Продажи российской дорожно-строительной техники резко снизились – а что случилось?
В августе российские заводы, занимающиеся производством дорожно-строительной техники (ДСТ), отгрузили продукции на сумму 5,1 миллиарда рублей, что на 33,5% ниже, чем в аналогичном месяце предыдущего года. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные ассоциации «Росспецмаш»
Эксперты объясняют это падением спроса из-за высокой ставки ЦБ и отсутствием больших строек. Так, по итогам первых восьми месяцев 2024 года объем продаж ДСТ сократился на 2%, составив 49,5 миллиарда рублей.
«Мы уже несколько месяцев наблюдаем снижение отгрузок на внутренний рынок. Это касается не только техники российского производства, но и импорт тоже падает. И это падение ускоряется. Мы наблюдаем, что запасы на складах растут на заводах и у дилеров. А связано это с тем, что снижается потребительская активность, уменьшается количество входящих заказов», — объяснил РБК замдиректора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.
Ситуацию прокомментировала и генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук:
«Отрасль дорожно-мостового строительства к 2023-2024 годам достигла исторического пика развития, подрядные организации нарастили парк техники, сформировали трудовые коллективы. Одна из ключевых задач – обеспечение технологического суверенитета – уже решена в части технологий производства, компетенций, кадров и строительных материалов. В части обеспечения отечественной ДСТ есть резервы роста. Сегодня более 90% строительных ресурсов отечественного производства, менее 10% - зарубежные (химия, добавки, масла и так далее). По дорожной технике ещё пару лет назад ситуация была зеркальной – 90% техники было западного производства, 5-10% - отечественные. Сейчас ситуация меняется, но быстро обеспечить потребности рынка качественной отечественной техникой вряд ли удастся, этот процесс длительный и очень затратный.
Если говорить о том, каким образом текущие макроэкономические условия повлияли на ряд ключевых экономических показателей дорожников, то мы отмечаем снижение объёмов подрядных работ на фоне увеличения нагрузки на подрядные организации. В первую очередь, это рост стоимости строительных ресурсов и заработных плат, увеличение долговой нагрузки, рост объёма лизингового портфеля и удорожания по лизинговым договорам. В части дорожной и коммунальной техники мы прогнозируем рост её стоимости, в том числе за счет увеличения ставки утилизационного сбора», - отметила Ярмальчук.
Напомним, что в 2025 году вступает в действие Национальный проект «Инфраструктура для жизни», в рамках которого на дорожное строительство запланировано направить 1,17 трлн рублей на 6 лет. Это значительно больше, чем в данное время, однако инфляция, растущая ставка по кредитам и возможное затихание экономической деятельности ряда компаний несколько сбавляют оптимизм от такой суммы.
По материалам РБК и НАИК