ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Как свести сметы с реальностью, обсудили на НФИК 2025
24.04.2025

Как свести сметы с реальностью, обсудили на НФИК 2025

В Москве прошел ежегодный «Национальный форум инфраструктурных компаний», организованный НАИК при поддержке ГК "Автодор". В рамках Форума состоялась стратегическая сессия: «Ценообразование в автодорожном строительстве. Итоги первого года применения ресурсно-индексного метода, новая дорожная карта дорожников».

В рамках сессии эксперты обсудили актуальные проблемы ценообразования в строительстве.

Член Совета НАИК, Председатель Совета директоров АО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев выступил в ходе Национального форума инфраструктурных компаний и рассказал о проблемах и способах решения в ценообразовании в автодорожном строительстве. Основными проблемами на взгляд спикера являются: низкие зарплаты в отрасли, заниженные сметные цены на строительные материалы во ФГИС ЦС, высокая кредитная ставка и налоги.

Данные проблемы подтвердили и следующие выступающие, они были едины в своем мнении и о низком качестве наполнения ФГИС ЦС, и о низких зарплатах, из-за которых наблюдается отток кадров.

Как отметил председатель совета директоров компании «Автобан» Алексей Андреев, предприятия в такой ситуации «вынуждены либо залезать в прибыль, останавливая свое развитие (если вообще прибыль есть)», либо брать кредиты или вовсе банкротиться.

Для решения проблемы зарплат, было озвучено предложение установить единую отраслевую зарплату, независимо от региона проведения строительных работ.

И еще одним немаловажным фактором можно назвать предельную «жесткость» контракта. При заключении госконтракта в него закладываются индексы прогнозируемой инфляции, которые зачастую сильно расходятся с инфляцией фактической. Для решения этой проблемы было предложено внедрить механизм формульной цены (аналог 1315-ПП) с пересчетом невыполненных работ при превышении инфляционного индикатора.

Зачастую при оптимизации сметы на строительство, в первую очередь ее сокращают за счет исключения статьи расходов на «Страхование». Но такая практика не всегда может оказаться экономией.

Об этом Член Совета директоров САО «ВСК» Роман Фролов сообщил в ходе НФИК-2025.

Как подчеркнула Генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук, ассоциацией проведен анализ практики применения Методики определения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр. Положениями Методики предусмотрен учет и способ   определения, в том числе затраты на страхование объекта строительства, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Однако проведенный анализ показал, что зачастую отрасль сталкивается с тем, что затраты на страхование объекта капитального строительства не учитываются в сводном сметном расчете, - Мария Ярмальчук.

По инициативе НАИК в проект актуализированного плана мероприятий, включен пункт, направленный на возможность использования лимита средств на непредвиденные работы и затраты в том числе на оплату затрат подрядных организаций на страхование объектов капитального строительства.

По словам Романа Фролова, страхование позволяет участникам проекта обеспечить финансовую устойчивость и защитить свои интересы в случае возникновения непредвиденных событий. И при использовании предложенных инструментов помогает снизить финансовые риски и обеспечить более предсказуемый ход реализации проекта.

"Наше видение путей решения такого рода ситуации – это дать возможность подрядчикам воспользоваться статьей на «Непредвиденные расходы» для оплаты страхования. Таким образом защититься от возможных финансовых затрат со стороны подрядчика, заказчика и государства в том числе", - отметил Роман Фролов.

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов  рассказал о планах министерства для решения текущих проблем в отрасли.

Министерством запланированы к реализации следующие шаги:

- Установление отраслевого уровня оплаты труда;

- Пересмотр нормативов сметной прибыли — от прямых затрат, без учета материалов;

- Введение новых агрегированных индексов-дефляторов по видам строительства;

- Возможность компенсировать непредвиденные, но обоснованные затраты.

Это позволит снизить риски срывов контрактов, повысить устойчивость подрядных организаций, стабильность дорожной отрасли.

По материалам НАИК

Анонсы
1 апреля – 20 сентября 2025 г.
Всероссийский конкурс «Лучший специалист неразрушающего контроля»
• • •
15 мая. Екатеринбург
Пятый всероссийский форум о закупках в сфере строительства и проектирования World Build/StateContract
• • •
19-21 мая 2025 года, Санкт-Петербург
II Петербургский Конгресс сметчиков
• • •
27-30 мая. Крокус Экспо. Москва
CTT Expo 2025
• • •
4 июня, Москва. AMBER PLAZA
Х Юбилейный Международный BIM-ФОРУМ Лето ‘25
• • •
17 июня. Санкт-Петербург.
Ежегодный Национальный форум «ИИ — будущее сегодня»
• • •
19 июля. Москва, МИА «Россия сегодня»
ТИМИ 2025: Пользовательская конференция по Model Studio CS
• • •
20-22 августа 2025. МВЦ «EXPO», г. Астана, Казахстан
Международная выставка строительной индустрии Construction Expo Astana
• • •
20-22 августа 2025, МВЦ «EXPO», г. Астана, Казахстан
Выставка CM EXPO
• • •
9-11 сентября, Екатеринбург
Международная выставка специальной и коммерческой техники
• • •
11-14 ноября, Крокус Экспо.
Специализированная выставка и деловой форум «Безопасность и охрана труда» (БИОТ)
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо