
Объем госзакупок растет вместе с расторгнутыми контрактами
Минфин России представил Ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за I квартал 2025 г.
По состоянию на конец I кв. 2025 г. наблюдается незначительное снижение количества размещенных извещений об осуществлении закупок на 1% при одновременном увеличении их стоимостного объема на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. Количественная структура размещенных извещений в разрезе источника финансирования не претерпела существенных изменений. Конкурентные способы закупок превалируют над неконкурентными, состоявшиеся закупки – над несостоявшимися.
При этом сохраняется тенденция увеличения количества закупок, проводимых с использованием механизма «электронного магазина», а электронный аукцион остается наиболее распространенным конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Среднее количество поданных заявок на участие в закупках незначительно снизилось и составило 2,59 заявок. Наибольшее количество поданных заявок фиксируется при проведении электронного аукциона.
Сохраняется тенденция увеличения количества участников закупок, включенных в единый реестр участников закупок, в том числе количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а также участников, являющихся физическими лицами, в том числе применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые граждане).
Увеличился показатель применения позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Доля количества извещений об осуществлении закупок с использованием каталога составляет 64% от общего количества извещений, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, доля стоимостного объема таких закупок составляет 78% от совокупного стоимостного объема закупок отчетного периода.
Увеличилось общее количество и совокупный стоимостной объем контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок, в том числе количество и стоимостной объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Возросло количество выданных независимых гарантий. Доля количества и стоимостного объема принятых заказчиками независимых гарантий составляет более 99% от общего количества и стоимостного объема выданных независимых гарантий.
На 12% снизилось количество проводимых процедур общественного обсуждения закупок при одновременном увеличении их стоимостного объема на 26%. В структуре заказчиков отмечается увеличение количества и стоимостного объема процедур общественного обсуждения закупок, проведенных федеральными (на 37% и 7% соответственно) и региональными (на 9% и 31% соответственно) заказчиками. В отношении процедур общественного обсуждения закупок, проведенных муниципальными заказчиками, наблюдается снижение их количества на 56% при одновременном увеличении стоимостного объема на 54%.
При этом на 442 процедурах из 572 проведенных процедур не присутствовало ни одного участника обсуждений, на 130 процедурах в отношении закупок, в том числе на выполнение работ по строительству и реконструкции зданий, сооружений, линейных объектов капитального строительства, по строительству и капитальному ремонту социальных учреждений «под ключ», благоустройству территорий, выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, на поставку строительных материалов, в совокупности присутствовало 85 участников обсуждений.
В отношении состоявшихся закупок отмечается снижение их количества на 2,5% при одновременном увеличении стоимостного объема таких закупок на 25%. При этом увеличилось количество и стоимостной объем несостоявшихся закупок – на 20% и 39% соответственно. По результатам несостоявшихся закупок контракт заключен в 65% случаев, что составляет 61% стоимостного объема всех несостоявшихся закупок.
Наиболее распространенной причиной признания определений поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися остается подача единственной заявки на участие в закупке – 70%, наименее распространенной – признание заказчиком всех поданных заявок на участие в закупке не соответствующими требованиям – 1%.
Увеличилось общее количество и совокупный стоимостной объем заключенных контрактов – на 2% и 19% соответственно.
В разрезе источника финансирования наблюдается увеличение количества и стоимостного показателя контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок отчетного периода федеральными (на 9% и 49% соответственно), региональными (на 1,5% и 20% соответственно) и местными заказчиками (на 8% и 14% соответственно).
Возросло количество и стоимостной объем расторгнутых контрактов – на 5% и 30% соответственно. При этом отмечается сокращение количества расторгнутых контрактов, заключенных в отчетном периоде на 15% при одновременном увеличении их стоимостного объема на 52%. Вместе с тем доля таких контрактов в общем количестве и стоимостном объеме контрактов не превышает 1%. При этом наибольшее количестве контрактов как в отчетном, так и в базисном периоде, расторгается по соглашению сторон – 98%.
Снизилось на 4,5% количество осуществленных закупок у СМП при одновременном увеличении их стоимостного объема на 5%. В отношении заключенных по результатам осуществления таких закупок контрактов отмечается увеличение показателей их количества и стоимостного объема на 6% и 27% соответственно.
По состоянию на конец I кв. реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) содержит 27 562 реестровые записи в отношении 10 258 участников закупок.
Что в стройке?
Наибольшее количество и стоимостной объем извещений об осуществлении закупок размещено для целей реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» - 43% и 67% соответственно от всех размещенных извещений. Аналогичная тенденция отмечается при заключении контрактов для целей реализации указанного национального проекта – 41% и 67% соответственно.
Так, в I кв. 2025 г. было размещено 6885 извещений об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» на общую сумму 528 млрд руб.
По нацпроекту заключено 4290 контрактов по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на общую сумму 217,7 млрд руб.
Расторгнуто 32 контракта на общую сумму 1,3 млрд руб.
В рамках осуществления закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту было размещено 1102 федеральных извещений об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) на общую сумму 220,1 млрд руб., региональных – 5878 на 719,1 млрд руб., местных – 23 540 на 505,7 млрд руб.
По результатам определений поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту состоявшимися признано 15 976 извещений на 527,2 млрд руб., несостоявшимися – 13 125 на 767,1 млрд руб.
Заключено 16 265 контрактов по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту на общую сумму 583,1 млрд руб. Расторгнуто 125 контрактов на 2,2 млрд руб., из них по соглашению сторон – 113 на 2 млрд руб., в одностороннем порядке – 12 на 0,2 млрд руб.
Всего размещено 7053 извещений об осуществлении закупок с использованием каталога товаров, работ, услуг по работы по строительству, реконструкции, ремонту на общую сумму 443,2 млрд руб.
Субъекты МСП
В I кв. наблюдалось увеличение количества закупок у субъектов МСП и их стоимостного объема на 4% и 0,001% соответственно, при этом отмечается снижение количества закупок, при проведении которых заказчиком устанавливается требование о привлечении субъектов МСП к исполнению договора субподрядчиков на 26% при одновременном снижении их стоимостного объема на 4%. По результатам осуществления закупок у субъектов МСП наблюдается превалирование доли состоявшихся закупок над несостоявшимися, которая составляет 44% от общего количества и 41% от стоимостного объема закупок.
Объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП на основании сведений, содержащихся в реестре договоров, заключенных заказчиками, составляет 1840 млрд руб., с 93 593 субъектами МСП заключено 203 882 договора. Средняя стоимость договора с субъектом МСП составила 9 млн руб. Номенклатура закупок у субъектов МСП расширена по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. с 1435,4 тыс. позиций до 1764,6 тыс. позиций. Лидеры по объему закупок у субъектов МСП среди субъектов Российской Федерации – г. Москва (511,8 млрд руб.), Республика Татарстан (172,5 млрд руб.), г. Санкт-Петербург (170,5 млрд руб.), Московская область (101,9 млрд руб.), Свердловская область (67,6 млрд руб.).
Объем закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции согласно планам закупки на 2024 год 90 крупнейших заказчиков составил 348,8 млрд руб., в том числе у субъектов МСП 26,4 млрд руб.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) содержит 1528 реестровых записей в отношении 1118 участников закупок.
По материалам Минфина России
Фото: VK, dzen.ru
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: