ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Рынок теплоизоляции в России 
с 2016 года 
сократился на 5-7%
05.03.2017
Строительные материалы

Рынок теплоизоляции в России с 2016 года сократился на 5-7%

На российском рынке теплоизоляции – переизбыток производственных мощностей

Из-за продолжающегося снижения объемов строительства и переизбытка производственных мощностей по итогам 2016 года рынок теплоизоляции в России сократился на 5-7%. К такому выводу пришли эксперты компании PAROC, анализируя текущие тренды в экономике страны и на отраслевом рынке.

 

В 2015 году объем рынка теплоизоляционных материалов в России оценивался на уровне 52,2 млн м3, что на 10% меньше, чем в 2014 году. Половину объема продаж теплоизоляционных материалов 2015 года обеспечили производители каменной ваты. На волокнистые виды теплоизоляционных материалов в целом пришлось около 75% совокупного объема потребления. В 2016 году объем рынка упал, по предварительным оценкам, еще на 5-7%.

 

Наибольшие объемы и выпуска, и потребления теплоизоляционных материалов, чуть более трети, приходится на Центральный федеральный округ, включая Москву и Московскую область. Доли Уральского, Северо-Западного и Приволжского регионов занимают в общероссийском объеме продаж 16, 14 и 13% соответственно.

 

По оценке Игоря Шатца, генерального директора ООО «Парок», в 2016 году на развитие отечественного рынка теплоизоляции влияли несколько факторов. Во-первых, это сокращение объемов стройки, особенно в сегменте коммерческого строительства, который сильно зависит от активности инвесторов. «Та позитивная динамика, которую мы наблюдали еще в начале 2016 года, постепенно сменилась отрицательным трендом: объемы и количество проектов на строительном рынке продолжают сокращаться, застройщикам и девелоперам все сложнее удерживать уровень рентабельности своего бизнеса и находить средства на его развитие. Особенно непростая ситуация в коммерческом строительстве: из этого сегмента из-за высоких рисков практически ушли инвесторы. Однако пока, по нашим оценкам, строительный рынок не нащупал „дно“. Его сокращение продолжается: в 2016 году оно составило 5-7%. Примерно такая же динамика падения ждет и рынок теплоизоляции», — говорит глава PAROC в России.

 

Вторым фактором, влияющим на рынок, Игорь Шатц считает переизбыток производственных мощностей, в виду чего возникают «ценовые войны» и снижается средняя цена теплоизоляционной продукции. Для сравнения: только производством теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты занимаются 45 предприятий. «От этого страдают все производители, поскольку низкая цена ведет к потере рентабельности, прибыльности бизнеса и отражается на развитии всего рынка. Ведь для того, чтобы инвестировать в развитие производства, необходимо зарабатывать. А текущая ситуация этому не способствует», — подчеркивает генеральный директор ООО «Парок».

 

Ситуация со снижением средней цены на рынке влияет и на распределение долей между теплоизоляционными материалами: так доля стекловатной продукции уменьшается в пользу утеплителей на основе каменной ваты. «Цены на „продукцию из камня“ практически приблизились к ценам на стекловату, благодаря чему, особенно в сегменте легких продуктов, каменная вата все больше вытесняет стекольную. К тому же российский рынок исторически тяготеет к каменной вате», — говорит генеральный директор.

 

Еще одним трендом 2016 года Игорь Шатц считает курс на максимальную локализацию производства. По его оценке, сегодня показатель локализации в сегменте минераловатной продукции составляет 97-98%. «Оставшееся 2-3% — это специализированные продукты технической изоляции, которые производятся в Европе», — отметил он.

 

В экспортном направлении слабый рубль отчасти помог тем производителям, у которых есть определенные излишки производства. «Российская продукция вполне конкурентоспособна по сравнению с европейской, не уступает ей в качестве и выигрывает за счет цены», — говорит Игорь Шатц. Однако при этом эксперт отрасли отмечает, что успешность экспорта, в частности, в страны ЕС, зависит не только от каждой компании отдельно, но и от политики протекционизма, которой придерживаются в Евросоюзе.

 

«В Европе есть ряд своих производителей, интересы которых ЕС, конечно же, отстаивает. Так что большого экспортного прорыва из РФ на рынок Европы, тем более в условиях взаимных санкций и ограничений, ждать не стоит. Но окно возможностей для поставок российской теплоизоляции на европейский рынок все-таки открыто и этим надо воспользоваться», — резюмирует Игорь Шатц.

 

Таисия Селедкова

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо