ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
«МИР КЛИМАТА-2018»:<br />
размышления профессионала <br />
после выставки
18.03.2018
Выставки. Форумы

«МИР КЛИМАТА-2018»:
размышления профессионала
после выставки

В конце февраля—начале марта в выставочном комплексе Экспоцентр на Красной Пресне прошла 14—я Международная специализированная выставка систем кондиционирования, вентиляции, отопления, промышленного и коммерческого холода «МИР КЛИМАТА-2018».

Своими впечатлениями о выставке поделится член Комитета НОСТРОЙ по жилищно-гражданскому и промышленному строительству, председатель правления Союза «ИСЗС-Монтаж» Алексей Бусахин.

— Алексей Владимирович, какие ощущения у вас остались после выставки? Отличалась ли она чем-то от прошлогоднего «Мира климата»?

— Первое, что в этом году отличало выставку от предыдущей, — то, что мы увидели появление достаточно большого количества российской продукции, различных климатических систем.

Конечно, был очень заметен «Русклимат», который вышел на рынок со своими приборами отопления — сегодня он начинает их выпускать. Увидел там достаточную линейку продукции…

Некоторые фирмы начали работать над выпуском продукции — холодильных машин — пока лишь своей сборки из зарубежных комплектующих. Но уже что-то! К сожалению, компрессоры мы сегодня не делаем и, видимо, не так скоро начнем. Но конференция, которая проводилась в рамках деловой программы, дает определенные надежды на то, что через какое-то время мы, возможно, восстановим в нашей стране производство компрессоров и тогда выйдем на полный цикл производства холодильной техники. Но пока это перспектива, которую мы ждем.

Второе, что, пожалуй, стоит отметить — было заметно появление на стендах участников большого количества молодых специалистов. С одной стороны, это хорошо, с другой — не очень. Потому что во многих случаях это результат замещения более квалифицированных менее квалифицированными сотрудниками.

 

— А что интересного было, на ваш взгляд, в деловой программе, которая сопровождала выставку?

— Очень интересной была конференция Ассоциация производителей радиаторов отопления (АПРО). Она, кстати, сумела добиться принятия закона об обязательной сертификации приборов отопления в нашей стране. Сертификация начинается уже 1 июля этого года. И, конечно, с точки зрения борьбы за качество а также за интересы российского производителя — это большой плюс.

Но здесь видится другая проблема. На сегодняшний день в обязательную сертификацию попали только бетоны и приборы отопления.  Понятно, что на рынке строительных материалов это лишь капля в море.

Вернуть вообще обязательную сертификацию на все виды строительных материалов, оборудования и принадлежностей для инженерных систем — это, наверное, не реально. И здесь с сожаление надо заметить, что у нас не развивается как во всем мире программа верификации.

 

— Что понимается под этим термином?

— Программа верификации — это когда производители объединяются в определенные сообщества и сами себя контролируют, то есть контролируют соответствие выпускаемой продукции тем показателям, которые они декларируют. У нас эта программа пока буксует, но я считаю, что она должна быть в первую очередь поддержана со стороны правительства, государства. Тогда она и будет развиваться. В противном случае государство придет к тому, что, как на примере с бетонами и приборами отопления, придется брать на себя обязательную сертификацию. Но оно к этому не очень-то готово. В итоге мы можем столкнуться с чисто формальной сертификацией. Такое мы уже хорошо знаем, мы это проходили: производитель платит какую-то определенную сумму и получает «бумажку» на что угодно и любого содержания.

Но возвращаясь к выставке, хочу провести параллель с состоявшейся за три недели до нее выставкой в Турции, в Стамбуле. Она аналогична нашему «Миру климата» и по направленности, и по содержанию. И вот что нужно отметить. Турция для нас — партнер, с которым мы ранее плотно работали. Однако сейчас у меня сложилось впечатление, что хотя старые контакты не теряются, но торговые обороты снижаются. Несмотря на то, что Турция по сравнению с Россией гораздо меньше, на стамбульской выставке было 750 производителей, у нас же — около 350 — в два с лишним раза меньше. И что особенно обеспокоило при общении с турецкими партнерами, то, что наша делегация почувствовала некий холодок в отношении развития бизнеса.

Когда начали разбираться, поняли, в чем дело. Турки перенацеливают свои бизнес-интересы на другие страны.

То, что они у нас ничего не покупают, это ясно, у них лишь один интерес — что-то нам продать. А учитывая, что у нас объем строительства значительно сократился и в строительной отрасли имеются определенные проблемы, они, в свою очередь открывают для себя — и очень интенсивно — новые рынки. Это Индия, Пакистан, Иран, Ирак.

 

— Но ведь это достаточно небогатые страны, смогут ли они заметить тем же туркам наш, российский рынок?

— Согласен, страны небогатые. Но нужно принять во внимание следующие цифры. Индия — это 1 млрд жителей, Пакистан — 800 млн, Иран с Ираком — еще полмиллиарда. В целом рынок под 3 млрд человек! Понятно, что сегодня еще половина из них не думает об установке систем кондиционирования в своих домах. Но в любом случае остаются полтора миллиарда человек! Это — сверхбольшой перспективный рынок с точки зрения климатического оборудования. Бездонный рынок по сравнению с нашими 140 млн жителей, из которых сегодня тоже около половины не могут приобрести те же домашние кондиционеры. И мы видим наши 60 миллионов против полутора миллиардов! Вот отсюда и этот холодок в бизнес-отношениях.

Кроме того, у них есть еще и старые рынки, такие как Кувейт, Бахрейн, Арабские Эмираты.

На нашем «Мире климата» я опрашивал российских производителей и поставщиков — интересовался ли кто-то из них рынками этих стран. И от всех услышал один ответ — нет!

 

— Но ведь предложить-то нашим, в отличие от Турции, на эти рынки нечего, так ведь?

— Так. Сегодня в бытовом сегменте у нас пользуются наибольшим спросом дешевые сплит-системы. В России не производится ни одной сплит-системы. Мы живем на полном импорте, соответственно, этот пласт рынка для нас не существует. А все то, что мы производим, этим странам не интересно, потому что у них под боком Китай и теперь добавилась Турция. Поэтому они нас на свои рынки особо-то и не приглашают.

Мы же, в свою очередь, никакой инициативы и не проявляем.

 

— А отсутствие нашей инициативы с чем связано?

— С отсутствием поддержки со стороны государства. Надо понимать, насколько государство готово поддерживать импортеров, давать им какие-то льготы и т.д. Наш производитель сегодня пока что полностью импортозамещения не произвел. И доля импорта в нашей продукции, особенно, когда речь о климатической технике, все еще достаточно высока.

 

— Но почему наши производители не могут стать такими же успешными, как турецкие? Мы же делаем ракеты на ядерном топливе, которых нет ни у кого в мире? А тут-то что?

— Все то же. Должна быть поддержка производителя со стороны государства, и уж тем более, когда он начинает торговать с другими странами. Это то, что мы видим на примера той же Турции или Китая.

Там — сумасшедшая поддержка любого производителя, что бы он не производил. Только производи!

А если начинаешь продавать произведенное за рубеж, тебе открываются дополнительные льготы. У нас же производитель реально «выживает». У нас нет государственной поддержки этим секторам производства. И в этом причина…

 

— В чем должна заключаться такая поддержка? Хотя бы в самых общих чертах…

— Это, в первую очередь, налоги, налоги на имущество, это аренда, это и кредиты под другие проценты… Бесплатная земля под промбазы… У нас для того, чтобы построить завод, нужно сделать огромные капиталовложения… А если брать помещение в аренду, то производитель работает практически только на то, чтобы «отбивать» эту аренду. И в результате он не видит смысла развивать производство.

В Китае же, к примеру, любое предприятие в первые три года работы вообще освобождают от всех налогов. А дальше — 10% от оборота. Если не захотел в дальнейшем оставить свое предприятие — закрывай, открывай новое и опять на три года освобождают от налогов…

Это все то, о чем сейчас говорят на каждом шагу — на бизнес-форумах, конференциях и т.д. Все говорят, но ничего пока не делается в нужном объеме.

 

— Каков общий вывод из прошедшей выставки? Что вынесли из нее российские специалисты?

— Сказать, что мы там увидели что-то особо новое, нельзя. А если говорить о конгрессе «Энергоэффективность XXI век», который проходил в рамках выставки, то на нем были подведены итоги уже проделанной работы. Утверждать, что сделанным все довольны — нельзя. Есть и успехи, и то, что еще нужно сделать… Дел еще много. И участники форума в очередной раз пришли к выводу, что без поддержки правительства ничего сделать нормально не возможно. То есть, что делать — специалисты знают. Но это же надо подкреплять законами, законодательными актами и т.д.

Ну и кроме того, очевидно, что все находятся в ожидании итогов выборов, итогов смены правительства — как оно будет создано и в каком составе. И, соответственно, увидеть то направление, в котором оно будет работать, те задачи, которые будут поставлены перед отраслью. Потому что сегодня совершенно очевидно, что Министерство строительства и ЖКХ, к сожалению, вопросами строительства занимается недостаточно компетентно. С одной стороны, мы слышим в обращении Путина к Федеральному собранию, что надо рачительно использовать энергоресурсы, а с другой тут же получаем письма из министерства о том, что в жилых домах нужно оставлять элеваторы и не менять их на индивидуальные тепловые пункты. ИТП — это регулирование систем отопления в зависимости от наружной температуры воздуха на улице.

Это лишь один пример того, когда команды руководителей на местах вообще не согласуются с той политикой, которая объявляется Президентом страны. И таких можно привести сотни.

Если говорить об энергоэффективности, то у нас реальных «побед» на этом фронте (кроме появления светодиодных ламп) — лишь одна. А именно то, что мы при строительстве и при капитальном ремонте зданий решили устанавливать более экономные (по сравнению с элеваторами) ИТП, то есть реально снижать потребление тепла этими зданиями. Но теперь и эту, практически единственную победу хотим «победить с другой стороны».

 

— Мы не знаем, останется ли Минстрой после смены правительства, а если останется, то в каком составе… Чего бы вы, как представитель профессионального сообщества, ждете от нового (если таковой появится) состава Минстроя?

— Хотелось бы, чтобы там было побольше специалистов — именно специалистов! Которые бы принимали ключевые решения в отрасли. А еще лучше, чтобы принимая решения, они советовались с профессиональным сообществом. И о развитии, и о путях развития строительной отрасли… Чего сегодня, увы, не происходит.

 

Беседовал Михаил ЗИБОРОВ

 

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо