Почему производители
инженерных систем
не боятся 2015 года?
В ходе дискуссии свою экспертную оценку рынка и происходящих в стране событий дали представители компаний-участников профильной выставки Aqua-Therm Moscow 2015: «МАСТЕР-ВАТТ», «Хогарт», «Терем», «ДЮЙМ», «Данфосс», «ЮИТ», НП «Совет по экологическому строительству» и НП «АВОК», а также Ассоциации «GreenСтрой».
Модератором круглого стола выступил исполнительный директор компании REHAU по Восточной Европе Андрей Белоедов.
«Сохраняем оптимизм!»
Конечно же, участники круглого стола не могли не дать оценку нынешней выставке.
— Я хочу отметить возросшую активность на сегодняшней экспозиции по сравнению с предыдущими выставками, даже 2014 года, — отетил генеральный директор компании «МАСТЕР-ВАТТ» Сергей Козявкин. — Однако пока не известно, выльется ли этот большой интерес участников и посетителей в какие-то реальные заказы.
Он обратил внимание, что большую часть посетителей составляли монтажные компании, физических же лиц было совсем немного. Такая активность вселяет определенные позитивные настроения, считает предприниматель, поскольку интерес к той продукции, которую предоставляет его компания, сохранится.
— Безусловно, то, что происходит на финансовом рынке России, негативно отражается на спросе, но мы предполагаем, как и в прошлые годы перемен, которые уже были в нашей истории, что будет найдена новая точка опоры, цены сбалансируются, спрос хотя бы частично восстановится, — сказал руководитель компании. — Потому что заменить тот ассортимент, который предоставляем мы, а также наши коллеги, присутствующие здесь, невозможно. Причем это касается как количества завозимого оборудования, так и ассортимента – некоторые вещи просто не производятся в России и не имеют местных аналогов. Так что мы сохраняем оптимизм и надеемся, что какое-то движение в этом году обязательно будет. И мы нащупаем инструменты, при помощи которых сохраним наших клиентов и сможем поддерживать уровень поставок в достаточном, приемлемом для нас количестве.
Об оптимистичном настрое говорил и другой участник круглого стола — председатель совета директоров компании «Терем» Виктор Прошин.
— Первый день выставки показал: клиенты, которые приходят к нам на стенд, полны оптимизма, — заявил он. — Все понимают, что год будет непростым, поскольку придется работать в новых условиях, но спрос есть, есть большая инерция, которую экономика нам подарила с прошлых 2013 и 2014 годов. Я думаю, что 2015 год будет не таким плохим, как мы предполагали изначально. Хотя, конечно, падение спроса будет.
Любопытное наблюдение сделал коммерческий директор компании «ДЮЙМ» Александр Кузьмин.
— Мы обратили внимание, что многие люди, в особенности из регионов, приходят в некоторой растерянности и спрашивают, есть ли у нас программа дальнейшего развития в условиях кризиса. Мы общаемся на эту тему и объясняем им свою позицию, и я вижу, что гости постепенно проникаются оптимизмом. Хотя я и думаю, что 2015 год будет тяжелым, но мы все равно стараемся видеть ситуацию оптимистично.
Он также рассказал, что компания даже в сложившихся непростых условиях расширяет ассортимент — развивает линейку котельного оборудования, подписала контракт с компанией REHAU и активно продвигает свой собственный бренд. Это позволяет компании, ее клиентам и партнерам смотреть в будущее достаточно позитивно, считает Александр Кузьмин.
Вперед, не взирая на кризис!
Идет вперед несмотря на кризис и Группа компаний «ЮИТ». Об этом сообщил директор по закупкам «ЮИТ» Евгений Зенин. И эту ситуацию он считает хорошим показателем стабильности компании.
— Что касается перспектив нашей работы, то какая-то корректировка, безусловно, произойдет, — считает он. — Если в прошлом году увеличение объемов строительства и продаж составило порядка 30%, но в 2015 году мы такого прироста не покажем. Хотя первоначальные планы были нацелены на достижение именно такого показателя.
Если сравнить кризис 2008 года, то тогда наш концерн по ряду объективных причин не остановил ни один из начатых проектов. Не произойдет остановок и в 2015 невзирая на любые ситуации, которые мы реально можем предвидеть.
Например, наше стратегическое партнерство с компанией REHAU сохранится как в рамках инженерных систем, так и при закупке светопрозрачных конструкций. То же самое я могу сказать про компанию Danfoss – мы очень успешно отработали в прошлом году и надеемся на такое же плодотворное сотрудничество в этом. Аналогичная ситуация и с большинством наших стратегических партнеров (и российских, и зарубежных).
В частности, пояснил представитель «ЮИТ», буквально за неделю до круглого стола на уровне совета директоров было принято решение начать строительство энергоэффективного дома в Казани. Жилой комплекс «Современник» будет иметь класс энергоэффективности А, приточно-вытяжную вентиляцию с рекуперацией тепла (проект реализуется при поддержке НП «АВОК»). Это доказывает, что качество и движение вперед являются для «ЮИТ» стратегически важными.
Однако не все участники круглого стола были настроены оптимистично. Например, директор по развитию компании «Хогарт» Геральд Фаленкамп заявил:
— Меня много спрашивают о прогнозах на будущий год, но у меня нет таких прогнозов. Я не знаю, что будет. В отличие от моих коллег, я не смотрю на происходящее с таким оптимизмом. Многое просто не зависит от нас. Мы, конечно, будем двигаться дальше и сделаем все возможное, но все понимают, что главная проблема – это зависимость российской экономики от цен на нефть.
«Частный сектор»: спрос не упал. Пока…
Говоря о промышленных потребителях, участники круглого стола не забыли и о частных потребителях. Эту тему затронул председатель совета директоров компании «Терем» Виктор Прошин.
— Как и на других рынках, здесь сейчас будут в большей степени востребованы качественные материалы, энергоэффективные технологии, — считает бизнесмен. — Как показал январь, объемы заказов у монтажников не упали. В Москве и Московской области уровень жизни довольно высокий, поэтому я не жду здесь глобального падения.
Что касается поставщиков оборудования, то серьезные компании (в первую очередь европейские), нацеленные на качество продукции и уделяющие немало внимания маркетинговой поддержки, на мой взгляд, объемы сильно не потеряют (а может быть, даже приумножат). Уйдет в большей степени средняя ниша и будет востребована эконом-ниша. Если раньше строилось в основном бизнес-жилье, то сейчас будет возводиться в основном эконом-класс, для которого необходим дешевый, но качественный и экономичный продукт. Резюмирую: в Москве и Московской области заказы сейчас не падают, в регионах я ожидаю большего падения.
«Зеленое строительство» — на все времена!
Не могли участники дискуссии обойти стороной и вопросы столь модного сегодня зеленого строительства. Каковы перспективы развития зеленых технологий в России в связи со сложившейся экономической ситуацией? Не отбросит ли она нас назад?
Председатель правления Ассоциации «GreenСтрой» Дмитрий Березуцкий считает, что нет. Потому что экологическое строительство имеет многогранный характер. Если ослабевает вдруг интерес непосредственно к экологии, то существует проблема энергоэффективности. Это — тоже стандарт зеленого строительства. Сокращение эксплуатационных расходов актуально всегда, поэтому зеленое строительство будет развиваться, причем с разных сторон.
— Мы рассчитываем, — подытожил Дмитрий Березуцкий , — что как раз этот кризис сделает переход на более умные системы проектирования, которые позволят сэкономить средства.
Юрий МИХАЙЛОВ
Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.