Зачем ТЕХНОНИКОЛЬ
идет
в Китай?
Уже в 2015 году корпорация ТехноНИКОЛЬ планирует поставить в Китай почти 100 тысяч кубических метров утеплителя из каменной ваты.
Об этом весьма удивленным данным фактом журналистам рассказали на пресс-конференции руководители направления «Каменная вата» корпорации ТехноНИКОЛЬ. Вопрос, который возникал, что называется, сходу — нужна ли Китаю, где с каждым днем развивается все более высокотехнологичное производство, нужна наша каменная вата? Неужели сами не могут сделать?
И вопрос, вытекающий из первого: а если сделают, то не будет ли при их дешевой рабочей силе наша, российская продукция неконкурентоспособной?
Вместо шлака — базальт
Ответ на оба эти вопроса станет понятен из анализа рынка теплоизоляции КНР.
Потребление каменной ваты на душу населения сегодня в КНР составляет всего 1,9 кг на человека в год, что в 5 раз ниже, чем в России. При этом рынок каменной ваты растет примерно на 9% в год, что говорит о его достаточно высоком потенциале. Множество мелких компаний на рынке каменной ваты Китая в основном производят материалы низкого качества на основе шлаковаты. Шлак делает их колючими, более хрупкими и менее долговечными. Это усложняет монтаж каменной ваты на объектах, а также может приводить к сокращению интервалов между ремонтами. Кроме того, подобное производство нетехнологично и неэкономично, что часто становится причиной банкротства китайских производителей теплоизоляционных материалов.
Стоит такая китайская шлаковата, в среднем, порядка 2 000 юаней за тонну — это около 10—12 тысяч рублей. Но вопрос в том, что низкокачественную изоляцию не хотят применять крупные строительные компании, которые возводят серьезные дорогостоящие объекты в республике. Они в КНР в больших объемах используют импортную минеральную вату высокого качества.
Каменную вату, которая соответствует высоким стандартам и требованиям, экспортируют в Китай европейские и американские компании. Цена в переводе на наши деньги — около 45 тысяч рублей за тонну. При этом ТехноНИКОЛЬ будет предлагать аналогичные по качеству материалы по цене — 30-35 тысяч рублей за тонну каменной ваты.
Строительный рынок прибавляет
Строительный рынок Китая развивается уверенными темпами (объем строительного рынка в Китае в денежном выражении сейчас составляет 1284 млрд долларов) и в ближайшие пять лет он будет расти с динамикой в среднем 10%. Этому способствует и наметившаяся тенденция к переселению сельского населения в города, которая расширяет рынок жилищного строительства. Кроме того, меняются строительные технологии, а также подходы к нормативной базе, в том числе прослеживается тренд к применению энергоэффективных технологий, повышению требований к качеству строительных материалов, а также пересмотру технического регламента пожарной безопасности зданий.
Если все это учесть, то экономия при переходе с евро-американской минваты на российскую будет большой, если не сказать огромной!
Рынок китайской теплоизоляции активно растет за счет инвестиций в недвижимость, что позволяет развиваться и строительным компаниям. Пять из десяти крупных мировых строительных компаний являются китайскими, что характеризует рынок КНР как один из наиболее крупных и перспективных, где ежегодно растет потребление каменной ваты. Вот почему руководство компании ТехноНИКОЛЬ не сомневается, что ее продукция будет востребована!
Вектор развития — восток!
Освоение КНР ТехноНИКОЛЬ планирует начать с восточных территорий и намеревается занять 10% рынка в сегменте качественной базальтовой изоляции.
На сегодняшний день в состав производственных активов ТехноНИКОЛЬ направления «Минеральная изоляция» входят 6 заводов по производству базальтовой теплоизоляции. Планомерная модернизация всех предприятий направления позволила увеличить объем производства утеплителя с 7,9 млн куб. м до 9,3 млн куб. м в год. Направление «Минеральная изоляция» реализует ряд крупных инвестиционных проектов общей стоимостью почти 9 млрд рублей. Среди них — запуск второго завода по производству каменной ваты в Хабаровске в 2015 году, с общим объемом инвестиций 1,5 млрд рублей.
В 2017 году ТехноНИКОЛЬ планирует открыть завод по производству базальтовой теплоизоляции в Казахстане, на что выделено 2 млрд рублей. Предприятие в Караганде будет выпускать 1,1 млн куб. м готовой продукции в год. Она будет поставляться во все 14 областей Казахстана, в Россию и страны Средней Азии, в том числе Западный Китай.
Строительство новых заводов в Хабаровске и Караганде позволит компании увеличить долю присутствия на рынке теплоизоляционных материалов в странах азиатского региона. Для удовлетворения потребностей КНР в качественной базальтовой теплоизоляции компания рассматривает варианты строительства собственного завода на территории страны или покупки и модернизации существующего предприятия.
Михаил ЗИБОРОВ
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.