«Честный знак» добрался и до стройматериалов - цена вопроса 20 млрд рублей
Маркировка «Честный знак» может появиться на тарированных строительных материалах некоторых категорий – это произойдет в случае подписания постановления правительства России, проект которого в настоящее время размещен на портале проектов нормативно-правовых актов.
Причина появления документа - увеличение доли фальсифицированных сухих строительных смесей, цемента, а также наличие в обороте нелегальных и контрафактных отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке, которые приводят к рискам возникновения угроз для жизни и здоровья граждан Российской Федерации, потерям бюджета России. Нелегальный оборот отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке в 2023 г. составил не менее 12 % от общего объема рынка. Реализация фальсифицированных и контрафактных строительных материалов в потребительской упаковке осуществляется в секторе розничной и оптовой торговли, а также производителями напрямую, что является практически неконтролируемым сектором дистрибьюции.
Предполагается, что с 1 апреля 2025 года маркировка появится на упаковках цемента, гипса, а также извести и сухих строительных смесей, а с 1 сентября 2025 года - на упаковках для герметиков, монтажных пен, шпатлёвки и мастики.
Постановление утверждает правила маркировки строительных материалов, обеспечивающих поэкземплярную прослеживаемость, контроль за оборотом строительных материалов, обработку информации и мониторинг оборота строительных материалов, применение риск-ориентированного подхода в работе надзорных органов, общественный контроль с помощью мобильного приложения «Честный знак».
Для нанесения маркировки производителям придется приобрести программно-аппаратные комплексы, установить необходимое оборудование и, скорее всего, выделить сотрудников для такой работы. Минпромторг оценил затраты производителей на введение маркировки в 19,6 млрд рублей за 6 лет действия документа. А неисполнение требований грозит административными штрафами и Уголовным кодексом.
Конечно, данная инициатива весьма выгодна для бюджетов всех уровней, поскольку увеличит налоговые поступления в федеральный бюджет – 10,467 млрд руб.; в бюджеты субъектов Российской Федерации – 39,590 млрд руб., в местные бюджеты – 0,129 млрд рублей за 6 лет.
Отметим, что сами производители не в восторге от такой инициативы правительства России: на пресс-завтраке (https://www.ancb.ru/publication/read/16913 ) директор по маркетингу и сбыту региона Россия и Беларусь компании КНАУФ Алексей Зимин выразил сомнение в эффективности данной маркировки. Предполагается, что покупатель будет через куар-код «Честного знака» считывать информацию о производителях и свойствах продукта, но сколько у нас таких сознательных потребителей? И кто будет сканировать сотни мешков со смесями при доставке их на стройплощадку? А затраты только одной компании КНАУФ на это «удовольствие» составят более 100 млн рублей.
АНСБ запросил комментарий данного документа у НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" и у других отраслевых объединений.
Проект постановления правительства будет находиться на публичном обсуждении до 4 октября с.г.
Документ доступен по ссылке: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150606