для формирования новой нормативной базы. В ходе формирования первых документов довольно быстро образовались враждующие группы: как исторически повелось в России - западники и славянофилы. Но это очень грубое сравнение. Фактически, западники были теми, кто в реальности уже внедрили BIM у себя на основе продуктов Autodesk, а славянофилы — это те, кто резко противился принятию каких-либо стандартов, где были бы зафиксированы любые продукты или проприетарные стандарты обмена информации. И самое ужасное было в том, что все они были правы. Исходя из текущего антимонопольного законодательства и здравого смысла вписывать западные закрытые форматы и ПО было не самым правильным решением. По-хорошему необходимо построение государственного BIM на основе открытых форматов по типу OpenBIM (IFC). Но проблема в том, что тогда отечественных решений, способных заменить западное ПО, практически не было. Любое добавление IFC в цепочку реализации проекта сразу же многократно усложняло проект и очень часто приводило к невозможности формирования модели на новом этапе ЖЦ, либо сборка сводной модели превращалась в пытку. Даже сейчас многое ПО формирует IFC по-разному, тем самым затрудняя работу.

На конец 2016 года, реально работающий BIM, можно было построить только на западном ПО - не в обиду нашим разработчикам, но это правда. К этому моменту вокруг государственных институтов собралось много людей, имеющих теоретическое понимание информационного моделирования, и они часто конфликтовали с теми, кто на практике реализует такие проекты и хотел бы зафиксировать успешные схемы работы на конкретном ПО и форматах, кроме IFC. Поэтому доходило до того, что кулуарные споры выплёскивались в публичную сферу, как например, конфликт между BIM-Ассоциацией и группой практикующих экспертов.

Как вы помните, в соответствии с поручениями Президента по итогам Госсовета в мае 2016 года, к сентябрю 2016 года должен был быть разработан план внедрения технологии информационного моделирования. Но за весь 2016ый год это не было сделано!

Весь год шли дискуссии и велась разработка нескольких планов одновременно. Причем часть разработок была непубличной.

К концу 2016го рабочей группой и Экспертным Советом при Минстрое России был разработан План (дорожная карта) мероприятий по поэтапному внедрению технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства.

Эта ДК была одной из самых адекватных и взвешенной из всех карт, что делались. В ней были затронуты все необходимые стороны внедрения, вместе с пилотными проектами, мотивацией рынка к переходу на BIM, типовой документацией на основе моделей и даже созданием национальной технологической платформы, как совокупностью отечественных программно-технических средств и нормативно-методической базой, которые обеспечивали бы технологическую независимость и информационную безопасность российских компаний при использовании технологий информационного моделирования. Ну прям сказка, а не ДК, на фоне всех, что у нас были и есть сейчас.

Осенью 2016го эта ДК была направлена на согласование в ФОИВы. Но странным образом началась согласовываться другая ДК, 9 из 14 пунктов которой были про ценообразование, а не про BIM.

Когда экспертное сообщество увидело, что пошло на согласование - у всех волосы встали дыбом и начал разгораться скандал.

Для урегулирования ситуации было направлены письма в Открытое Правительство и заместителю Председателя Правительства Д.Н. Козаку. Для консультаций и обсуждения с экспертами и было назначено заседание Экспертного Совета Открытого Правительства в феврале 2017.

По итогам этого обращения оказалось, велась разработка двух версий ДК одновременно, от Экспертного совета и от некой компании - BIM ассоциации.

В итоге дорожная карта, против которой выступало большинство практикующих экспертов, лишь два пункта, которой были про BIM, стала основой для «Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах "жизненного цикла" объекта капитального строительства».

Этот документ был утвержден вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Козаком, 11 апреля 2017 года. (поручение Правительства РФ № 2468п-П9).

Львиная доля мероприятий Плана была посвящена ценообразованию в эксплуатации, некой ИСОГД, в т.ч. расширению полномочий Правительства для регулирования этой сферы, определению нормативных сроков эксплуатации, перечня работ и услуг и пр. Есть даже шикарные формулировки, где использовался термин электроно-вычислительные машины (ЭВМ), когда в последний раз вы с ним сталкивались?

Таким образом про BIM говорилось только в п.14 и п.17., предписывающем разработку национальных стандартов информационного моделирования к январю 2018 г. Собственно, только эти пункты (из 18) и имеет прямое отношение к информационному моделированию.

Естественно, такой план в разрезе BIM не был реализован. Достаточно прочитать пункт 17 этого плана. Прошу прощения за длинную цитату, но она того стоит:

«Создание геоинформационной системы моделирования в строительстве, обеспечивающей: возможность автоматизированного проектирования с использованием классификатора строительных ресурсов, сметных нормативов, нормативно-технических документов, применяемых в строительстве, экономически эффективной проектной документации повторного использования, нормативов градостроительного проектирования, а также возможность автоматизированного выбора проектных решений, строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования и применения стандартных программных продуктов BIM-моделирования при подготовке проектной документации. А также возможность управления эксплуатацией объектов капитального строительства с учетом требований к их эксплуатации и предельных расходов на эксплуатацию».

Такое комментировать - только портить.

Вот так был нанесён первый удар по государственному BIM. И таких ударов было несколько. Каждый из них уводил нас от разумных рациональных шагов, и одновременно запускалась административно-бюрократическая машина, которой неважно, насколько хорош тот или иной план - его просто надо выполнять.

Тем не менее за 2017-2018 год были приняты серия СП 301, 328, 331, 333 и 404 версии 2017 года. На тот момент это были, пожалуй, самые полезные для рынка государственные документы, разработанные практикующими экспертами для реальной. Эти СП вышли немного корявые, требовали дальнейшей проработки, но тем не менее полезные. Для меня главным показателем полезности этих документов было то, что я смело мог рекомендовать их вписывать в ТЗ, если заказчик слабо понимал, что нужно требовать от информационной модели. В отличие от версии 2020 года.

В июне 2017 года, чуть больше, чем через полгода после выхода «BIM Стандарт площадные объекты 2.0», вышел новый открытый «BIM Стандарт Инфраструктура версии 2.0». Эти два документа на следующие несколько лет стали основой для всей отрасли по построению BIM в компаниях. Я частенько видел, приходя в гости в организации, стремящиеся к цифровизации, на столах у технарей и даже директоров лежали распечатанными эти документы. Конечно, там было много специфичной для Autodesk информации, но было много и процессно-организационной информации о том, как строить информационный менеджмент.

Самое удивительное, что больше ничем 2017 год в области BIM не запомнился. Принятая ДК была в принципе не исполнима, внутри профессионального сообщества шла тихая ругань на государство, писались новые документы - ничего громкого не было. Чего не сказать про последующие годы.

Давайте сразу переместимся на середину 2018 года, а именно 19.07.2018г появилось Поручение № Пр-1235 от Президента России В.В. Путина разработать и внедрить технологии информационного моделирования в строительстве. Появление этого поручения было совершенно неожиданным. Кто этот умный человек, который занес правильные формулировки на подпись Президенту мне до сих пор неизвестно. Но однозначно можно сказать, что оно было приятным сюрпризом. Когда нам с коллегами прислали скан этого Поручения, мы даже не поверили этому и подумали, что это фотошоп. Постепенно становилось понятно, что Поручение реально, и нас, бимщиков, заметили, и значит, государственная машина начала движение по полной в строну BIM. Причем обратите внимание, разошлось это Поручение Д.А. Медведеву и соответственно Правительству, в виде вот такого скана, а тот, кто имел опыт работы с государственным документооборотом, сразу поймёт, что это внутренний документ, фактически ДСП, и не предназначался для публикации. Тем не менее именно он сейчас гуляет по сети.

Главной датой Поручения стало 1 июля 2019, когда к этому числу должно быть сделано…фактически всё, что не сделано до сих пор, а именно:

«Переход к системе управления ЖЦ путем внедрения ТИМ» - Этого до сих пор не произошло.

«Применение типовых моделей системы управления.» - Не понятно, что имелось в виду.

«Утверждение показателей эффективности» - Здесь даже конь не валялся. Есть лишь внутренние показатели отдельных компаний.

«Принятие и гармонизация стандартов.» - Тут я просто промолчу.

«Формирования библиотек типовой документации для ТИМ» - Надо признать, буквально недавно был выпущен документ по повторному применению проектной документации, правда пока без ТИМ.

«Подготовку специалистов.» - Этот пункт можно считать выполненным. Учат ТИМ сейчас много где, но кто во что горазд.

«Стимулирование разработки отечественного ПО для ТИМ.» - Тут работа, в целом, идёт. Хотя у меня все равно есть определённые претензии. Например, моих любимых разработчиков в области линейных объектов просто обделили в разрезе грантовой поддержки.

Как видите, частично это Поручение можно назвать выполненным, но только на 2024 год, а не 2019й, как в нём написано. Но самый главный пункт – система управления и разработка стандартов – я считаю, не выполнен. Хотя иерархия системы управления на уровне государства уже выстроена, об это подробнее в разделе «Как я вижу государственный ТИМ».

Вернемся в мир практического BIM для того, чтобы узнать, что в мае 2018 года Autodesk выпустил ещё один новый открытый стандарт под названием BIM Стандарт для промышленных объектов. Он уже шёл по проторенной дорожке предыдущих открытых BIM Стандартов и нормальным языком объяснял, как строить BIM с точки зрения заказчика в промке.

Ну а теперь наконец-то перейдём к самому весёлому разделу истории BIM в России.

Осенью 2018 года Росстандарт своим приказом от 29 октября 2018 № 2267 отобрал у Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» подкомитет 5 (ПК5) в области цифрового строительства и передал его в ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости». Он существовал с марта 2018, причем без согласования с Минстроем. Напомню, что ПК 5 ТК465 отвечал за разработку нормативных документов в сфере информационного моделирования в строительстве и этот подкомитет был на базе АО НИЦ Строительство.

В тоже время формируется новый ПТК на базе некой ООО «БИМ ассоциация». На тот момент это была никому не известная компания, ранее в проектах внедрения реального BIM не замеченная. И тут получает главенство в разработке стандартов. И сразу же 16 ноября, буквально через три недели, от имени ПТК 705 рассылаются два новых стандарта на основе переведённых стандартов ISO.

Именно в этом момент противостояние BIM Ассоциации и практикующих специалистов из ПК5 ПТК465 выходит на максимальный уровень, а пиком будет начало 2020 года, об этом чуть позже. Что это за конфликт? История на самом деле некрасивая, весь 2018 год сопровождался внутренними перепалками между этими специалистами, потому что ПТК 705 как конкурирующий был создан в марте 2018 и практически сразу пошёл в атаку. Ругань и критика даже остались на просторах интернета. Но самое интересное, что позиция главного общественного рупора практикующих специалистов Марины Король до сих пор находится в архивах различных интернет-сайтов, и вы можете ознакомится с ней, а вот официальный ответ BIM Ассоциации был удален с их сайта в начале ноября 2023 года. Когда я начинал подготовку к написанию этой части, их ответ был доступен, но вот на момент записи ролика он уже был удален. Причем так, что вы сейчас даже не найдёте его в кэше гугла. Мне удалось сохранить себе кэш от 31 октября, потому что я заметил, что источники, которые я использовал, начали исчезать. Сейчас на месте письма BIM ассоциации висит страница 404. Да и в целом, их сайт был серьезно почищен, удалена вся история за прошедшие годы.

В итоге, чтобы не рыться в грязном белье обеих сторон, скажу, что ничего хорошего это противостояние не принесло. Были взаимные блокировки стандартов, повышенные тона на публичных мероприятиях и т.п. Итогом деятельности BIM ассоциации стала приемка стандартов серии ГОСТ Р 10.00., которые являлись переводами стандартов ISO. К качеству этих переводов были вопросы. Сами эти стандарты не используются в реальной работе из-за того, что фактически представляют собой вставленный кусок чужеродных стандартов, выпадающих из текущего процесса. Для того, чтобы они работали, нужно было и дальше вести работу по изменения процесса строительства, чего сделано не было.

15 февраля 2019 года, т.е. спустя 4 месяца после ликвидации ПК 5 ТК465, был назначен новый председатель Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» и был возвращён ПК-5, причем в более расширенном виде и с новым функционалом, на базе ФАУ ФЦС, но ПТК705 не перестал существовать и продолжил разработку стандартов. Однако Росстандарт в июле 2019 года эти два слил в один на базе ТК465.

Первый раунд противостояния закончился тем, что полномочия были возвращены к ПК5 ТК465, но вот тот вид, который он приобрел в 2019 году, не вселял надежды на конструктивную работу.

Тем временем мы переместились в 2019 год. Напомню, что 1 июля 2019 года истёк срок Поручения № Пр-1235 от 19.07.2018г. Президента России В.В. Путина разработать и внедрить технологии информационного моделирования в строительстве., что естественно не было сделано.

В июле 2019го внесены первые определения ИМ и Классификатора строительной информации в Градкодекс.

Определение — это одновременно хорошо и плохо. Почему так? Начнём с озвучивания этого определения из раздела 10.3 Градостроительного кодекса.

«Информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) - совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства»

Такая расплывчатая формулировка даёт возможность сделать ИМ любой набор файлов, разложенный по папочкам со сводным XML файлом или даже CSV файлом, в котором в экселе прописано, что входит в комплект этих файлов. Вам не нужно создавать полноценную BIM модель, по этому определению всё просто. Как видите, ГК даёт шанс на спасение тем, кого вынуждают делать BIM там, где он не нужен или требования не корректны. Но тут же кроется и недостаток, например, что такое совокупность взаимосвязанных сведений? Каждый может трактовать эти слова по-своему, нигде оно не определено. Не определено прежде всего с технической точки зрения. Как осуществить это и доказать, что файлы находятся в совокупности и взаимосвязанности? В моей практике уже были проблемы из-за разной трактовки этой фразы. Отдельно ещё можно подискутировать о том, что такое сведения, документы и материалы. С точки зрения текущего законодательства, потому что там тоже есть проблемы.

Вернёмся в Минстрой, в июле 2019 года было ещё одно важное событие – заседание открытой Экспертной группы по внедрению технологий информационного моделирования. На этом заседании директор ФАУ ФЦС Андрей Басов представил «Концепцию внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологии информационного моделирования в Российской Федерации». Почему это важно? Одна из проблем, о которой я буду говорить в итогах, заключается в том, что мы так до конца и не знаем, зачем BIM государству. Оно как-то нечётко пытается объяснить цели и задачи, но результат пока невнятный. В этой же концепции были ясные цели, задачи, предпосылки, сформирована проблематика существующих систем, предлагаемые организационно-технические решения, риски, этапы реализации. В общем-то внятный документы, который описывал что, когда, зачем и как. Да, неидеальный, там много чего не хватало для нормальной стратегии, но хоть что-то. Было несколько версий этой концепции, и самое интересное, что её последняя версия, которую я читал, недоступна на открытых и официальных ресурсах. В открытом доступе, близкой к финальной версии концепции, мне удалось найти только в Дзене коллег из компании БИКСИТ. Очевидно, она там размещена неофициально. Но самое печальное в конечном итоге - даже такая концепция не была принята и не доведена до общественности.

Также на этом заседании отдельно поднимался вопрос о необходимости общего классификатора, поэтому уже в августе 2019 был запущен НИР по разработке классификатора строительной информации (КСИ), со сроком выполнения к концу 2019 года. Именно за идею общего классификатора сейчас многие эксперты и критикуют КСИ. Основу этого заложили именно тогда, вернее даже сильно раньше. Хорошо помню, когда где-то в году 2014-2015 кто-то из чиновников спрашивал, что нужно в первую очередь делать, и мы дружно отвечали - классификатор - вот его и получили.

Мы постепенно переходим к 2020 году, который начался с громкого события. Приказом от 05 февраля 2020 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии отменило национальные стандарты ГОСТ Р 58439 1 и 2, которые вступили в силу всего 5 месяцев до этого, 1 сентября 2019 года.

Это чрезвычайно важное событие, по моему мнению. Почему же? Эти ГОСТы были построены на основе ISO 19650. Ключевым здесь являлось, что ГОСТы позволили бы начать процесс движения к информационному менеджменту по уже проторенной дорожке других стран. Мы бы смогли начать выстраивать процессы и управлять информацией, учитывая опыт и все ошибки тех, кто уже прошел этот путь по всему миру. Именно это событие зафиксировало окончательный поворот не туда. Мы тогда сказали - если перевести на язык всем понятного примера (например, математики) - что нам не нужны наработки всего мира в области математики, мы будем делать свою математику начиная со времен Пифагора. Этим займутся два с половиной человека из соседнего НИИ по совместительству, но мы проведём тендер в соответствии со всеми федеральными законами.

Да, эти ГОСТы потребовали бы существенного изменения процесса проектирования и строительства, да, они были непонятны тем, кто не работал с информационным моделированием как управлением данными (т.е. почти всем на тот момент), да, они были неидеальны с точки зрения устаревшего процесса нормотворчества и терминологии. Но это был шанс сразу делать нормально. Мы все равно сейчас начинаем приходить к тому, что там уже было написано, но через боль и страдание всего рынка, включая регулятора.

Чрезвычайно интересен был и процесс, как отменялись эти стандарты. Он был молниеносным. Сначала компания ООО «ПромСтрой», которая до этого никогда не занималась BIM и сейчас находится в стадии ликвидации с кучей проигранных исков по ненадлежащему исполнению договоров, подала 14 января 2019 года апелляцию в Росстандарт. 16 января в экстренном порядке апелляция была вынесена на заседание рабочей группы Комиссии по апелляции Росстандарта. Несмотря на возражения профильной организации по стандартизации в строительстве — ФАУ «ФЦС» — рабочая группа без проведения экспертизы немедленно приняла решение о необходимости отмены этих ГОСТов.

Давайте же посмотрим, почему же так экстренно было необходимо отменять такие важные основополагающие стандарты. Знатоки нормотворчества из ПромСтроя взяли определение ИМ из Градкодекса и указали, что в новом ГОСТ определение отличается от определения в Градкодексе. Формулировка ИМ была взята из ISO19650, и ключевым в нём указана взаимосвязь информационных контейнеров.

Вы бы знали, сколько было сломано копий тогда вокруг этих информационных контейнеров. Так вот, возмутило специалистов ПромСтроя не только то, что определение противоречит Градкодексу (хотя это тоже не так однозначно), но ещё и то, что использование информационных контейнеров, по их мнению, цитата «приводит к рискам использования закрытых проприетарных форматов внутри такого контейнера и увеличения импортозависимости строительной отрасли». Я считаю, в тот момент они спасли всех наших производителей САПР, ведь сейчас мы полностью независимы в этом плане, правда же? Вот только странным образом формулировки специалистов ПромСтроя почти полностью совпадают с письмом президента БИМ-Ассоциации Александры Никульцевой, написанным ею осенью 2019 года на тему необходимости отмены этих же стандартов. Уверен, никакой связи, кроме банального совпадения, здесь нет. Ну и тот факт, что руководителем рабочей группы Комиссии по апелляции Росстандарта на тот момент являлся Сергей Пугачев, одновременно вице-президент BIM-Ассоциации, на тот момент, это тоже исключительно совпадение и не нужно здесь искать какие-либо связи. 

Далее в письме ещё приводилось незначительное процедурное нарушение, и соответственно эти ГОСТы из-за таких серьезных доводов должны быть отменены немедленно, что и было сделано.

Земной поклон вам, уважаемые сотрудники ООО «ПромСтрой» и Росстандарта, за то, что вовремя защитили нашу строительную отрасль от тлетворного влияния запада и не допустили принятия чужеродных стандартов. Самое забавное, что при обсуждении и отмене ГОСТ было много проблем с термином информационных контейнеров. И вот мы пришли к тому, что сейчас в области ТИМ узаконены только два формата XML схемы по направлениям и IFC, которые являются ничем иным как информационными контейнерами. Естественно, отмена таких ГОСТ вызвала бурю эмоций в профессиональном сообществе, но никто сообщество слушать не стал. Там на верху было виднее, как надо BIM внедрять. 

В итоге, отменные ГОСТы стали началом конца ПК5 ТК465, т.к. именно руководство подкомитета поддержало отмену этих ГОСТов, в тоже время почти все члены были против этого. Уже в марте 2020 года руководство ПК5 было заменено, а состав ПК5 существенно обновлен.

Но не нужно всё валить на ранее озвученные организации. К тому моменту стало окончательно понятно, что мы пойдём своим путем и будем изобретать чугунный велосипед с квадратными колесами, который едет только с горочки, поэтому всем участникам будет больно и дорого. Этот путь уже определило государство и, думаю, ГОСТы были убиты целенаправленно именно для этого. В сентябре 2020 года появилась первая версия ПП 1431. Напомню тем, кто не знает или запамятовал, ПП1431 определяет правила формирования и ведения информационной модели. Любому бимщику понятно, что такой документ должен выглядеть, как типовой EIR, но если посмотреть на Постановление глазами бимщика, то можно разочароваться в жизни. В нем предельно криво бюрократическим языком были описаны правила уже для ТИМ.

В марте 2020 была инициирована разработка новой ДК, уже третьей по счёту. Напомню, предыдущую, принятую в апреле 2017, с акцентом на ценообразование и странными формулировками, естественно, никто не реализовал.

В октябре 2020 года стартовала разработка комплекса стандартов «Единая система информационного моделирования» - ЕСИМ. Это отдельная большая тема. Вкратце – ЕСИМ - это комплекс стандартов опережающего нормотворчества, который должен дать основу для всех направлений ТИМ. Занимается этим команда ОЦКС Росатом. Процесс разработки серьезно затянулся и прежде всего из-за того, что авторы поставили перед собой сверхамбициозную задачу – создание нового поля нормативного регулирования, грубо говоря новый ЕСКД и СПДС для нового технологического уклада на основе информационного моделирования. Что даёт свои плюсы и минусы. Отличительной особенностью разработки ЕСИМ является финансирование работ со стороны Росатома, а не Минстроя. Это и позволило разработчикам наконец-то взаимодействовать с профессиональным сообществом, за что им большое спасибо. Но сам процесс такого взаимодействия и объем нормирования настолько сложны, что разработка до сих пор не закончена.  

Ну и самое интересное: в 31го декабря 2020 году (опять в пожарном порядке, чтобы успеть до конца года) подписана новая версия СП333 2020 года. Казалось бы, отлично. СП версии 2017 года хоть и позволяли работать в BIM, но были очень простыми и с кучей проблем. Их действительно нужно было корректировать, обновлять. Но тут вышла проблема – новые СП не имели ничего общего со старыми — это были принципиально новые документы! Занимались ими совершенно другие команды. Если первые СП были разработаны НИЦ Строительством и компанией «Конкуратор» в тесном взаимодействии с практикующими экспертами, именно поэтому по ним можно было работать, то СП версии 2020 делались НИУ МГСУ и «ОЦКС» «Росатом» специалистами, имеющими заслуги в области научно-теоретического направления.

Я лично хорошо знаком с авторами этого документа и безмерно уважаю их за ту научную глубину знаний и опыта, что у них есть. Но я всегда говорил, что в BIM мало науки — это сугубо прикладное направление, сконцентрированное на управлении. Науку можно применять только в фундаментальных задачах, таких как ЕСИМ или в смежных областях. В результате, СП 2020 года получился исключительно те-о-ретический. Всё то, к чему опытные специалисты уже давно привыкли, было изменено. Зачем это было делать? Мне, к сожалению, непонятно. Я бы смирился с этим, если бы был какой-то практический смысл таких радикальных изменений. Более того, когда я спрашивал разработчиков, зачем был сделан такой безумный список атрибутов, ведь большинство современных САПР автоматически сформировать его не смогут, я получил ответ, что разработчики САПР должны сделать такую возможность. Имея опыт общения с разработчиками от топов Autodesk до наших программистов САПР, я понимаю, что на это уйдут годы, в лучшем случае. А СП уже введен в действие! Так вот мы опять получили документ, который невозможно реализовать и который введен в действие. Считаю такую ситуацию просто преступной.

Ещё из забавного, что тогда были изменены только СП 333, 328,  а 331, 301 и 404 остались не тронуты с 2017-18 года, до сих пор. Напомню, что тот же СП404 является прямым наследником отменённых ГОСТ Р 58439 и описывает, как надо писать План реализации проекта с применением информационного моделирования (ПИМ), который нигде более не фигурирует и не понятно, что делать с этим документом в рамках уникальной отечественной НПА. Потому что ПИМ это BEP (BIM Execution Plan), который является часть ISO 19650, который в свою очередь является отменным ГОСТ Р 58439. В рамках ГОСТ Р 58439 ПИМ был необходим, а сейчас этот ГОСТ просто не существует, но СП и ПИМ существует.

Что мы узнали в этом разделе?

За период 2017-2020 года были принято множество документов - я и половины здесь не перечислил. Но несмотря на это, толку было мало. Все документы этой эпохи были либо переведенные ISO, которые не были вписаны логичную схемы и так и остались бесполезными отрывками, либо были продуктом бюрократического и теоретичного подхода. Практические элементы покинули НПА и НТД именно в этот период. Ну и внутренние войны за стандарты только ухудшили ситуацию.

  1. 2021 «Загоняем всех в ТИМ»

Начиная с 2020 года плотность событий в государственном BIM возрастает многократно. Я выделю лишь самые важные.

Уже в январе 2021 года появился проект ПП331, который обязывал применять ТИМ на всех проектах с участием государственных денег. Причем в тексте проекта была очень важная оговорка: для всех проектов стоимостью более 500 млн. рублей. Это очень правильная оговорка, которая бы позволила сэкономить кучу времени и денег региональным УКСам. Но этого сделано не было.

5 марта было подписано всем известное постановление №331, в котором были убраны эти 500 млн. - что я считаю большой ошибкой.

В апреле 2021 года по итогам ежегодного Послания Президента Российской Федерации Путина вышел документ с поручениями Пр-753, в котором в п.2-в звучало следующее:

Обеспечить разработку и реализацию плана мероприятий («дорожной карты») по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также по стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в Российской Федерации.

По итогам этого поручения, по старой доброй традиции под занавес года, 20 декабря 2021 г. распоряжением № 3719-р Правительство РФ утвердило новую «дорожную карту» по использованию технологий информационного моделирования в строительстве, уже 3ю по счету. Назывался этот документ «План мероприятий (дорожная карта) по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в РФ»

Что написано в новой ДК? В этой ДК аж 34 пункта и 4 раздела на 16-и страницах. Казалось бы, наконец-то серьёзно проработанный план? Но есть деталь. Если во второй дорожной карте 2018 года ТИМ шёл в нагрузку к ценообразованию, то в этой ДК про ТИМ как об обеспечивающей технологии шла речь лишь в одном разделе и лишь в паре мест. Все остальные 15 страниц были отданы другим цифровым технологиям строительства – лазерному сканирование, фотограмметрии, умным домам, отечественному оптоволокну, ЦОД, модульному строительству, аддитивным технологиям, БПЛА, аэромониторингу, ГИС, VR и AR, энергоэффективным и экологичным материалам. Не спорю, всё это нужно. Но тогда это План должен был бы называться «применение цифровых технологий в строительстве». Зачем было прикрываться ТИМ? Но если мы заглянем в текст послания Президента, то увидим:

«Прошу Правительство подготовить чёткий пошаговый план сквозного повсеместного использования цифрового проектирования, производства и внедрения самых передовых энергоэффективных материалов. Это важно и для ответа на климатические, экологические вызовы.»

Именно поэтому в данной дорожной карте так много про другие цифровые технологии и так мало про ТИМ. И кстати, все пункты в разделе ТИМ были выполнены.

Итого история Дорожных карт по BIM в Российской Федерации выглядит вот так. 

  1. Дорожная карта №1 от 29.12.2014 (926пр)

Самый простой план на трех страничках и нереальный под названием «План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства.»

  1. Дорожная карта №2 от 11.04.2017 (2468п-П9)

Теневой план от BIM Ассоциации, с упором на ценообразование, под названием «План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах "жизненного цикла" объекта капитального строительства.»

  1. Дорожная карта №3 от 20 декабря 2021 г. (3719-р) 

В нем применение цифровых технологий в строительстве + чуть-чуть про ТИМ, под названием «План мероприятий по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также по стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в Российской Федерации»

Но это не последняя Дорожная карта (План мероприятий) в 2021м году. В ноябре 2021 года была подписана уже зам.предом Правительства М.Ш. Хуснулиным новая Дорожная Карта о реализации ПП331, поэтому я не включил её в общий зачет, т.к. она уже не про BIM в целом, а под конкретную задачу и подписана, не премьером, а вице-премьером. Напоминаю, что с 1 января 2022 года необходимо обязательное применение ТИМ в проектах с бюджетными деньгами. Вот она уже полностью посвящена ТИМ. Целых 23 страницы, посвященных ТИМ! И опять, казалось бы, вот оно наконец-то то, чего нам так долго не хватало. Но не спешим радоваться: на все эти 23 страницы расписан план по реализации именно ТИМ! Не BIM! Причем план расписан с точки зрения бюрократа. Это не хорошо и не плохо, это нормально для государственного регулятора. Нужно понимать, что этот план призван решать задачи ТИМ и реализацию ПП331 в разрезе государства, а не BIM в интересах отрасли. Это принципиальная разница в стиле ожиданиереальность. Именно эту дорожную карту можно считать актуальной на начало 2024 года, и по ней государственные органы раз в полгода отчитываются о реализации поставленных задач.

Что можно сказать о событиях за 2022-2023 года в области ТИМ? Тут уже я не буду особо погружаться в историю. Но базовые события опишу.

С 1 января 2022 мы вошли в новую эпоху, когда ТИМ стал обязательным для всех вновь начинаемых проектов, финансируемых из средств бюджета. Сразу же стало понятно, что далеко не все готовы выполнять это требования. Например, даже по итогам 2023 года практически во всех регионах количество проектов, подходящих под ПП331, было больше, чем проектов, в требованиях которых прописана ИМ. Вот наглядная статистика от самого Минстроя.

Интересная ситуация с 1431. С марта 2023 года закончился срок действия этого документа, прописанный в нём самом. Ну т.е. с марта 2023 нет официальных правил формирования и ведения ИМ в стране. Понятное дело, что для коммерческого BIM от этих правил не холодно, не жарко, но значительная часть стройки у нас работает с государственными деньгами, а значит 1431 — это краеугольный камень, вокруг которого строится вся работа. На момент записи ролика новое постановление до сих пор не принято и, честно говоря, лучше бы не принималось.  

Давайте вернемся к ПК5 ТК465. После многочисленных скандалов предыдущих лет имя этого подкомитета было подпорчено, да и работа его очевидно никого не устраивала. Поэтому было принято решение о создании нового Технического комитета. В 2021 году была предпринята попытка сформировать самостоятельный ТК «Информационное моделирование» на базе Росатома, однако эта идея не нашла поддержки в профессиональном сообществе и в Минстрое России. Поэтому ТК 505 «Информационное моделирование», было сформировано приказом Росстандарта от 29 марта 2022 года на базе института развития «ДОМ.РФ» с целью обеспечения разработки нормативно-технической документации и в области ТИМ в строительстве. Надо признать, что техническая сторона обеспечения работы этого комитета со стороны Дом.рф явно лучше того, что было.

В 2023 активнейшим образом начали появляться альтернативные нормативные документы, разработанные по инициативе различных организаций, ранее не замеченных в нормотворчестве.   

Например, ПНСТ от ДОМ.РФ, ТИМ регламенты от Департамента строительства Москвы или даже аналог ЕСИМ от Группы Компаний СиСофт. Появление таких документов говорит о глубочайшем кризисе в отечественном нормотворчестве. Мы до сих пор не имеем структурированной схемы нормативных документов от верхнеуровневых ГОСТ до технических СП, которые бы внятно описывали, как делать ТИМ и тем более BIM. Мы даже не знаем, зачем государству ТИМ и как оно всё должно работать.

Что мы узнали в этом разделе?

Я постарался подобрать материал так, чтобы было максимально видно все проблемы государственного НПА и НТД в BIM. Именно исторический экскурс подготовил вас к пониманию следующих разделов моего фильма. Какие-то события в области BIM я опустил, потому что, понятно, за 15 лет произошло столько всего, что можно писать увесистую книгу.  

В следующей статье вы сможете ознакомится со стратегическим видением государства в области BIMТИМ и текущей схемой цифровизации государственного строительства.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо