Повышение ставки ЦБ стало двойным ударом для дорожно-строительной отрасли
Последствия для дорожников, к которым приведет повышение ставки ЦБ до 21%, АНСБ прокомментировала член совета директоров АО "Донаэродорстрой", Член Правления АИИК Ольга Бабина:
- Повышение ключевой ставки ЦБ России до 21% создало новую реальность для дорожно-строительной отрасли. Строительные компании столкнулись с нагрузкой по уже взятым кредитам, значительная часть которых была выдана под плавающую ставку, привязанную к ключевой. Это одномоментное увеличение затрат фактически разрушает планирование и ставит под угрозу выполнение текущих контрактов.
Отказ от новых кредитов может показаться логичным, особенно на фоне столь высокого процента, однако это не решает вопрос с подорожанием уже существующих кредитных портфелей. Текущая финансовая политика ЦБ предостерегает от новых заимствований, но она также неожиданно увеличила стоимость обслуживания прежних обязательств, что, по сути, является двойным ударом для отрасли.
Необходимость использования кредитных средств в отрасли обоснована, в первую очередь, двумя факторами: сложность освоения авансовых средств по контракту при их казначейском сопровождении и недостаточность размера получаемых по контракту авансов на покрытие затрат полного технологического цикла производства работ в рамках промежуточных сдач выполнений на заказчика. Также нередки контракты, не предусматривающие вообще авансовых средств.
Очевидно, что экстренно потребуется ряд мер, направленных на смягчение негативных последствий. Необходимо исключить перенос финансирования по контрактам без индексации, а также предусмотреть использование резервных средств на покрытие непредвиденных расходов, включая компенсацию процентов по кредитам.