ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Доминирование директивы низких цен ведет к технологической деградации строительной отрасли
01.03.2018

Доминирование директивы низких цен ведет к технологической деградации строительной отрасли

Очень часто в последние годы граждане нашей страны, направляясь в только что построенные дома для изучения своих будущих квартир, вынуждены с опаской повторять девиз Римских гладиаторов «Ave Ceasar! Ut moritori te salutant!!» (Здравствуй Цезарь! Отправленные на смерть приветствуют тебя!). Изучать латынь вынуждает отсутствие в стране механизма, гарантирующего, что это здание построено из прочных и качественных строительных материалов.

Контрольные проверки  инспектирующих органов показывают, что на стройках  страны более половины проверенных строительных материалов и изделий  не отвечают требованиям  нормативных документов (не соответствующие требованиям ГОСТов, СНиПов, РД и т.д.).

Вопрос:  Почему так происходит и что делать?

Нефтеперерабатывающие заводы России постоянно улучшают качество вырабатываемого топлива Евро -3; Евро-4; Евро-5; Евро-6, потому что Правительства Европейских стран, именно Правительства говорят: «Если ваша продукция не отвечает требованиям  Евро, на нашем рынке вам делать нечего, вашей продукции здесь не должно быть!» 

Вывод простой: Минстрой России должен сказать: на рынке будут работать только те заводы, продукция которых отвечает требованиям норм (ГОСТов, СНиПов и т.д.). Значит, работа начатая Минстроем РФ, необходима и должна быть расширена. Идет интенсивная работа по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов».

К сожалению,  по организации  этой работы есть  вопросы:

Первое. Предлагаемые механизмы регулирования приведут к деиндустриализации отрасли, задержке  инновационного развития предприятий. Если ставится задача гарантии безопасности  зданий и сооружений,  во главе угла должен стоять вопрос о создании механизмов контроля качества  строительных материалов.

Мониторинг цен, конечно, дело хорошее, но нужно понимать -существующая практика доминирования директивы низких цен ведет к технологической деградации отрасли. Как достигаются директивные (конкурсные) низкие цены? Это ликвидация системы контроля качества на предприятиях; это упрощение (нарушение) технологических процессов и отказ  от  инноваций; это использование низкокачественного и потому дешевого сырья.

Нужно установить, что ценовой показатель может использоваться только как дополнительный аргумент в сравнении равных по качеству материалов. Без жесткого контроля качества строительных материалов, изделий и конструкций невозможно гарантировать безопасность граждан России. 

Второе:  На сегодня до заводов на местах дошла только следующая  формулировка проводимой работы Минстроем России: предприятия, включенные в список региональными министерствами, должны зарегистрироваться и работать с классификатором стройматериалов, регулярно представлять информацию в ФГИС, за непредставление информации санкции: удаление предприятия с рынка и дисквалификация  руководителя.  За размещение информации в ФГИС все включенные в список предприятия должны платить деньги.

Цифры платежей называются разные: разовый платеж 3700 рублей в момент регистрации, ежегодные платежи, ежемесячные платежи (при том в разных регионах озвучены разные цифры: 4000 ежемесячно в Марий Эл и 5000 рублей в Самарской области, хотя документального подтверждения этих цифр пока не видели).

Но по каким критериям составлены  списки в министерствах? Вопрос этот не праздный. Сегодня руководители предприятий, не включенные в список, хлопают в ладоши: «Ура!  Нам не нужно заниматься писаниной и ежемесячно платить деньги». Но когда Минстрой РФ скажет: «Вас не пустили  к  работе над классификатором, вы не формируете ФГИС, не передаете информацию, значит, вас не должно быть на рынке!», реакция всех директоров (собственников) будет  отличаться от реагирования на предупреждения, они вспомнят о 294 законе  (защита юридических лиц), об Ассоциациях и потянется в суды отстаивать интересы юридических лиц. Результаты  такого подхода могут  оказаться плачевными – вся огромная работа по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»  будет выброшена в корзину.

Тесное взаимодействие региональных министерств  с объединениями  предприятий (Ассоциации, Союзы и т.д.) могло бы предотвратить негативное развитие ситуации. Например, Союз производителей бетона и Ассоциация заводов ЖБИ Приволжского федерального округа России разработали «Положение о Реестре производителей инновационной и качественной  продукции». «Положение» утвердили на совещании директоров заводов ЖБИ. Положение содержит критерии, определяющие предприятия, способные выпускать качественную продукцию. Создание списков предприятий на основе этих критериев может снять многие спорные вопросы, но наши министерства не приучены уважать общественность.

Когда мы созывали съезд директоров заводов Приволжского ФО, мы составили полный список предприятий ПФО, которые позиционируют себя как производители ЖБИ и бетонных смесей. В итоге получилось 1257 предприятий. Вот уже несколько лет мы вычищаем список, исключаем случайно записавшихся, на сегодня осталось 748 субъекта, но процесс не завершен. Без такой информации рынок превратится в шумный базар. Как пример: при  строительстве  первой очереди ТАНЕКО в Ассоциацию поступило 7 телеграмм примерно следующего содержания: «Мы выиграли тендер на поставку ж.б. труб для строительства нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске – подскажите, кто их может изготовить». А трубы такие могут изготавливать всего два завода на территории  Приволжского ФО. Конкурс на поставку свай трапециедального сечения тому же  ТАНЕКО выиграл  Альметьевский ЗЖБИ. Когда пришло время бить сваи, выяснилось, что завод может изготавливать  две сваи в сутки, а ежесуточно нужно было бить по 260 свай. Навести порядок в этом поле без совместных усилии министерства и Ассоциации не удастся.

Вынужден констатировать, что министерства регионов в большинстве своем к такой работе не приучены и не горят особым желанием ей заниматься. А  общественные объединения не приучены следовать советам Мезенцевой О. В.- директор департамента государственной политики  в области технического регулирования стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга РФ, которые она высказала 24 января 2018 года, отвечая на вопросы руководителей АПРО, а именно воспользоваться  положениями  Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, если из органов власти не получен ответ на запрос.   Действительно, у нас нет практики привлечения к ответственности  министров за нарушение этого закона, но опыт дело наживное. А поводов более чем достаточно: при работе с обращением Ассоциации от 29 декабря 2017 года только три адресата из 82 (Минстрой Татарстана, Департамент промышленности Орловской области и Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга) отреагировали на обращение и не нарушили закон.

Организация совместной работы общественных организаций и Минстроя России по реализации Постановления Правительства Российской Федерации «О мониторинге цен строительных ресурсов» показывает, что согласованная работа приносит хороший результат. Если также  дружно поработаем над проблемой  контроля качества строительных материалов, убежден, что такой механизм будет найден.

Юсуп Батдалов,
президент Ассоциации заводов ЖБИ
Приволжского федерального округа России

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо