Депутаты по осени займутся поправками в ГрадКодекс. Опять
Законопроект № 664897-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ (об обязанности осуществлять строительство инфраструктурных объектов при КРТ)» принят в 1 чтении.
Предлагается предусмотреть упрощенный порядок внесения изменений в генеральные планы и правила землепользований и застройки для случаев КРТ по инициативе правообладателей. Так, договор о КРТ по инициативе правообладателей наравне с решением о КРТ будет являться основанием для внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, которые в соответствии с ГрК РФ будут вноситься в сокращенные сроки.
Лица, осуществляющие КРТ на основании решения о КРТ, будут обязаны осуществлять строительство социальной инфраструктуры. При этом источник финансирования такого строительства будет определяться при принятии решения о КРТ.
Законопроект также содержит ряд норм, которые, в целом, носят корреспондирующий характер, но связаны непосредственно с институтом КРТ.
Законопроект № 201511-8 «О внесении изменения в ст. 41-1 Градостроительного кодекса РФ (по вопросу подготовки документации по планировке территории)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Устраняет неоднозначности правового регулирования в сфере подготовки единой документации по планировке территории на несмежные территории в рамках реализации единого решения о КРТ.
Предлагается дополнение, позволяющее осуществлять комплексное развитие территории по одному договору в отношении двух и более несмежных территорий и подготовку единой документации по планировке территории по данному договору, в случае принятия нормативно-правового акта субъектом и установления таких случаев.
Законопроект № 690412-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» внесен на рассмотрение.
Документ разработан для совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и направлен на первоочередной ввод новых объектов социальной инфраструктуры. Он призван обязать застройщиков проектировать объекты социальной инфраструктуры на этапе разработки проекта КРТ и ставит барьер на ввод в эксплуатацию жилых домов и комплексов без первоочередного ввода в эксплуатацию дополнительных объектов социальной инфраструктуры.
Законопроект № 467032-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения прав граждан при КРТ (уточнение положений в части защиты жилищных прав граждан при реализации проектов КРТ)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Проектом ФЗ вносится ряд изменений в Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части предоставления персональной информации при реализации решения о КРТ.
Изменения будут способствовать актуализации отдельных положений нормативных правовых актов в части реализации решения о КРТ, а также позволят более полно защитить жилищные и имущественные права граждан в указанной части.
Законопроект № 714637-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесен на рассмотрение.
Предлагается внести изменения в законодательные акты, предусматривающие совершенствование процедуры изъятия объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд в целях КРТ. Это позволит выработать системный подход к вопросам совершенствования правового регулирования КРТ.
Законопроект № 553849-8 «О внесении изменений в ст. 32-1 Жилищного кодекса РФ (о расширении перечня обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении КРТ)» внесен на рассмотрение.
Предлагается установить, что по истечении одного календарного года со дня принятия решения КРТ застройщик будет обязан возместить изымаемое жилье, исходя из его рыночной стоимости на день заключения договора о возмещении с собственником указанного имущества.
Предлагается закрепить право многодетных семей взамен освобождаемого жилого помещения получить другое жилое помещение, расположенное именно на территории, в отношении которой принято решение о КРТ жилой застройки.
Вводится обязательство для юридических лиц, в собственность которых переходят многоквартирные дома, включенные в границы такой территории, передать 5% помещений в указанных домах для предоставления их гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Законопроект № 635069-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (об операторе КРТ)» внесен на рассмотрение.
627-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» ввел в законодательство понятие «оператор комплексного развития территории, определенный РФ или субъектом РФ». Вместе с тем в ряде статей Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ сохранился термин «юридическое лицо, определенное РФ или субъектом РФ», который предлагается заменить термином «оператор комплексного развития территории, определенный РФ или субъектом РФ».
Документ направлен на устранение юридико-технических противоречий в федеральных законах, регулирующих реализацию решений о КРТ оператором КРТ.
Законопроект № 635075-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (о внесении сведений о границах территорий, в отношении которых принято решение об их комплексном развитии, в Реестр сведений о границах в составе Единого государственного реестра недвижимости)» внесен на рассмотрение.
Предлагается ввести обязанность для государственных, региональных и муниципальных органов власти, которые принимают решение о реализации проекта КРТ, направлять сведения о границах таких территорий в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В свою очередь Росреестр будет включать данные сведения в выписку, содержащую общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Это позволит гражданам при запросе выписки получить одновременно информацию о факте включения объекта недвижимости в границы КРТ.
Законопроект № 630243-8 «О внесении изменения в ст. 13-4 ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (о способах реализации имущества ППК «Фонд развития территорий»)» находится на рассмотрении в 1 чтении.
Предлагается дополнить способы распоряжения имуществом Фонда таким, как его реализация без проведения торгов. Применение указанного механизма восстановления прав пострадавших участников строительства на территории РФ позволит уменьшить количество объектов незавершенного строительства и увеличить число восстановленных прав «обманутых дольщиков».
В качестве дополнительного критерия возможности реализации имущества Фонда без проведения торгов будет являться решение Правительства РФ с учетом того, что Фонд обязан будет руководствоваться официальной оценкой, произведенной оценщиком, по аналогии с реализацией имущества на торгах.
Законопроект № 518788-8 «О внесении изменений в ФЗ "О промышленной политике в РФ" (о государственной поддержке комплексных инвестиционно-строительных проектов, реализуемых российскими организациями на территориях иностранных государств)» находится на рассмотрении во 2 чтении.
В качестве проектов комплексного строительства на территории иностранных государств могут выступать: бондовые склады, зоны, транспортно-логистические центры; промышленные кластеры; портовая инфраструктура.
Предлагается закрепление в действующем законодательстве термина «комплексное строительство промышленных объектов на территории иностранных государств» и определение способа его государственной поддержки.
Законопроект № 501213-8 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ (в части регулирования отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог)» принят в 1 чтении.
Предусматривается разработка уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей создания, содержания и эксплуатации лесных дорог.
Уточняются и дополняются иные положения действующего законодательства, обусловленные необходимостью приведения его в системное соответствие с положениями законопроекта.
Положения законопроекта, направленные на регулирование отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог, позволят в дальнейшем обеспечить развитие лесной инфраструктуры.
Законопроект № 643017-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части наделения публично-правовой компании «Роскадастр» полномочиями по выполнению комплексных кадастровых работ)» внесен на рассмотрение.
Сейчас для выполнения ККР Росреестр направляет средства федерального бюджета регионам. ККР федерального значения будут выделены в самостоятельный вид работ. Полномочиями по выполнению ККР за счет федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий, планируется наделить ППК «Роскадастр». Также будут установлены другие виды ККР – регионального и местного значения.
Для реализации законопроекта будут разработаны правила предоставления субсидий из бюджета Роскадастра на выполнение ККР федерального значения. Стоимость выполнения ККР ППК «Роскадастр» в отношении одного объекта недвижимости, рассчитанная на основании текущих цен, будет составлять 1200 руб.
При этом законопроект не отменяет необходимости проведения процедур, предусмотренных 44-ФЗ в отношении ККР регионального и местного значения, выполняемых на основании контракта.
Законопроект № 702401-8 «О внесении изменения в ст. 7 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесен на рассмотрение.
Проект ФЗ разработан для обеспечения участия граждан в решении важных вопросов, связанных с разработкой и утверждением генерального плана, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план, проектов правил землепользования и застройки, планировки территории. В настоящее время продолжают действовать ограничения, установленные законодательством на 2022, 2023 и 2024 годы в качестве временной меры поддержки строительной отрасли на период эпидемии Covid-19.
Законопроект № 681325-8 «О внесении изменения в ст. 29.2 Градостроительного кодекса РФ» внесен на рассмотрение.
Предлагается обязать органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливать в региональных нормативах градостроительного проектирования предельные значения расчетных показателей минимально допустимого количества парковочных мест, оборудованных зарядными устройствами для электротранспорта, в количестве не менее 5% от общего числа парковочных мест, сделав обязательной рекомендацию Минстроя России.
Законопроект № 670068-8 «О внесении изменения в ст. 4-2 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (о передаче городу федерального значения Санкт-Петербургу отдельных полномочий РФ по проведению государственной экспертизы проектной документации)» находится на рассмотрении.
Речь идет об объектах капитального строительства, указанных в п. 5.1 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ (уникальных объектов, объектов метрополитена, культурного наследия федерального значения и других, за исключением объектов обороны страны и безопасности государства, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов федеральных ядерных организаций), строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить на территории Санкт-Петербурга и без привлечения средств федерального бюджета.
Законопроект № 107057-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ (в части совершенствования системы государственного учета жилищного фонда)» внесен на рассмотрение во 2 чтении.
Предлагается уточнить понятие государственного учета жилищного фонда, определить, что государственный учет жилищного фонда осуществляется посредством размещения органами местного самоуправления и иными лицами информации в государственной информационной системе ЖКХ, а также уточнить полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления в сфере осуществления государственного учета жилищного фонда.
Принятие законопроекта будет способствовать построению
системы государственного учета жилищного фонда, позволяющей индивидуализировать объекты государственного учета жилищного фонда, в том числе по его отдельным техническим характеристикам.
Законопроект № 1162929-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством многофункциональных зданий» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Предлагается ввести понятие «многофункциональные здания» и распространить действие Жилищного кодекса РФ на правоотношения, связанные с многофункциональными зданиями.
Предлагается предусмотреть право субъектов устанавливать региональные нормативы градостроительного проектирования в отношении многофункциональных зданий. Описывается проведение переустройства и (или) перепланировки помещения в многофункциональном здании и перевод нежилого помещения в жилое помещение.
Регулируется предоставление собственникам помещений права общей долевой собственности на общее имущество в многофункциональном здании.
Для повышения защищенности граждан, приобретающих апартаменты в многофункциональных зданиях на этапе строительства, предлагается распространить на указанные правоотношения обязательное применение норм 214-ФЗ.
Законопроект № 574624-8 «О внесении изменений в ст. 8 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (в части конкретизации требований о передаче застройщиком объекта долевого строительства)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Отсутствие детальных процедур и требований передачи застройщиком участнику долевого строительства объекта недвижимости приводит к тому, что устранение разногласий между застройщиком и участником долевого строительства происходит в судебных инстанциях.
Законопроектом устраняется этот очевидный изъян, а также конкретизируются некоторые процедуры и требования, устраняющие пробелы в порядке передачи застройщиком участнику долевого строительства объекта долевого строительства.
Законопроект № 635077-8 «О внесении изменений в ст. 55-16 Градостроительного кодекса РФ (об увеличении размера обязательств для определения уровня ответственности членов отдельных СРО)» внесен на рассмотрение.
Предлагается увеличить на 40-50% размер обязательств, предусмотренного для первого и второго уровней ответственности членов СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, без увеличения размера взносов в компенсационные фонды саморегулируемых организаций: по первому уровню ответственности увеличить показатель с 25 млн руб. до 35 млн руб., по второму уровню – с 50 млн руб. до 75 млн руб.
Это позволит микропредприятиям, выполняющим проектно-изыскательские работы, принимать участие в конкурсах или аукционах на проектирование или проведение инженерных изысканий по государственным или муниципальным контрактам без дополнительных финансовых затрат на повышение уровня ответственности.
Фото: ГД РФ
Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_09_2024_pc.pdf